ГАСТРОЛИ
В Тюмени прошли гастроли Драматического театра на Васильевском. Петербуржцы показали восемь спектаклей: пять в большом зале, три – в малом. Первой постановкой стали «Мещане» по пьесе Максима Горького. Классик соцреализма наполнил свое произведение действующими лицами, объединенными принадлежностью к мещанскому сословию, а режиссер Владимир Туманов одушевил их.
Все действие проходит в большой гостиной, обставленной капитальной дубовой мебелью, которая как бы свидетельствует о неизменности бытия. Центром притяжения всех героев, которых много, служит большой квадратный стол. Своими углами он разделяет семью Василия Бессеменова (Народный артист России Юрий Ицков) на группы, а он, Василий, пытается объединить этих людей, они почти все «его». Жена Акулина Ивановна (Заслуженная артистка России Надежда Живодерова), дети: Татьяна, школьная учительница (Елена Мартыненко); Петр, бывший студент (Арсений Мыцык); его воспитанник Нил (Алексей Манцыгин); его дальний родственник, торговец певчими птицами Перчихин (заслуженный артист России Сергей Лысов); Полина, дочь Перчихина – швея-поденщица. Когда-то все они слушались его беспрекословно, и было «все хорошо», а теперь даже кухарка Степанида (Оксана Кудлай) прекословит старикам. Одна только жена Акулина слушается мужа да пытается урегулировать его конфликт.
Дети выросли и хотят жить своим умом. И на что им хватило ума? Петру вместо того, чтобы учиться – «по дружбе» ввязаться в антиправительственный кружок, и за то быть отчисленным из университета, Татьяне вместо того, чтобы выйти замуж – учить детей, то есть быть в глазах стариков неудачницей. Отец винит в непослушании отпрысков образование, но самый непослушный из них – Нил. Университетов не посещал, он – машинист паровоза. Типичный конфликт «отцов» и «детей» перерастает в «революционную ситуацию», когда «верхи не могут, а низы не хотят». Над схваткой – формально принадлежащие к мещанам, а по сути деклассированные Перчихин и певчий Тетерев (народный артист РФ Сергей Паршин). Все их помыслы сводятся к пьянке, а их «философские разговоры» – к оправданию этой привычки. Актеры играют настолько достоверно, держатся настолько естественно, что, кажется, мы на машине времени перенеслись в начало ХХ века и наблюдаем жизнь мещанской семьи, хотя, если на сцену вынести компьютер, а героям раздать мобильники, как у нас в начале 21 века, то, по сути, мало что изменится – ведь конфликт поколений не исчерпал себя, а стал еще острее.
Во второй гастрольный день Санкт-Петербургского театра на Васильевском давали спектакль по пьесе Светланы Баженовой, ученицы Николая Коляды. Светлана утверждает: «Почти все пьесы я списываю из жизни. У меня туго с фантазией, но я умею подслушивать и подсматривать. Например, сюжет пьесы «Как Зоя гусей кормила» полностью списан из жизни. Вся история разворачивалась на моих глазах». Такие истории в наше время не редкость: пожилой сын живет с престарелой мамашей в ожидании ее смерти; тут-то он и заживет! А она не умирает, вот и он не живет.
Пространство, где обитают Зоя (народная артистка России Татьяна Малягина) и ее сын Владимир Ильич (заслуженный артист России Артем Цыбин) – лестничная клетка. Зою, решив, что она умерла, положили в гроб и понесли ногами вперед, но вдруг обнаружили, что она еще жива, и остановились на полдороги. (Тень от фонарика Владимира, освещавшего кровать матери, рисует на стене силуэт женщины в гробу). Предположили, что женщине осталось жить не более трех дней.
Вот Вова и решил, надо, мол, подождать здесь, на лестнице. Не таскать же гроб с телом туда и обратно. Он и соорудил здесь себе временное обиталище. Владимир ждет не дождется, когда преставится его мать, сетует: «обещали, что умрет первого, так бы мы сегодня отметили девять дней», но в то же время боится этого. Как только ему кажется, что старушка умерла, он начинает бурно рыдать. Тут- то и появляется друг – Плоцкий (Булат Шамсутдинов). Тот во всем противоположен Владимиру – он смел в обращении с жещинами, он способен взять «все от жизни». По-видимому, это альтер эго героя. Плоцкий сделал сюрприз для Владимира Ильича – привез ему девушку в чемодане. Эта девушка Женя (Евгения Рябова) начинает жить у Владимира и разоблачает Зою. Оказывается, старушка еще ходит, много ест и способна подраться с молодой претенденткой на жилплощадь сына. В финале спектакля Плоцкий возвращает Женю ее отцу, а Владимир остается со своей мамой и жалуется ей: хорошая была девушка, жалко, что уехала.
Семейная драма по пьесе Дарьи Слюсаренко «Семью восемь» – премьера в репертуаре петербургского театра. Из декораций на сцене только стул, на который опирается бабушка (заслуженная артистка России Татьяна Башлакова) и чайник со свистком. Стены комнаты, где происходит все действие, украшены горельефами.
Женщина в трех возрастных состояниях – детство, отрочество, зрелость, изображаемая тремя актрисами в одинаковых синих платьях (Анна Королева, Алина Мурзагалиева и Евгения Рябова), рассказывает о своей жизни с бабушкой в отсутствии мамы. Мама, конечно, есть, но живет отдельно от дочки. Бабушка постоянно спрашивает у внучки таблицу умножения, особенно трудным считая умножение семью восемь, и запрещает ей встречаться с мальчиком (Александр Бобровский). В результате внучка не любит бабушку и не слишком расстраивается, когда старушка умирает от инсульта, упав в коридоре.
Юрий ХОЗЯИНОВ /фото автора/