НЕГАСНУЩИЕ ЗВЕЗДЫ
Полвека назад один из иностранных кинокритиков сказал: «О чем бы вы снимали фильмы, если бы у вас не было войны?». Честно говоря, не принимая во внимание никакие политические аспекты, вопрос вполне закономерный. Ведь все свои лучшие картины мы как раз снимали на военную тему, и они, как ни странно, находили отклик на международных фестивалях у именитого жюри и у простых зрителей зарубежных стран. Истинные человеческие чувства, показанные без излишнего пафоса, всегда вызывали особое щемящее чувство, позволяющее понять, какой ценой нам достался мир. Одним из таких фильмов стал «Баллада о солдате» режиссера Григория Чухрая – человека, прошедшего войну и знающего, о чем снимает.
Григорий Наумович Чухрай родился 23 мая 1921 г. в Мелитополе Запорожской губернии Украинской Социалистической Советской Республики (ныне в Запорожской области Украины) в семье красноармейцев Наума Зиновьевича Рубанова и Клавдии Петровны Чухрай.
В 1924 году родители разошлись, и Григорий остался с матерью. В конце 1920-х годов они переехали в Днепропетровск, откуда во время голода на Украине бежали в Кисловодск, затем в Пятигорск, где мать устроилась работать библиотекарем в санаторий «Красная звезда» и получила там же комнатку. Позже они переехали в Баку, по возвращении в Днепропетровск мать вторично вышла замуж за председателя колхоза Павла Антоновича Литвиненко. В 1935 году отчима направили в Москву для учёбы в двухгодичной Всесоюзной академии соцземледелия, по окончании которой родители вернулись на Украину, а Григорий остался в столице, чтобы окончить школу.
Служить в армии начал в Мариуполе курсантом полковой школы 229-го отдельного батальона связи 134-й стрелковой дивизии. В апреле 1941 года был переведён в дивизионный подготовительный лагерь для радистов под Белгородом. Встретил начало войны в тренировочном походе под Полтавой.
Во время Великой Отечественной войны служил в роте связи в составе воздушно-десантных частей на Южном, Сталинградском, Донском, I и II Украинских фронтах. С мая 1942 года – на Тамани, с июня-сентября 1942 года – на Сталинградском фронте, с ноября 1942-го по февраль 1943 года – на Донском фронте, в сентябре-октябре 1943 года принимал участие в военно- воздушной операции «Днепровский десант» в составе II Украинского фронта, с марта 1945 года – на III Украинском фронте. Был четыре раза ранен, последнее ранение получил на пути к Вене, по собственным воспоминаниям, День Победы встретил в госпитале.
Приказом ВС 47-й армии № 11/н от 31.03.1944 года был награждён орденом Красной Звезды за то, что в сентябре-октябре 1943 года, действуя в тылу врага, получил ценные данные противника. Был также награждён орденом Отечественной войны II степени за то, что в бою за Бакончернье пленил вражеского солдата, захватил ручной пулемет и уничтожил из трофейного оружия шесть солдат противника.
В 1953 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа, мастерскую Сергея Юткевича и Михаила Ромма. Во время съёмок дипломного фильма вынужден был лечь в госпиталь из-за обострившегося ранения, а после выписки оказалось, что ни съёмочной группы, ни декораций уже давно нет. По воспоминаниям Чухрая, выручил его Ромм, вызвав на съёмки «Адмирала Ушакова» в качестве своего ассистента; он также поручил Чухраю самостоятельно поставить несколько сцен, которые не включил в картину, а посоветовал смонтировать их и представить в качестве дипломного фильма.
Путь к зрителям его лучшего фильма «Баллада о солдате» оказался очень непростым. Картину долго не принимали советские чиновники, постоянно находя какие-то огрехи. В том числе то, что наша женщина не может изменить мужу. Но лента все же сумела пробиться на экраны, причем, мировые. Дуэт начинающих актеров Владимира Ивашова и Жанны Прохоренко получился настолько завораживающим, что моментально покорил людские сердца по обе стороны Атлантики. История простого солдата, поехавшего в увольнение за боевые заслуги к матери и по пути помогающего множеству встречных с их бытовыми проблемами, оказалась очень трогательной и понятной. Вроде эти проблемы не настолько глобальны, но не мог он спокойно мимо них пройти, хотя и понимал, что теряет драгоценные минуты, урывая время, которое просто провел бы с матерью. А целомудренная сцена в поезде между главными героями до сих пор считается эталонной. Пусть и ясно, что между молодыми людьми, а особенно во время войны, где порой живешь одним днем, может случиться всякое. Но снято настолько искренне, что позволило поверить в реальность происходящего. В результате – приз Каннского фестиваля, номинация на «Оскар» и прочие международные награды. Лента до сих пор считается одной из лучших о войне, наравне с «Летят журавли» и «Они сражались за Родину».
В 1963 году Чухрай был председателем жюри III Московского международного кинофестиваля. И опять проявил широту взглядов, позволив победить фильму Федерико Феллини. В марте 1966 года подписал письмо тринадцати против реабилитации Сталина.
В постсоветское время совместно с немецким режиссёром Рольфом Шубером поставил документальный телефильм «Смертельные враги» (Todfeinde. Vom Sterben und Überleben in Stalingrad, производство Studio Hamburg и Киностудии «Нерв»), куда вошли интервью с участниками Сталинградской битвы. Его сын Павел Чухрай пошел по стопам отца, сняв такие фильмы, как «Вор» с Владимиром Машковым и «Водитель для Веры». К слову, «Вор» также был номинирован на «Оскар».
Юлия КОНКИНА