ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ЗАРИСОВКИ
Очередная поездка паломнической группы из алуштинского пансионата «Профессорский уголок» по монастырям и храмам южного берега Крыма на сей раз началась с подворья Косьмо- Дамиановского монастыря в посёлке Партенит.
Пока наш предводитель Андрей получал разрешение на въезд в Крымский природный заповедник, мы посетили храм, посвящённый святому Иоанну Готфскому, окормлявшему местных христиан в VIII веке и считающемуся одним из небесных покровителей полуострова, и повосхищались открывающимися с края обрыва за стеной подворья видами горы Аю-Даг, у самого подножия которой лежит Партенит. Храм Иоанна Готфского запомнился большими скульптурами на крыше, вокруг купола, обычно не свойственными архитектуре православных церквей.
Впрочем, подворье было второстепенным и промежуточным пунктом маршрута. Нашей основной целью был сам Косьмо- Дамиановский монастырь, куда наш автобус и отправился сразу же, как только бумага, необходимая для посещения заповедных земель, была получена.
Видимо, имена Косьма и Дамиан были в своё время необыкновенно популярны и распространены. Иначе чем ещё объяснить тот факт, что история православной Церкви знает целых три тандема святых, которых так звали. В церковном календаре фигурируют Асийские, Аравийские и Римские Косьмы и Дамианы. Монастырь, основанный в 1856 году во глубине Крымских гор архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием, посвящён римскому «дуэту».
Место для будущего монастыря было выбрано не случайно. Своим появлением именно в этих горах он обязан источнику Савлух- Су, что в переводе с тюркского означает «здоровая вода» (и действительно, вода в источнике не только необыкновенно вкусная, но и целебная, благодаря содержащимся в ней в большом количестве ионам серебра), который народные предания издавна связывали со святыми Косьмой и Дамианом – то ли они жили рядом с этим родником, то ли тот вообще возник по их молитвам. Потому неудивительно, что именно здесь появился монастырь, посвящённый этим святым, а сам источник впоследствии тоже получил их имя.
Первым настоятелем монастыря был игумен Макарий, человек очень волевой и суровый. Такие качества были совершенно необходимы, чтобы поддерживать порядок в отдалённой, труднодоступной обители. Поэтому, когда Макария не стало, в монастыре начались разброд и шатания, а иноки запили горькую. Дело дошло до того, что в 1898 году было принято решение братию распустить, а монастырь сделать женским.
В своей женской ипостаси Косьмо-Дамиановский монастырь и достиг своего расцвета. В 1911 году здесь даже побывала семья императора Николая II, который надеялся, что воды монастырского источника помогут исцелить его сына Алексея. Период процветания продолжался до послереволюционных времён, когда монастырь был закрыт новыми властями, а на его месте учреждена колония для инвалидов и престарелых. А во время Великой Отечественной войны здания бывшей монашеской обители были разрушены почти до основания немцами, боровшимися с партизанскими базами в Крымских горах. Так что в середине девяностых возвращённый Церкви монастырь пришлось отстраивать практически с нуля.
И по сей день здесь нет поражающих воображение храмов и богатых экстерьеров, но зато есть живописнейшие, поросшие густым лесом вершины над монастырским ущельем, буйная зелень трав и деревьев и чистый горный воздух – Косьмо- Дамиановская обитель находится на почти километровой высоте над уровнем моря. Так что добираться сюда надо долго, по нескончаемым «серпантинам».
По монастырю бродят множество дружелюбных котов. Чем они здесь питаются – тайна сия велика, в монастырях с мясом туго. Наверное, ловят мышей по окрестным горным склонам.
А «на десерт» нас ждало посещение ещё двух церквей, уже в самой Алуште – только строящегося, но уже блестящего и сверкающего многочис л енными куполами, словно большая ёлочная игрушка, храма Святых Царственных Мучеников и Храма Всех Крымских Святых и Феодора Стратилата, который, напротив, своими строгими, лаконичными формами совершенно не похож на типичную православную церковь. И это не случайно. Граф Михаил Воронцов, по распоряжению которого в 1842 году был возведён алуштинский храм, являлся знатным англоманом, потому нет ничего удивительного, что в итоге тот оказался похожим по архитектуре на английские церкви.
В прошлом веке здание храма, как легко догадаться, долгое время использовалось не по прямому назначению и оттого неоднократно перестраивалось, так что его первоначальный облик был частично утрачен. Не стало, например, высокого готического шпиля, заменённого, когда в стенах храма располагался клуб «Строитель», стеклянным куполом. А уже во время возрождения церкви, в процессе реконструкции, на ней появились купола, которых изначально не было. Но, несмотря ни на что, свою индивидуальность церковь Всех Крымских Святых, к счастью, не утратила.
НА СНИМКАХ: храм Иоанна Готфского; храм Всех Крымских Святых.
Роман БЕЛОУСОВ /фото автора/