НЕГАСНУЩИЕ ЗВЕЗДЫ
Его фильмы уже не одно десятилетие бьют все рейтинги просмотров. Стоит только поставить их в эфирную сетку, тут же к экранам приникают зрители. Пусть и видели все это уже сто раз. Его актерские работы тоже заметны, а семейная жизнь, протекавшая у всех на виду, была лишена громких скандалов. Только громкие овации. К сожалению, пресловутый вирус никого не щадит, даже самых талантливых. На днях не стало Владимира Меньшова – народного артиста России, актера и режиссера.
Он был без преувеличения народным. Его героев зрители обожали, будь то маршал Жуков в «Ликвидации» или «Светлый маг» в «Ночном дозоре» по произведению Лукьяненко. Даже простоватый мужик из «Года теленка» – и тот вызывал умиление. Да и фильмы Меньшов снимал народные, понятные простым зрителям. И даже странно слышать из его интервью, что коллеги постоянно ругали. Помню, в Тюмени Владимира Валентиновича спросили, почему наши обладатели «Оскара» так не любят друг друга. И ответ поразил: «Они меня дураком считают». Конечно, он снимал не элитарное кино, хотя всегда мечтал об экранизации серьезных произведений. Но даже сделанная вроде бы на потребу времени комедия «Ширли-мырли», которую критиковали даже на провинциальных журналистских семинарах, оказалась весьма живучей и была разобрана на цитаты. Меньшов всегда тонко чувствовал своего зрителя и обладал даром предвидения. Хотя сам говорил, что сценарии ему доставались по остаточному принципу. Хороши же остатки! И даже в театральный вуз он поступил с четвертого раза.
Владимир Валентинович Меньшов родился 17 сентября 1939 года в Баку. Его отец был сиротой; окончив мореходное училище, работал первым помощником капитана, затем служил в НКВД. Мать – домохозяйка. Из-за работы отца семья перебралась в Архангельск, затем в Астрахань. До поступления в институт Владимир Меньшов работал учеником токаря на заводе, на шахте в Воркуте, матросом на водолазном катере в Баку, а также актером вспомогательного состава Астраханского театра имени Кирова.
В 1965 году окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ, в 1970 году – аспирантуру при кафедре режиссуры во ВГИКе (мастерская Михаила Ромма). В большом кино Меньшов дебютировал в 1972 году в главной роли в драме Алексея Сахарова "Человек на своем месте". Всего на счету Меньшова около 120 работ, среди которых: "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", "Где находится Нофелет?", "Город Зеро", "Ночной дозор", "Легенда №17", сериалы "Диверсант", "Ликвидация", "Личные обстоятельства".
Режиссерский дебют Меньшова состоялся в 1976 году музыкальной лентой о старшеклассниках по сценарию Семена Лунгина "Розыгрыш". Школьники, снявшиеся в нем – Дмитрий Харатьян, Наталья Вавилова, Евдокия Германова – обрели статус кинозвезд, песни звучали на пластинках и по радио. По результатам проката 1977 года картину посмотрело рекордное количество зрителей, его создатели были удостоены Государственной премии РСФСР.
В 1978 году начались съемки картины "Москва слезам не верит" по сценарию Валентина Черных. На главную роль претендовали Ирина Купченко и Маргарита Терехова, но признанные красавицы отказались, не увидев ничего особенного. Когда на съемочную площадку пришла супруга режиссера Вера Алентова, многие посчитали это протекцией. Но именно к Вере Меньшов был строже всех, ее даже прятали от гнева мастера.
Эта работа давно обросла легендами. Меньшов не раз рассказывал, как уговаривал Алексея Баталова сыграть Гошу (потом все спрашивали, в какой электричке можно встретить такого интеллигентного работягу). Как уже вместе с Алексеем Владимировичам ездил заполучить Наталью Вавилову (Александра), не собиравшуюся продолжать актерскую карьеру. Как правильно выбрали музыкальный материал, когда появился Сергей Никитин. И как ему удалось вытащить звезд кино эпохи 50-х в маленькие эпизоды. Позднее Татьяна Конюхова признавалась, что эта ролька прославила ее больше всех.
За первый год проката фильм посмотрело почти 90 миллионов зрителей, его купили более 100 стран. Мелодрама завоевала призы на многих международных кинофестивалях, создатели фильма получили Государственную премию СССР. В 1981 году Американская академия киноискусства присудила фильму "Оскар". На церемонию Меньшова не пустили, приз получал представитель посольства. И только спустя годы золотая статуэтка оказалась на полке режиссера. В свое время благодаря ей он заполучил картину «Зависть богов» Жирара Депардье, которому было интересно посмотреть, кто у их французской ленты увел самую престижную премию. А Вера Алентова объехала с презентацией полмира, и всегда женщины ей говорили, что это фильм про их судьбу.
В театре «Современник» шла пьеса «Любовь и голуби» с Ниной Дорошиной в главной роли. Она оставалась в репертуаре долгие годы, даже я успела ее посмотреть, когда коллектив был на гастролях в Тюмени. Игра Нины настолько покорила Меньшова, что он решился на экранизацию. Правда, изначальный вариант сильно порезали разные чиновники от кино, особенно их раздражали сцены с алкоголем. А ведь именно они стали главной изюминкой фильма, как и драка между героинями Нины Дорошиной и Людмилы Гурченко.
На фестивале комедийных фильмов в испанском городе Торремолинас картина получила главный приз "Золотую ладью".
В 1995 году вышел его фильм "Ширли-мырли". В 2000 году он выпустил лирическую трагедию "Зависть богов". К двум своим последним картинам Меньшов написал сценарии.
Меньшов играл и в театре. В 2014 году он исполнял одну из ролей в музыкальном спектакле "Двор" в "Гоголь- центре". В Театре имени А.С. Пушкина вместе с Верой Алентовой играл в спектаклях "Пизанская башня" и "Любовь. Письма". Последний поставила их дочь Юлия.
С 2009 года Владимир преподавал, вел мастерскую во ВГИКе. Занимался общественной деятельностью: был председателем Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний. В июне 2021 года был включен в общефедеральный список кандидатов партии "Справедливая Россия – Патриоты – За правду" на выборах депутатов Госдумы VIII созыва. В 2014 году получил премию "Золотой орел" за лучшую роль второго плана в кинофильме "Легенда №17".
Все знают, что его дочь Юлия Меньшова пошла по стопам родителей, стала успешной телеведущей, актрисой, а потом и режиссером. Сейчас династию продолжает уже внук, которым Владимир Валентинович очень гордился. А мы опять припадем к экранам, когда покажут одну из картин мастера.
Юлия КОНКИНА /фото из открытых источников/