ПО СЛЕДАМ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ 

Как известно, преподобный Сергий Радонежский призывал всех паломников, которые направлялись в его Троицкий монастырь (ныне известный как Троице-Сергиева Лавра), знаменитый на Руси уже в те далёкие времена, сначала посетить другой монастырь, неподалёку, в городке Хотьково, чтобы почтить его родителей, Кирилла и Марию. Наша паломническая группа так и сделала, завернув туда по дороге в Сергиев Посад.

В эту обитель родители великого подвижника ушли вместе на склоне лет, здесь закончился их жизненный путь. (В XIV веке ещё не было обязательного разделения монастырей по половому признаку. И только после Соборного определения 1504 года, запретившего служить мужчинам и женщинам в одном монастыре, Хотьковская обитель стала чисто женской). 

«Специализация» преподобных Кирилла и Марии – семья и дети. Верующие прибегают к их мощам с просьбами о благословении «честнаго супружества и попечения о чадех доброго образа». Ведь эти святые произвели на свет и воспитали такого славного сына, каким является Сергий Радонежский, ставший одним из главных духовных светочей православной России. 

Монастырь в Хотьково ничуть не уступает своим московским собратьям в красоте и величественности своих соборов. Глядя на них, трудно поверить, что в конце прошлого века архитектурный ансамбль монастыря и его храмы восстанавливались практически «с нуля», после того, как в их стенах побывали химический завод и сельхозтехникум, а до того, с 1919 года – детская колония. У новой власти было заведено размещать в бывших монастырях пенитенциарные учреждения. Впрочем, в данном случае она оказалась неоригинальна – Хотьков монастырь стал исправительным заведением, куда помещали женщин, осужденных на «монашеское заключение», ещё раньше, с начала XIX века. 

К сожалению, познакомиться с такой древней и славной обителью как следует у нас не было времени, и посетить её довелось только «наскоком», ибо из Сергиева Посада предупредили, что в случае опоздания мы рискуем остаться без ужина. Так что члены нашей группы, зайдя на вечернее богослужение в Покровский собор монастыря, где находится рака с мощами преподобных Кирилла и Марии, выстроились гуськом, приложились и почти тут же отправились обратно, к своему автобусу. 

Но, во всяком случае, завещание Сергия Радонежского мы выполнили. 

* * * 

Несмотря на то, что пришлось немного поблуждать по Сергиевому Посаду в поисках нужной гостиницы, к ужину мы таки успели вовремя. А после трапезы отправились обживать отведённые нам апартаменты. Номера в паломнической гостинице нельзя было назвать роскошными – кровати двухъярусные, словно в казарме, а туалет и душевая на этаже. 

Впрочем, многочисленные паломники едут в Сергиев Посад не за удобствами. Троице-Сергиева Лавра – один из самых важных и значительных центров православного мира, а также свидетельница и участница множества эпохальных и драматических событий прошлого. И всякий, побывавший здесь, тоже в какой-то степени приобщается к ним. 

Каждая пядь этой земли буквально пропитана русской историей. Под каким-то из камней, по которым сейчас ходят паломники и туристы, находится то место, где в 1380 году стоял Дмитрий Донской, получая благословение от Сергия Радонежского накануне битвы с ханом Мамаем. В 1420-х годах в монастыре работал Андрей Рублёв. Он расписывал Троицкий храм, построенный сербскими монахами, нашедшими прибежище в обители после сражения на Косовом поле. В 1552 году Иван Грозный служил здесь молебен по случаю взятия Казани. В Смутное время монастырь выдержал почти полуторагодовалую непрерывную осаду польских войск, а в 1689-м, во время борьбы за престол, в нём укрывался чудом спасшийся бегством из Москвы молодой царь Пётр I… 

Обустроившись в номере и немного отдохнув после долгой езды в автобусе, я решил не терять времени зря и направился в Лавру, которая находилась недалеко от нашего пристанища. Надо было лишь нырнуть в подземный переход рядом с входом в гостиницу и выйти с другой его стороны, почти у самых монастырских стен. 

От этих стен и возвышающихся над ними куполов исходит почти физически ощутимая аура старины и величия. А когда сквозь длинный тоннель ворот попадаешь внутрь, то, словно пройдя пространственно-временной портал, как в фантастических фильмах, оказываешься в ином мире. Где-нибудь в затонувшем Китеже, или на страницах древних былин. 

Прогуливаясь вокруг Лавры, я был неоднократно «атакован» обретающимися здесь в больших количествах нищими. Некоторые из них более походили не на добрых христарадников, а на обитателей притонов. Меня неприятно поразила их манера по- цыгански настойчиво клянчить и чуть ли не вымогать подаяние. 

Знакомству с монастырём и его окрестностями был посвящён весь следующий день. А напоследок мы с сопаломником Денисом отыскали смотровую площадку, откуда открывается поразительной красоты вид на Лавру. Поначалу думали, что для того, чтобы туда попасть, надо будет подниматься куда-то далеко в гору, но, оказалось, что это совсем рядом – буквально через дорогу от нашей гостиницы. Именно с этой площадки сделаны почти все изображения Троице-Сергиевой Лавры, растиражированные в миллионах экземпляров на многообразной сувенирной продукции и туристических путеводителях.

Роман БЕЛОУСОВ /фото автора/

 


50548