ЗАПИСКИ ПАЛОМНИКА
Когда в Москву из итальянского города Бари было привезено ребро святого Николая Мирликийского, верующие, съехавшиеся со всей России, вынуждены были выстаивать многочасовые очереди, чтобы приложиться к святыне.
А между тем, чтобы приобщиться к частице мощей этого святого без всякой суеты, давки и толкотни, достаточно было всего лишь приехать в Вышенский Успенский монастырь, что в Рязанской области, и зайти в его Казанский собор. То, что здешняя частица не такая большая, не имеет никакого значения – размеры фрагментов мощей и их «брендовость», как неоднократно разъясняли богословы, никакой роли не играют, это не золотые самородки.
Ехать до Вышенского монастыря нам пришлось довольно долго – полями, лесами, через какие- то деревни и сёла... Эта женская обитель стоит уединённо, в отдалении от больших городов, поэтому, в отличие от других, многолюдных и оживлённых монашеских обителей, здесь буквально разлиты в воздухе тишина и покой.
Никто сейчас уже не знает доподлинно, когда был основан этот монастырь. Но первое упоминание о нём в письменных источниках датируется 1625 годом. В грамоте матери царя Михаила Фёдоровича Марфы предписывается «храм Успения Пресвятыя Богородицы перенесть и кльи и всякие хоромы, на новом месте велеть строить монастырь».
Обитель не была многолюдной. В 1724 году она даже упразднялась «за малобратственностью и бедным положением», но вскоре была снова восстановлена.
Всероссийскую же известность Вышенский монастырь получил благодаря выдающемуся русскому богослову и мыслителю Феофану Затворнику (в миру – Георгий Васильевич Говоров). Он жил здесь с 1866 года до самой своей кончины в 1894-м.
Монахини любовно восстановили домик, в котором в полном уединении обретался святитель, и теперь здесь находится его музей, где можно увидеть личные вещи знаменитого монаха, его рабочий стол и книги. Точнее, малую часть этих книг, потому что библиотека святителя погибла во время постреволюционного лихолетья. Она насчитывала несколько тысяч томов, и была необходима ему для работы. Ведь Феофан не просто молился и постился в затворе. За годы, проведённые в уединении, он написал множество трудов, вёл обширную переписку (среди корреспондентов Феофана был, например, другой известный православный мыслитель, Игнатий Брянчанинов), занимался иконописью, шил себе одежду (в музее можно увидеть швейную машинку), и даже играл на скрипке. Разносторонний, словом, был человек. Канонизирован Феофан Затворник совсем недавно, в 1988 году.
В двадцатых годах прошлого века Вышенский монастырь был закрыт новыми властями, а его имущество национализировано. Строения и бывшие храмы использовались последовательно как лесное хозяйство, свиноводческий совхоз, детский городок, а с 1938 года – в качестве областной психиатрической больницы. Сейчас монастырский архитектурный ансамбль по большей части восстановлен и отреставрирован, хотя работы всё ещё продолжаются.
Отмечу, что в монастыре роскошная трапезная с росписями на стенах, каким могли бы позавидовать некоторые храмы. И вообще чувствуется, что сёстры- монахини, подвизающиеся в этих стенах – женщины весьма хозяйственные и практичные.
А напоследок, перед тем как отправиться дальше, мы заглянули в село Эммануиловку, находящееся на том месте, где до 1625 года стояла первая версия Вышенского Успенского монастыря. Здесь среди густого, пахнущего влажной листвой и свежестью леса, стоит старинная деревянная церковь Сергия Радонежского, а рядом – удивительной красоты пруд с источником, носящим имя Феофана Вышенского Затворника. Говорят, что вода из этого источника помогает при головной боли.
– Эх, остаться бы здесь жить, – мечтательно сказал кто-то из моих спутников.
НА СНИМКЕ: могила старицы Сепфоры.
Роман БЕЛОУСОВ /фото автора/