КУКОЛЬНЫЙ МИР

МАСТЕРА РУКОДЕЛЬЯ

Воскресенье, пасмурный день. Еду в пустом автобусе. Несмотря на плохую погоду, у меня прекрасное настроение, ведь сегодня предстоит встреча с удивительной женщиной, посвятившей рукоделию практически всю свою жизнь. Её зовут Марина Трофимова. 

С творчеством Марины я познакомилась ещё в школе. У нас в музее проходила выставка кукол. Помню, как классная руководительница пригласила весь класс посетить ее. Честно говоря, я не особо горела желанием, так как ничего в рукоделии не понимала. Но когда увидела – не смогла оторвать глаз. Внимательно рассматривая каждую куклу, думала: «Неужели можно сшить такое самому? Да у меня бы на это три года ушло!». Больше всего запомнилась кукла в костюме поварёнка – с большим носом и огромными глазами. Смешная такая, чем-то напоминала карикатурного персонажа. При этом создавалось впечатление, будто она живая, даже захотелось домой забрать… Позже я узнала, что создателем этой куклы была Марина. 

Спустя несколько лет мне довелось встретиться с рукодельницей лично. Мы договорились, что приеду к ней домой, поскольку там находится её мастерская. 

Поднимаясь на лифте, начала нервничать: «А вдруг будет неловко? Что, если я растеряюсь? А если я ей не понравлюсь?». 

На лестничной клетке стояла ещё секунд сорок, пытаясь избавиться от волнения. Наконец, собравшись с духом, нажала кнопку звонка. 

Практически сразу открылась дверь. На пороге стояла невероятно красивая светловолосая женщина, с большими голубыми глазами. Увидев меня, широко улыбнулась и обняла. 

– Стеша, спасибо, что приехала! Я в гости уже лет сто никого не приглашала. 

По глазам было видно, что она действительно рада нашей встрече. 

Переступив порог квартиры, я сразу попала в кукольный мир. Куклы были повсюду: на полках, в шкафах, на диване. Разные. Одни смотрят на тебя исподтишка, другие тянут руки, некоторые отворачиваются. 

В центре гостиной – большой стол, на нем – разные ткани, краски, кисти и инструменты для изготовления кукол. 

Мне стало интересно, из каких именно материалов изготавливаются эти чудесные создания. Не успела спросить, как Марина сама начала рассказывать: 

– В основном я их делаю из капрона и синтепона. Набивая заготовку, чувствую настоящее тепло, потому что синтепон сам по себе очень ласковый, мягкий материал. Когда каркас готов, кукла всё еще теплая, совсем как живая! 

В какой-то момент в ее глазах замечаю блеск. Ощущение, что она вот-вот заплачет от любви к своему делу, но при этом тщательно пытается скрыть волнение. 

Марина считает, что любому человеку хотя бы раз в жизни стоит попробовать себя в рукоделии.

– Ну а вдруг получится? Я вот так увлеклась, что не смогла остановиться. Один год у меня прямо порыв какой-то был: хотелось шить все новых и новых кукол, покупать материалы. И дома у меня вечно творческий беспорядок, ничего не могу с ним поделать, – говорит она. 

После фразы о беспорядке я понимающе улыбнулась: по себе знаю, что идеальная чистота в доме у творческих людей – крайне редкое явление. 

Марина решила показать мне ещё одну комнату. Оказавшись в ней, я будто очутилась в лаборатории. Передо мной было невероятное количество швейных принадлежностей и инструментов. На полках стояли различные баночки, шкатулки и коробочки. Она объяснила: 

– У меня две швейные машинки: одну переношу из комнаты в гостиную, а другая стоит здесь. Для глазок и пуговок собираю баночки из-под мыла, чаще всего прозрачные, и все глазки сразу видно. 

Когда муж ложится спать, я в эту комнату перехожу шить, ведь именно ночью фантазия бушует. Можно сказать, это мой полноценный кабинет! 

Любовь к творчеству у Марины появилась ещё в детстве. Вспоминая те времена, она рассказывает: 

– У меня всегда дома были и карандаши, и краски, и кисточки. Дедушка делал копии картин Васнецова, в доме царила атмосфера творчества. На свои увлечения родители никогда не жалели денег. На шестнадцатилетие бабушка подарила мне швейную машинку, а шила я уже с четырнадцати. Лоскутки, помню, собирала и мастерила что-то из них, ну а в одиннадцатом классе уже в вещах собственного производства ходила.

В 90-е годы её мама выписывала журнал «Бурда». В нём было много фотографий и выкроек современной одежды, и наша героиня училась шить по ним. 

Свою первую куклу Марина сшила после рождения дочери в 1994 году. По её словам, игрушек на тот момент практически не было, поэтому она решила воспользоваться… колготками. Набила их тряпочками, носками, лоскутками, пришила пуговицы, и кукла готова! 

– Дочка с ней долго играла. Когда я начала делать кукол из капрона, то уже представляла весь процесс. 

Дополнительным толчком к творчеству, возможно, послужила ее профессия: Марина – воспитатель. А они прирождённые рукодельники! Чтобы научить детей лепить из пластилина, рисовать и изготавливать аппликации, надо уметь делать всё это самому. 

Пытаюсь поймать эмоции собеседницы. Она аккуратно поправляет волосы и с энтузиазмом рассказывает о своих творениях. Я очень рада, что разговор у нас легкий, свободный, как будто мы давно знакомы. Марина даже непрочь поделиться со мной полезными советами. Например, если новые колготки прокипятить несколько минут, то они станут намного плотнее, и не будет ни одной зацепки. 

Марине очень тяжело оценивать свои работы в денежном выражении. Все близкие говорят ей: «Почему ты обесцениваешь свой труд?». А она учитывает только расходы на материалы. Если люди хотят добавить, то это уже на их усмотрение: 

– Заработать на куклах я не смогла, да и не пыталась. Никогда не было цели делать их для прибыли. Только один раз перед восьмым марта, когда материальное положение было трудное, просидела две недели, чтобы сшить на продажу. Смастерила 20 штук, всех разобрали. Первое время даже стыдно было деньги брать, поэтому много раздаривала, а потом уже люди стали заказывать. До сих пор не могу цену назвать, хотя труда в кукол вкладываешь немало. Отдаешь самое ценное – время и свою душу. Они для меня, как дети. 

– Не жаль с ними прощаться? 

– У некоторых покупателей при виде моих работ столько эмоций бывает, что они готовы расцеловать каждую куклу. В такие моменты не жалко расставаться с ними. Человеку нравится, и я понимаю, что кукла не будет выброшена. Если эти милые вещицы никому не отдаешь, это же труд впустую. 

Я кукол на работу принесу и говорю: «Посмотрите, что я сделала!» Кто-то сразу для себя просит, и я их раздаю, конечно. Первых кукол всех раздарила, потому что так хотелось поделиться радостью. У меня ведь будут еще в голове идеи, – говорит Марина. 

Наша встреча подходила к концу, и я решила задать очень важный для меня вопрос: «Что для вас значит творчество?». 

– Это радость, которую можно доставить и себе, и другим, возможность подарить частичку своей души. 

Творчество сближает. Обязательно стоит чем-то увлекаться, но надо этим делом заболеть, как Марина. Сейчас я, к примеру, заболела фиалками и орхидеями, но и куклы не уйдут из моей жизни. Самое главное – понять, что приносит вам удовольствие и восхищает близких. А для этого необходимо научиться прислушиваться прежде всего к себе и окружающему миру. А это совсем непросто. 

НА СНИМКЕ: куклы своими руками. 

Степанида ДЕРЯБИНА


50545