СВЯТЫНИ ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ

ЗАПИСКИ ПАЛОМНИКА

Начало в № 23.

А в 1701 году Пётр I дополнительно укрепил стены обители рвами и бастионами, и, по своему обыкновению, сам участвовал в этой стройке. Впереди предстояла долгая и кровопролитная Северная война со Швецией, и монастырю-крепости снова суждено было стать русским форпостом. И только двадцать лет спустя, после заключения Ништадтского мира, Прибалтика окончательно стала частью Российской империи. По случаю этого события Пётр I повелел построить над монастырскими воротами башню, которая в честь императора названа Петровской. 

Псково-Печерская лавра является единственным монастырём, который не закрывался и не разорялся в советские времена. Причина в том, что в годы самых интенсивных антирелигиозных кампаний, с 1920-го по 1940-й, он находился на территории независимой Эстонской республики, а затем – под немецкой оккупацией. 

Но с возвращением на Псковщину в 1944 году советской власти вернулись и гонения на религию. Хрущёв пообещал в ближайшем будущем показать советскому народу последнего попа. Игуменом монастыря в эти годы был архимандрит Алипий (в миру – Воронов). Человек он был смелый и находчивый, что помогало отбиваться от всевозможных каверз и козней, подстраиваемых властями. Рассказывают, например, как народный контроль однажды решил проверить финансовую деятельность монастыря. 

– У меня только один начальник, – заявил им Алипий. – Это Владыка Псковский, епископ Иоанн. Поезжайте к нему за разрешением, и тогда я вас допущу до своих финансовых бумаг. 

Народные контролёры уехали, а через пару часов Иоанн позвонил Алипию и попросил допустить их для проверки. 

– Звонок к делу не пришьёшь, пришлите мне телеграмму, – ответил Алипий. 

Телеграмма пришла через час, а ещё через час вернулись проверяющие, и тогда Алипий, держа в руках бланк, спросил: 

– Скажите, вы коммунисты? 

– Да. 

– И получили благословение у духовного отца??? У Псковского Владыки??? Пошлю-ка я сейчас эту телеграмму в обком партии… 

На этом история с финансовой проверкой монастыря, как легко можно догадаться, закончилась. 

И таких притч про отца Алипия ходит множество. Он стал этаким православным аналогом Ходжи Насреддина, борющимся с несправедливостью и произволом властей и с честью выходящим из любых передряг. 

Советский период монастырской жизни очень интересно и живо описывает в своей знаменитой книге «Несвятые святые» «выпускник» монастыря, архимандрит Тихон Шевкунов (сейчас он снова вернулся сюда, уже в качестве наместника). 

В разное время в обители жили такие известные православные подвижники, как святой Иона Псково-Печерский (бывший её основателем), архимандрит Иоанн Крестьянкин и схиигумен Савва (Остапенко). Наша экскурсия в келью Иоанна Крестьянкина была самой необычной из всех – вместо чаемого рассказа о жизни старца нас густо, словно подозревая в одержимости, окропили святой водой, после чего вручили каждому по леденцу и «келейной книжице» карманного формата. Мне досталась «Тайна беззакония» с описанием апокалиптических видений некоего Н.П. Рышковского. На этом экскурсия благополучно завершилась. 

Имеется в лавре свой собственный старец и сейчас. Иногда его можно увидеть в свободном доступе, сидящим возле какого- нибудь храма, и тогда к нему выстраивается очередь из желающих получить благословение и мудрый совет по тому или иному вопросу. 

Хотя для верующего человека такие советы – дело довольно рискованное. Нельзя просто выслушать старца, принять его мнение к сведению, а поступить всё равно по своему усмотрению. Человек, обращающийся за таким советом, должен быть готов исполнить его, даже если ему очень этого не захочется – ведь устами старца с ним говорит сам Бог. Если же он проявит своеволие – то, во- первых, совершит грех, а во-вторых, ничего хорошего из этого в итоге всё равно не выйдет. Так, во всяком случае, утверждает православная традиция. 

Я стал невольным свидетелем телефонного объяснения соседа по гостиничной комнате, парня из Ростова, с его возлюбленной, теперь уже, видимо, с приставкой «экс». 

– …Он сказал, что тебе надо заниматься своим ребёнком и восстанавливать прежние отношения, – проникновенно втолковывал он в трубку. – Нет… Я не хочу его ослушиваться… Нет… И не матерись… Он сказал, что это было мимолётное чувство, и нам не по одной дороге… Давай без истерик, пожалуйста… 

Я воздержался от аудиенции, хотя в какой-то момент меня отделяло от старца буквально несколько шагов, а очередь оказалась на удивление небольшой, и гид нашей группы Ирина буквально толкала меня к нему. Но нет у меня таких вопросов, которые можно было бы сформулировать за несколько секунд, а вдаваться в подробности там некогда. 

Организаторы запланировали наш вояж в лавру с таким расчётом, чтобы мы попали на престольный праздник Успение Пресвятой Богородицы, который отмечается 28 августа. Празднуется он всегда с необыкновенной пышностью и торжественностью. Накануне, за день до того, дорога от Успенского до Михайловского соборов монастыря украшается ковром из цветов, который является настоящим произведением искусства. По этой дороге после вечерней службы идёт крестный ход, и затем то, что осталось от цветов, растаскивают его участники. Есть поверье, что если эти стебли и лепестки засушить и зашить в погребальную подушку, то сама Богородица лично помогает усопшему пройти загробные мытарства.

А рано утром следующего дня в лавре начинается многочасовое праздничное богослужение с участием церковного и светского начальства, которое завершается ещё одним крестным ходом, на сей раз вокруг монастырских стен. В этот день в Печоры съезжаются тысячи верующих не только из ближайших населённых пунктов, но и из Петербурга, а также соседней Эстонии. На этот раз из-за границы прибыла целая толпа эстонцев, почему-то в своих национальных костюмах, словно на карнавал. 

После крестного хода мы попрощались с Печорами и поехали дальше. Теперь наш путь лежал в Изборск. 

* * * 

В Изборске имеется настоящая средневековая крепость, с мощными высокими стенами, башнями и остатками рва под ними. Что-то подобное я в своё время видел недалеко отсюда, в латвийской Турайде, но там башни и стены были сложены из… красного кирпича! Потому что тамошний замок однажды снесли до фундамента, а потом на этом фундаменте воздвигли «новодел». Получилось довольно нелепое зрелище. В Изборске же почти всё аутентично. Потому, может быть, и к лучшему, что огромные средства, выделенные Москвой на реконструкцию крепости, были почти подчистую разворованы чиновниками. Иначе и здесь уже «улучшили» бы исторический облик каким-нибудь сайдингом и наставили на территории «новоделов». 

Но крепостью историческое наследие Изборска не ограничивается. Этот город – один из самых древних в России. А может быть, и самый. Никто не знает точно, когда он появился, но, во всяком случае, как утверждает летопись, во время призвания варягов на Русь в 862 году он уже существовал, и в нём сел княжить брат Рюрика Трувор. 

Есть две версии происхождения названия Изборска – от слова «сбор», что когда-то означало место, где собиралось войско, или же от «бор» – лес. Но, как бы то ни было, звучит оно очень «по- русски». Наверное, поэтому сообщество крайне консервативных «патриотов- государственников» под предводительством своего «патриарха» Александра Проханова назвало себя не как-нибудь, а «Изборским клубом». 

Под возвышенностью, на которой стоит крепость, у берега Городищенского озера, находится россыпь маленьких водопадов. Это место называется Словенские ключи, или, по- другому, ключи Двенадцати апостолов – их 12 штук, по числу учеников Христа. По всей видимости, место это известное и популярное, здесь уже тусовалась толпа шумных цыган и сновали празднично одетые эстонцы, видимо, заехавшие на святые источники по дороге из Печор. 

Существует околоцерковное предание, что после Страшного Суда вся вода на земле исчезнет и останется только здесь, в изборских ключах. 

НА СНИМКАХ: Изборская крепость; Успенский храм.

Роман БЕЛОУСОВ /фото автора/


50451