ИСТОРИИ СТРОКИ
В мае 1864 года из Петербурга в Тобольский Приказ о ссыльных был отправлен Николай Чернышевский. В пути его сопровождали жандармы. Тарантас, который был куплен им за свой счет, мчался быстро, без остановок на ночлег.
В переписке между жандармерией и тайной полицией арестант назывался «врагом Российской империи номер один», потому его надлежало как можно быстрее упрятать в глубь Сибири.
БИБЛИОФАГ, ПОЖИРАТЕЛЬ КНИГ
Русский философ, революционер-демократ, литературный критик и писатель Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове. Батюшка его был протоиереем Александро-Невского кафедрального собора Саратова. По происхождению – из крепостных села Чернышёва Пензенской губернии, по названию села и появилась фамилия.
Николай с детства страдал сильной близорукостью, потому не мог заняться «ребяческими искусствами»: вырезать фигурку перочинным ножичком или вылепить что-нибудь из глины. Но читать книги без очков можно без всякого затруднения, и юный Чернышевский сделался «пожирателем книг». Он получил хорошее домашнее образование (от отца выучился даже латыни). Затем поступил в Саратовскую духовную семинарию, где отмечалось, что Чернышевский «необыкновенно тщательно развит не по годам и образован далеко выше семинарского курса своих сверстников». Потому не было надобности просиживать там за партою. В 1846 году он поступил на историко- филологическое отделение философского факультета Петербургского университета.
В столице он увлекался идеями социалистов-утопистов, вдохновлялся текстами Белинского и Герцена. Посещал знаменитый кружок земляка Иринарха Введенского, где велись разговоры о необходимости перемен в России.
В 1850 году Чернышевский окончил курс кандидатом и по весне 1851-го приступил к преподаванию словесности в Саратовской мужской гимназии. Заодно проповедовал революционные идеи своим ученикам. Вскоре молодой учитель влюбился в дочь местного доктора Ольгу Васильеву. После свадьбы молодые уехали в Санкт-Петербург.
МАГИСТР РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ
Чернышевский получил место учителя во Втором кадетском корпусе. На службе сперва все шло хорошо, но после конфликта с офицером пришлось подать в отставку. Затем – активное сотрудничество с газетами и журналом «Современник». Чернышевский намеревался превратить это популярное издание в трибуну революционной демократии, что вызывало недовольство писателей-либералов.
В мае 1855 года в университете он защитил диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности». Прозвучавшее было воспринято как революционное выступление. Министр просвещения Норов крайне негативно отнесся к «взрывоопасной работе», в результате ученую степень «магистр русской словесности» Чернышевский получит спустя три года.
Николай Гаврилович проявлял «активность к посеву крамолы», агитировал в революционные кружки офицеров, что воодушевляло Герцена и Огарёва, ставивших задачу вовлечь армию в революцию. В 1860-е Чернышевский утвердился как яркий представитель материализма, появилось его главное философское сочинение «Антропологический принцип в философии».
…Россия терпеливо ожидала реформу крепостного права. Чернышевский выступал с призывами сорвать реформу революционным путем. Его ученики и соратники создали организацию «Земля и воля», другие подпольные революционные объединения.
19 февраля 1861 года Александр II подписал закон об освобождении и устройстве быта крестьян и Высочайший манифест об этом. «По всей России «воля» была встречена народом с глубокой благодарностью к монарху, ее даровавшему, и вместе с тем спокойно: волнений, которых многие опасались, совсем почти не было… Из 20 миллионов освобождаемых крестьян только немногие немедленно могли сами рассчитаться за предоставленные им земли, огромному же большинству пришло на помощь государство, которое оплатило помещикам стоимость выделенных крестьянам наделов, с тем, чтобы крестьяне возместили казне выплаченные за их счет деньги ежегодными взносами», – отмечается в книге 1912 года «Россия под скипетром Романовых».
А вот что звучит в предисловии к роману Н. Чернышевского «Что делать?» 1980 года издания: «Чернышевский, бросая дерзкий вызов реакции, клеймил «освобождение» крестьян, проводимое самодержавием в интересах помещиков и буржуазии, и выступал как самоотверженный и страстный представитель народных интересов, знающий, что счастье людей труда связано с революцией и социализмом. Он ждал народной крестьянской революции, призывал ее, делал все, что мог, чтобы подготовить ее приход. Он заслужил ненависть самодержавия, его защитников и холопов. Страшась народного восстания, правительство в 1862 году обрушило суровое наказание на лучших представителей освободительного движения.
Арестован был Чернышевский 7 июля 1862 года в 2 часа 30 минут дня. Николай Гаврилович по личному распоряжению царя был брошен в каземат Алексеевского равелина, куда самодержавие заточало своих опаснейших врагов. 678 дней провел он в мрачной одиночной камере.
ЛИШИТЬ ВСЕХ ПРАВ СОСТОЯНИЯ
19 мая 1864 года на Конной площади Санкт-Петербурга состоялась гражданская казнь Чернышевского. На установленном эшафоте, выкрашенном черной краской, высился столб с привязанной цепью. На шее Чернышевского висела табличка с надписью «Государственный преступник».
«Над затихшей площадью послышалось чтение приговора. До нас, впрочем, долетали лишь отдельные слова. Когда чтение кончилось, палач взял Н.Г. Чернышевского за плечо, подвел к столбу и просунул его руки в кольцо цепи. Так, сложивши руки на груди, Чернышевский простоял у столба около четверти часа…
…Палач вынул руки Чернышевского из колец цепи, поставил его на середине помоста, быстро и грубо сорвал с него шапку, бросил ее на пол, а Чернышевского принудил встать на колени; затем взял шпагу, переломил ее над головою Н.Г. и обломки бросил в разные стороны… Когда Н.Г. увозили с площади, в него полетел букет цветов... Бросившая букет, как тогда передавали, была Михаэлис, родственница жены Н.В. Шелгунова», – писал очевидец Михаил Сажин. Он был тогда студентом Технологического института. После станет революционером, участником Парижской коммуны. За крамольную деятельность получит ссылку в Иркутскую губернию, затем поселится в Тюмени и будет служить в пароходстве Богословского горного округа.
Упомянутый Шелгунов, публицист и революционер, вместе с женой предпринял поездку в Сибирь с политической целью. В 1863 году супруги побывали в Тюмени.
Чернышевского тоже ждал первый город за Уралом. Революционер-писатель был осужден на каторжные работы сроком на 14 лет и пожизненное поселение в Сибири. В первых числах июня 1864 года его доставили в Тюменский тюремный замок по пути следования в Нерчинскую каторгу.
«Враг Российской империи номер один» к тому времени уже получил известность как писатель. Пока сидел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, сотворил роман «Что делать?».
Цензор не проявил особую бдительность, и опальное сочинение напечатали в книжке журнала «Современник». Вскоре роман был запрещен, цензор уволен. Но «джинн выпущен из бутылки». Роман читали и за границей. Узник Петропавловской крепости страстно призывал к справедливому общественному строю…
…В Тюменском тюремном замке Чернышевского держали недолго. В кандалах его доставили в Тобольскую тюрьму. «Войдя в контору и взглянувши на привезенного человека, я тотчас узнал в нем Николая Гавриловича… Он был острижен совсем коротко. Одежда на нем была собственная: черный сюртук, брюки, заправленные в голенища сапогов…» – вспоминал его соратник, член организации «Земля и воля» Сергей Стахевич. В тобольской тюрьме тогда сидельцами было много поляков, сосланных за участие в восстании 1863 года. И Стахевич полагал, что Чернышевского поместят к нему, но Н.Г. отвели в отдельную камеру «секретного коридора». Однако смотритель тюрьмы разрешил Стахевичу посещать нового узника. Однажды шуткой Чернышевский сказал своему соратнику: «Как для журналиста эта ссылка для меня прямо-таки полезна: она увеличивает в публике мою известность; выходит особого рода реклама».
Возможно, он надеялся на помилование или побег. В 1866 году полиция раскрыла заговор тобольских злоумышленников, предпринявших попытку освободить Чернышевского с каторги. В 1870-1872 гг. была еще одна неудачная попытка.
Александр II уменьшил срок его каторжных работ на 7 лет. В итоге изгнанник пробыл в Сибири почти 20 лет. В 1883 году получил разрешение поселиться в Астрахани. И опять под конвоем везли Чернышевского через Тюмень…
Выходит, дважды побывал он в Тобольской губернии, на родине главной героини своего романа «Что делать?». Прообраз Веры Павловны, которой снятся «дивные социальные» сны, – это Мария Васильевна Трубникова (Ивашева), дочь ссыльных декабристов. В Туринске Маша создала политический кружок, связанный с «Землей и волей».
Чернышевский пять с половиной лет прожил в Астрахани. Его сын Михаил хлопотал, чтобы отца перевели в Москву или Питер, где пульсировала культурная жизнь. Позволили переехать в родной Саратов, куда он прибыл 27 июня 1889 года. Осенью того же года Чернышевский заболел малярией, ночью 17 (29) октября скончался.
ЖИЗНЬ ИЗМЕНИЛАСЬ
В приложении к журналу «Нива» за 1905 год мне попался любопытный обзор «Что нового в литературе?». В нем сообщается, что талантливейший русский беллетрист г. Короленко опубликовал воспоминания о Чернышевском. На волнующий вопрос: «Произошла ли перемена во взглядах Н.Г. после сибирского заточения?», Короленко ответил рельефно: «Взгляды Чернышевского нисколько не изменились, изменилась жизнь вокруг него… Он и после ссылки предавался усиленному умственному труду. Однако каким-то лицам понадобилось распространять слухи, что умственные способности его угасли и что Н.Г. помешенный. Один из этих слухов проводил Чернышевского в могилу. Заметим, что слухи эти исходили от лиц, ставивших прежнюю его деятельность очень высоко…
Чернышевский до конца сохранил силу своего могучего мозга – это он, впрочем, доказал в последние годы невероятно энергичной работой по переводам. В 80-е годы о нем говорили все меньше и меньше. Вся его яркая, кипучая и благородная деятельность постепенно забывались…».
«Угасает в далекой якутской тайге
Яркий светоч науки опальной».
Эти строчки из популярного стихотворения, бродившего в нелегальной печати, посвящены Чернышевскому. (Автор стиха – адвокат Александр Ольхин, «появлявшийся в самых темных кружках»).
Маркс и Ленин считали Чернышевского «великим русским писателем». Но прозорлив оказался Короленко, замечая, что жизнь вокруг изменилась. Сам же Николай Гаврилович говорил: «Мы должны хорошо знать прошлое, для того чтобы лучше понимать настоящее и уверенно двигаться в будущее».
В 1957 году власти Тюмени именем Чернышевского назвали улицу в Калининском районе города.
В музее Тюменского тюремного замка знаменитому узнику посвящена часть экспозиции.
НА СНИМКЕ: Н.Г. Чернышевский (открытка 1974 года); вход в Тюменский тюремный замок.
Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/