РЯДОМ С НАМИ
«Сегодня, 22 июня, в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы...». 80 лет назад из каждого радиоприёмника Советского Союза звучал голос Левитана.
День в день, час в час, минута в минуту с этим печальным событием свершилось другое, радостное и светлое, – миру явилась славная девочка Клара. Случилось это в Чувашской АССР, Ядринском районе, деревушке Пошнары в молодой семье Гурия Герасимовича и Варвары Александровны Токаревых.
Варя была красавицей, с бойким характером, работала уборщицей в местной школе, где директорствовал Гурий. Можно сказать, случился служебный роман.
– Бабушка, еще такая юная красавица, и дед, бравый молодец, поженились в тридцать девятом году. Очень ждали первенца, – рассказывает внучка Наталья Белоногова.
Будущие родители были счастливы: Варвара чувствовала себя хорошо, муж частенько прикладывал руку к округлившемуся животу супруги и разговаривал с ребёночком. Когда пришло время и начались схватки, Гурий отвёз жену в местную больницу.
– Оправившись после родов, мама услышала плачь. Ревели все... На её встревоженный вопрос: что случилось, ответили: война,– вспоминает Клара Гурьевна. – А когда отец, рассказывают, пошёл меня регистрировать, то просто не смог записать в графу "дата рождения" меня. Это страшная дата, говорил он, нехорошая, тяжёлая, началась война, нельзя ребёнку такой день рождения иметь... Еле уговорил регистратора записать другое число.
В августе, через два месяца после рождения дочери, Гурия призвали в армию и отправили на фронт, хотя на учителей распространялась бронь.
– Видимо, такая сильная нужда была в бойцах. В деревне остались только женщины и дети, всех мужчин забрали, несмотря на возраст и состояние здоровья.
Крепко обняв безутешную жену и нежно поцеловав спящую дочь, Гурий шепнул: «Спи, Клара Цеткин!».
Человек он был образованный, начитанный, такой хотел видеть и свою дочь. Не получилось... В 1943 году в битве под Сталинградом был серьёзно ранен, и хотя организм молодой и крепкий, раны оказались не совместимыми с жизнью. Похоронен в одной из братских могил в Дубовке. А Варваре оставалось омывать горькими слезами те несколько писем с фронта, что успела получить от мужа. Вмиг осиротели три женщины – мать солдата, жена солдата и дочь солдата...
Но надо было жить дальше, жить назло нищете, голоду, холоду. Пришло время, и Варвара вновь вышла замуж за серьёзного человека, прошедшего всю войну капитаном. Родила от него ещё троих детей. Клара Гурьевна не может вспоминать своё детство без слёз: отчим был строг и суров, в падчерице видел лишь рабочую силу, на хрупкие плечи которой легла забота о младших братьях и сестрах, да и домашняя работа.
– Хозяйство большое держали: овцы, коровы, птица, – говорит собеседница.
В семь лет Кларе пришлось научиться доить корову, поскольку мать всё время была на работе. В этой же деревеньке жили дедушка и бабушка со стороны отца, внучку они любили и привечали, как могли, подкармливали.
– Питались скудно... Хлеба не было, годы неурожайные выдались. Собирали гнилую картошку и ели, – с горечью вспоминает Клара Гурьевна.
В 1961 году в поисках лучшей доли семья решила переселиться в Приисетье, а здесь требовались рабочие руки.
– Приехало тогда в Солобоево много семей, после распределения записали нас в Ботники, дали домишко. Здесь Клара Гурьевна трудилась в колхозе "Победа" дояркой, телятницей, поварихой в детском саду, учётчиком на складе...
– Несколько десятков коров вручную надо подоить, а я ростиком маленькая, мешок пятидесятикилограммовый и то выше меня, взвалят его мне на плечи – и тащишь...
В Ботниках она встретила свою судьбу – Юрия Ивановича Шепельского.
– Когда приехали из Чувашии, местные парни сбежались, он помогал выгружать вещи. В глаза друг другу посмотрели – и всё...
В 1963-м у молодых родилась дочь Наталья. Ей родители постарались дать всё то, чего Клара была лишена. 22 июня 1941 года наложило отпечаток на жизнь ее и судьбу, все перевернуло вверх тормашками.
– Она могла пойти по стопам отца, получить хорошее образование, ведь переняла от него и ум, и упорство, и нравственные качества. Мама и сейчас много читает: книги, всю периодику, от корки до корки прочитывает районку, готовит, рукодельничает, – гордится Наталья Юрьевна и с грустью добавляет: – Маме до сих пор снятся яблоневые сады родной Чувашии.
Вспоминает, как собирала яблоки и орехи. У нас тал растёт, а у них так же орешники. Родина, пусть и малая, есть родина. После переезда в Приисетье мама побывала там лишь однажды.
Каждый год 22 июня Клара Гурьевна принимает поздравления с днём рождения. Для неё это день, когда переплелись прошлое и настоящее. Отец подарил ей жизнь, а сам погиб во имя этой жизни!
Екатерина БАЙБУЛАТОВА /фото автора/