...ЛУЧШИЙ ИЗ РОССИЙСКИХ ЛЕТУНОВ

ИСТОРИИ СТРОКИ

Необыкновенное зрелище 19 июня (2 июля) 1912 года произошло в Тюмени. Российский авиатор Александр Васильев впервые продемонстрировал горожанам полет аэроплана.

«Кто не летал, тот не может знать всей прелести и красоты пространства», – говорил отважный человек, управляющий летательным аппаратом, похожим на громадную стрекозу. 

Кем он был, с какой целью держал курс на Тюмень? 

В ЦАРСТВЕ ВОЗДУХА 

Александр Алексеевич Васильев родился в 1882 году в деревне Марьевка Тамбовской губернии. После окончания юридического факультета Казанского университета он служил секретарем в судебной палате. Строил планы стать помощником судьи. Но, как говорится, вмешался случай. 

Летом 1909 года в Казани проходила большая международная выставка, представляющая чудеса технического прогресса. Васильев увидел настоящий воздушный шар. 

В прессе много писали, что в 1783 году во Франции братья Монгольфье первыми изготовили аэростат, а первыми, кто поднялись в небо на воздушном шаре, стали Пилатр де Розье и маркиз д,Арланд. Сам король Людовик XVI наблюдал за их полетом. Это произошло в Париже. 

У Васильева тоже была мечта завоевать «царство воздуха». Весной 1910 года в Санкт-Петербурге проходила Первая российская авиационная неделя. Васильев был среди публики, наблюдал за состязанием первоклассных авиаторов. Особенно его впечатлили смельчаки-французы. И вскоре он уехал во Францию, чтобы на- учиться так же классно летать. 

В городе Реймс поступил в школу пилотов. Прошел месяц платного обучения, но плодов от учебы Васильев не почувствовал. Разве что заметил, как быстро утекали его деньги. И тогда он продолжил обучение у известного изобретателя и авиатора Луи Блерио. 

По окончании авиашколы Васильеву выдали диплом, дающий право на организацию публичных полетов. 65 тыс. рублей он потратил на покупку двух аэропланов «Bleriot.XI» (с двигателями мощностью 25 и 50 лошадиных сил). И возвратился в Россию. 

В душе его зрела надежда организовать собственную авиационную школу, но на подобную затею требуются немалые деньги. Да и потраченные средства нужно отрабатывать. Гастрольное турне на аэропланах стало хорошим решением в этой ситуации. 

1 сентября 1910 года Васильев совершил первый полет на ярмарочном ипподроме в Нижнем Новгороде. Аэроплан, будто птица, пролетел над городом, над синей лентой полноводной Оки и плавно приземлился на беговую дорожку у трибун со зрителями. Восторженная публика рукоплескала. 

Затем последовал успех в Казани, в других городах. В июле 1911 года Александр Васильев принял участие в первом Всероссийском большом перелете по маршруту Санкт-Петербург – Москва. (Он пробыл в воздухе более девяти часов. За первые сутки преодолел 677 км., тем самым превысил мировой рекорд француза Бомона).

Васильев стал единственным из девяти участников, достигшим финиша. Он преодолел расстояние в 725 км., что отделяет Питер от Москвы. Это был рекордный перелет, открывший новую эру Российской авиации. Победитель получил заслуженную славу. 

О Васильеве в одной из газет писали: «Подвижный, топкий, красиво сложенный. Лицо дышит энергией и задором. Модные, тонкие, лихо закрученные усики. В руках трость. Одет, как джентльмен, – просто, изящно, в темно- синюю триковую пару». 

За ним закрепилась слава удачливого авиатора, а вот его коллеги часто попадали в аварии. Техника была несовершенной (сделана из деревянных реек, ткани, проволоки), и опытный авиатор тоже рисковал, совершая полет. 

Беда настигла в сентябре 1911 года. В Санкт-Петербурге на Корпусном аэродроме военное ведомство проводило конкурс новых аэропланов. Александра Васильева предупредили, что машина как следует не отрегулирована. Но день выдался отличный, и пилот решил рискнуть. 

Аэроплан поднялся, был послушен… Васильев начал правый вираж, однако машина накренилась и рухнула на землю… 

Больше двух месяцев авиатор пробыл на больничной койке, залечивая переломы и ушибы. Наконец сняли гипс, и Васильев вновь отправился в турне по российским городам. 

«ВОЛШЕБНАЯ ПТИЦА И ЕЕ ВЛАСТЕЛИН» 

Уездная Тюмень была увешана интригующими афишами о предстоящем полете знаменитости. И вот из Екатеринбурга поездом прибыл виновник ажиотажа. По железной дороге он доставил в разобранном виде два воздушных судна: самолет типа «Блерио» и резервный «Фармана». 

Эти летательные аппараты не могли преодолеть большое расстояние: между Тюменью и Екатеринбургом – более 300 км. Поэтому самолеты собирали уже на месте. 

Васильев поселился в гостинице «Россия», где организовал продажу входных билетов на ипподром. 

Сенсационное зрелище состоялось в назначенный срок. «Сибирская торговая газета» от 21 июня 1912 года поместила о том яркий репортаж «На полете». Почитаем. 

«Много званых, но мало… платящих. Классно и крупно объявленный полет лучшего из русских летунов всколыхнул Тюмень. И задолго до воздушного путешествия потянулись конные и пешие зрители к ипподрому. На полет А.А. Васильева. 

Тут была «вся Тюмень». Бок о бок с громыхающей извозчичьей тарантайкой мчались и собственные экипажи. Не считая велосипедистов. Порой грохотала и телега с интеллигентной семьей в полном составе. Обменивались приветствиями: 

– Основательно собрались! Иван Иванович! Всей семейкой. 

– Да-с. Издали поглядим, на травке. 

– Самоварчик бы уже захватить вам, Макрида Семеновна! 

– Да и карточный столик не мешало бы, коли так! – доносилось с другой стороны. 

Длилось шествие. Клубилась пыль. Казалось, завоеватель воздуха завоюет тысячи. Но «то был сон». 

Практичность тюменцев сказалась и тут. На ипподроме две-три сотни платных зрителей, а там, за чертой оседлости – вдесятеро больше. За оградой, на ограде, на крышах, на деревьях. И – вот объединяющая сила авиации – полное слияние классов и сословий. 

В широко отведенных природой бесплатных местах рядом с неимущими лепились и вполне имущие, хорошо одетые и солидно высматривающие. Видно, самое лучшее зрелище – это бесплатное. 

А на ипподроме взоры всех прикованы к желтой, распластавшей крылья стрекозе «Блерио». Около которой, как муравьи, усердно копошились механик и слесари. 

И поодаль – графы, без которых и в Тюмени ни одно значительное зрелище не обходится: фотограф и кинематограф улавливают и снимают. А неутомимый А.А. Васильев, герой злополучного для других перелета Москва – Петербург, уже на своем посту – на сиденье аэроплана. 

Худощавое загорелое лицо. Обычное у этого летуна спокойствие, выдержка, уверенность. 

Приводит в порядок машину. Пробует мотор. Это сердце большой, летающей птицы. Нет ли перебоев? 

Несколько оборотов пропеллера; сверкает винт, вздымая вихрь; четко стучит мотор… 

Все насторожились. Стрекозу отвели вправо от трибун. Все взоры перенеслись туда. 

Снова жужжание пропеллера. Стрекоза рвется ввысь. Знак летуна – держащие машину руки скользят прочь, и, слегка вздрагивая на неровностях, «Блерио» взвивается над трибунами. Один за одним описывает Васильев плавные круги над полем… Все меньше и меньше становится его «стрекоза», четко вырисовываясь на бледном небе причудливым силуэтом. В котором авиатор сливается со своим самолетом. 

Четвертый круг. Плавный поворот к трибунам: мотор выключен, винт замедляет ход, и красивым vol-plane г. Васильев спускается на землю… Аплодисменты и «браво!», не раз нарушавшие тишину, звучат отовсюду. От платных и бесплатных. 

Небольшой антракт, и вот второй взлет на фоне уже темнеющего неба. Еще выше – метров на 300–400 поднимается уверенный в себе авиатор и описывает в вышине грандиозную восьмерку. 

Снова аплодисменты, едва ли слышные ему, далекому от скучной земли. 

Фигура в воздухе зарисована. Волшебная птица и ее властелин снова на пыльной земле. Коснувшись ее, «Блерио» на секунду поднимается вверх. Точно не хочется из свежих волн высоты в тюменскую пыль. Но… полет окончен. 

– Браво! Браво! 

И на мгновение, побывав мечтой в небесах, снова опускаются обыватели на землю. И плетутся по знакомым улицам в знакомую пыль, грязь, суету и мелкоту обывательских делишек». 

Происходящее запечатлел известный тюменский фотограф Шустер, после он демонстрировал ленту в электро-театре «Модерн». Снимки некоторых фаз полета предлагались в магазине ТД «Соколова-Наследники» (здание на нынешней ул. Республики, 21). 

Диковинное зрелище сильно впечатлило тюменцев. Купцы Аверкиев, Брюханов, Россошных, Шитоев пожертвовали деньги на развитие авиации. Были построены для русской армии знаменитые тяжелые бомбардировщики Сикорского «Илья Муромец». 

В «МЕРТВОЙ ПЕТЛЕ» 

В 1913 году Александр Васильев работал летчиком-испытателем на питерском заводе Первого Российского Товарищества Воздухоплавания (ПРТВ). Участвовал в публичных выступлениях во многих городах. Демонстрировал высшую школу пилотажа, включая «мертвые петли». 

3 мая 1913-го произошло экстраординарное событие. Васильев взлетел с Ходынского поля не один, вместе с пассажиркой. В задней кабине «Морана» сидела смелая девушка, москвичка Попова. Описав круг над аэродромом, авиатор набрал высоту и… сделал три «мертвые петли» подряд. 

Как отмечается историками авиации: «В России до этого момента никто из авиаторов не выполнял «мертвые петли» с пассажиром, тем более – с пассажиркой». В копилке побед авиатора: беспосадочный перелет Елисаветполь (ныне город Гянджа, а с 1935 по 1989 гг. Кировабад) – Тифлис. В осеннюю непогоду Васильев преодолел почти 200 км. Это стало очередным рекордом. Затем был перелет по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Санкт-Петербург. 

Смелый летчик вынашивал план перелета из Санкт- Петербурга в Париж. Был объявлен сбор денежных пожертвований, уж намечен срок старта, но началась Первая мировая война. 

Александр Алексеевич ушел добровольцем на фронт. Сестре Майе в 1914-м он писал: «…Выпало и на мою долю счастье быть полезным своей Родине. Я принят в действующую армию юго- западного фронта…» 

Он вылетел на задание вместе с генералом Мартыновым, исполнявшим роль летчика- наблюдателя. Разведка удалась, самолет уж повернул назад, но открыли огонь австрийские орудия. Авиаторы оказались в плену. Васильев пытался совершить побег, был схвачен. Мартынова обменяли на пленного австрийского генерала. 

Какие горести пережил Васильев – не известно. Он умер на чужбине в 1918 году. 

НА СНИМКАХ: славный авиатор А.А. Васильев; моноплан «Блерио».

Елена ДУБОВСКАЯ /фотокопии из архива автора/


50449