ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ЗАРИСОВКИ
По количеству храмов на душу населения Старочеркасская, наверное, занимает одно из чемпионских мест. Их здесь четыре на две с половиной тысячи жителей, плюс ещё монастырь.
Исторические корни Свято- Донского Старочеркасского монастыря тесно связаны с другим донским монастырём – Серафимовичским Усть-Медведицким. Первые насельницы его предтечи, Ефремовского женского монастыря, открытого 12 сентября 1837 года на пожертвования вдовы старочеркасского казачьего полковника Данилы Степановича Ефремова, были сёстрами Усть- Медведицкой обители, приехавшими сюда, в казачью столицу, и привезшими свои монастырский устав и уклад.
Надо ли говорить, что в двадцатых годах прошлого века Ефремовский монастырь был закрыт. А возродился только в 1994-м, уже под новым названием. Можно сказать, что старочеркасскому монастырю относительно повезло, время разрухи и запустения для него закончилось ещё в семидесятых годах прошлого века, когда остатки его строений стали частью Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника, созданного в станице по инициативе нобелевского лауреата Михаила Александровича Шолохова.
На стене одного из монастырских зданий можно прочитать «Летопись старого города Черкасска», которая пунктиром самых ярких событий описывает вехи станичной истории. Вот некоторые из них:
«1570 год – основание Черкасского городка.
1644 – 1805 – Черкасск – столица Земли Войска Донского.
Около 1630 – родился Степан Разин.
1652 – освящена в Черкасске первая на Дону соборная церковь во имя Воскресения Христова.
1671 – принесение в Черкасске донскими казаками присяги на верность московскому государю.
1690 – родился Данила Ефремович Ефремов, донской войсковой атаман, первый генерал из среды казачества России. Тайный советник.
1695, 1696, 1703, 1709 – посещение Черкасска Петром Первым.
1696, 3 августа – произведёны в Черкасске фейерверк и салют в честь взятия Азова – первый в истории России военный салют.
1708, 7 июля – убийство заговорщиками-старшинами войскового атамана Кондратия Булавина.
1753 (1751), 8 августа – родился М.И. Платов – герой Отечественной войны 1812 года, Георгиевский кавалер, граф Российской империи, генерал от кавалерии, почётный доктор права Оксфордского университета.
1783 – 1784 – посещение Черкасска А.В. Суворовым.
1803, 13 октября – пожалование по указу императора Александра I городу Черкасску герба.
1804, 31 декабря – утверждение императором Александром I плана строительства столицы Дона – Нового Черкасска. Переименование города Черкасска в станицу Старочеркасскую.
1820, 8 июня – приезд А.С. Пушкина с семьёй генерала Н.Н. Раевского.
1825, 14 октября – посещение станицы Старочеркасской императором Александром I.
1893, июль – пребывание в станице художника В.И. Сурикова.
1970, 30 декабря – принятие по инициативе М.А. Шолохова Постановления Правительства Российской Федерации (примечание автора: наверное, всё же РСФСР, какая в1970 году Российская Федерация) об образовании Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника.
2001, 28 апреля – приезд путешественника и учёного Тура Хейердала».
Некоторые из перечисленных событий оставили на облике станицы свои следы, ставшие ныне туристическими достопримечательностями. В частности, монастырский архитектурный комплекс включает в себя дворец атаманов Ефремовых. По сравнению со своими петербургскими собратьями он, конечно, выглядит довольно скромно, но для донских земель XVIII века это было, наверное, очень роскошное здание.
Недалеко от монастыря (в Старочеркасской вообще всё недалеко) стоит дом последнего атамана вольного Дона Кондратия Булавина. По меркам тех времён это настоящая крепость. Он так и называется – дом-крепость. Хотя её стены так и не спасли мятежного атамана. Подавление его восстания российскими правительственными войсками в 1708 году закончилось окончательной потерей донским казачеством своей независимости.
На окраине станицы (которая тоже совсем рядом) ощетинился настоящими, старинными, XVIII века, пушками реконструированный Даниловский бастион, в своё время защищавший Черкасск от набегов татар и турок. Он назван в честь своего строителя, атамана Данилы Ефремова (того самого, чьи наследники основали Ефремовский монастырь).
На стене ресторана в центре Старочеркасска красуется огромная печать Войска Донского с изображением голого, но вооружённого ружьём и саблей казака, восседающего на бочке. Есть забавная легенда о происхождении этой печати, гласящая, что однажды во время посещения Черкасска царь Пётр Великий увидел на майдане пьяного казака, прогулявшего в кабаке всё, включая одежду. Но при этом с оружием наперевес. Пётр заинтересовался, подошел к казаку и спрашивает:
– А почему оружие не продал? Уж оно-то подороже одежды будет.
А казак, не узнавший царя (тот по своему обыкновению был в немецком платье), отвечает:
– Что ж я за казак буду без оружия? Саблей и ружьём я себе и новую одежду добуду, и царю с Отечеством послужу.
Петру так понравился этот ответ, что он выкупил казаку одежду и постановил: отныне на печати Войска Донского изображать верного долгу казака верхом на бочке, голым, но с оружием в руках.
Но главным историческим наследием Старочеркасска являются, конечно, его храмы. И в первую очередь – Воскресенский войсковой собор, который со времени завершения своего строительства в 1719 году до переноса казачьей столицы в Новочеркасск в 1805-м являлся главным храмом Войска Донского. Кресты на куполах войскового собора увенчаны коронами. Подобное можно встретить нечасто. По словам нашего монастырского гида, это означало особое покровительство царствующего дома. А интерьер храма украшает потрясающий резной многоярусный иконостас из 149 икон XVIII века, буквально чудом уцелевший в исторических передрягах прошлого столетия.
На площади-майдане перед Воскресенским собором выставлены, наверное, самые главные реликвии донской казачьей истории – трофеи Азовского похода и последующего знаменитого осадного сидения 1637–1642 годов – захваченные у турок пушки, направленные стволами в сторону Азова, створка крепостных ворот, две калитки и коромысло городских торговых весов. Вид эти артефакты имеют самый суровый и монументальный и буквально пропитаны духом старины.
Ещё более древний станичный храм – церковь Петра и Павла, первое упоминание которой в грамотах Войска Донского относится к 1692 году. Конечно, храм, который мы видим сегодня, – не тот, что стоял на этом месте изначально. Это каменный «новодел», построенный в 1749 – 1751 годах вместо первой, деревянной церкви, сгоревшей во время пожара. Кстати, к его возведению приложил руку всё тот же вездесущий Данила Ефремов. Говорят, что стройкой озаботилась и сама императрица Елизавета Петровна, приславшая для этой цели из Москвы мастера- строителя и бригаду каменщиков со штукатурами. В 1751 году в новопостроенном храме был крещён один из самых известных казачьих атаманов в истории – Матвей Иванович Платов.
В своё время на площади между храмом Петра и Павла и берегом Дона был огромный рынок, на котором казаки торговали «полоном» – в основном пленными турками. Впрочем, в соседнем турецком Азове (тогда называвшемся Азак) тоже был такой же точно рынок, на котором продавали русских невольников. Никого это тогда не смущало, Декларация прав человека была написана несколько позже.
Впоследствии ассортимент изменился – вместо живого товара казаки стали торговать рыбой, икрой и конями знаменитой донской породы, тонконогими и быстроходными. За «дончаками» покупатели приезжали со всей России и из других стран, даже из Персии.
Самое непосредственное отношение к клану Ефремовых имеет и монастырская церковь Донской иконы Божией Матери, построенная сыном Данилы Ефремова, Степаном, в качестве домового храма семьи. Она продолжала оставаться таковой до самой передачи Ефремовскому монастырю в 1837 году.
Всё это культурное богатство, как я уже говорил, теснится на небольшом пятачке в центре станицы. Только Преображенская церковь, больше известная как Ратная, стоит отдельно, у самого выезда из Старочеркасска. Рядом с древним, четырёхсотлетним погостом, на котором похоронены, в числе прочих, многие знаковые для казачьей истории люди – герои Азовского сидения, известные донские атаманы (в том числе Данила Ефремов), семья Матвея Платова, отец и мать Степана Разина, мать Емельяна Пугачёва... На этом кладбище станичники хоронят своих близких и по сей день и никакого другого не хотят.
Ратный храм совершенно уникален. Как правило, в церковь нельзя заходить с оружием. А сюда казаки приходили со своими саблями и ружьями специально, чтобы освятить их перед битвами и походами особой молитвой. Бывало даже, что заезжали на конях, и это не считалось кощунством или проявлением неуважения.
Но, к сожалению, эту необычную церковь мы увидели только из окна автобуса, поскольку торопились дальше, в Ростов.
НА СНИМКАХ: печать Войска Донского; трофеи Азовского сидения.
Роман БЕЛОУСОВ
Материал подготовлен при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.