ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ – И ДУША НА МЕСТЕ

ИСТОКИ

День славянской письменности и культуры, ежегодно отмечаемый 24 мая, не только праздник. Всякий раз это еще и повод к серьезному разговору о судьбе русского языка, русской нации и – шире – славянства.

Не стала исключением и 44-я общероссийская научно- практическая конференция «Православные истоки славянской письменности и культуры». 

Участников международного форума, проходившего в драмтеатре, поздравил с праздником председатель Общественной палаты Тюменской области Геннадий Чеботарев и напомнил о духовном подвиге болгарских просветителей Кирилла и Мефодия. Они дали миру первую славянскую азбуку. С созданием собственного письма славяне приобщились к книге, вошли в сообщество народов, обладающих по-настоящему устойчивой исторической памятью – необходимой предпосылкой цивилизованности. Кириллица сегодня является государственной графической системой более чем в 60 странах мира. 

Солунские братья были первыми переводчиками с греческого языка на славянский канонических книг Священного Писания, проповедниками христианской веры. Язык этих переводов называют старославянским. Возникнув во второй половине IX века, он распространился среди южных, западных и восточных славян в виде текстов и стал их первым литературным языком. На Руси появился после принятия христианства, обслуживал нужды церкви и, благодаря близости к древнерусскому, воспринимался как язык книжный, но отнюдь не чужой. 

Заместитель губернатора Тюменской области, директор областного департамента образования и науки Алексей Райдер отметил, что конференция – это возможность расширить научный и образовательный кругозор. Тем более что тематика нынешнего форума впечатляет. Она посвящена, кроме памяти святых Кирилла и Мефодия, 800-летию князя Александра Невского, 400-летию Тобольской епархии, 220-летнему юбилею лексикографа и этнографа В.И. Даля, 320-летию выпуска С.У. Ремезовым «Чертежной книги Сибири», 200-летию русского писателя Ф.М. Достоевского, 115-летию татарского поэта Мусы Джалиля. 

В пленарном заседании участвовали представители органов государственной власти, православной церкви, национально-культурных объединений, писательской организации, вузов Тюменской области, а также научного сообщества и общественных объединений Москвы, Санкт-Петербурга, Венгрии, Сербии и Болгарии. 

Райдер зачитал приветствие губернатора Александра Моора участникам научной конференции. В нем, в частности, говорится: «Российская культура – это целый мир системы координат, который дает каждому человеку социальные и духовные ориентиры. Плоды наших усилий, к чему бы они ни прилагались – от национальных проектов до благоустройства собственного двора и выстраивания отношений внутри семьи, зависят прежде всего от культуры. Уверен, 2021 год придаст новый импульс гуманитарным отраслям наук, которые представлены в нашем регионе и активно развиваются». 

Народ живет в своем языке. Через него он учится осознавать и понимать себя. Неслучайно в старославянской речи под словом «язык» понимали и саму речь, и сам народ. 

За годы правительственных телодвижений, называемых реформами, народ не только оказался на грани нищеты, но и оскудел духовно. Пьянство, алкоголизм, наркомания, жестокость и насилие стали визитной карточкой России. «Нет ничего святого!» – это, к сожалению, о нас. Наши несовершеннолетние дети курят, сквернословят, совершают преступления… Большинство оступившихся – из неблагополучных семей. 

Духовные основы семьи в России испытали огромное влияние православия, напомнил митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий. Это тот чистый источник, который никогда не пересыхает. К нему следует чаще припадать. Как нельзя построить дом без фундамента, так невозможно возродить культуру России без обращения к христианским ценностям, прежде всего в вопросах образования, воспитания. Кризис института семьи переживает не только Россия, и решать эту проблему надо всем миром. Утрата традиционных семейных ценностей – угроза будущему любой страны. Сегодня, когда школа стоит перед дилеммой, преподавать ли в её стенах «Основы православной культуры», чаша весов медленно, но упорно склоняется к императиву «да». 

Православная церковь чтит память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия как проповедников среди славян христианского вероучения с его приоритетами семьи, дома, отечества. Чтобы восстановить созидательную историческую целеустремленность и по возможности восполнить утраченное, нам надо вернуться к мировоззренческим устоям, на которых в течение веков складывалось самосознание нации. 

Традиции эти сохраняются, предаются и развиваются на высоком духовном уровне народного языка. Увы! Грубое просторечие, блатной жаргон, разухабистый мат сегодня почти норма «языка в действии» (речи). Не лучше и новояз, претендующий на роль литературного. Чужие символы уводят нашу мысль в сторону, стирают заключенный в понятии национальный образ. Проститутку мы называем звучным словом путана, убийцу – киллером, разложение – коррупцией, избирателей – электоратом… Постепенно изменяется шкала ценностей. И вот уже многое позволено… 

Говоря о роли первоучителей из Солуни (нынешние Салоники) в становлении русской письменности, владыка подчеркнул: «Мы должны осознавать, сколь важны были действия и труды святых братьев Кирилла и Мефодия. От этого славянские народы обрели уникальный культурный код, определивший жизненный путь большой семьи славянских народов. Сколько великих сынов и дочерей, воспитанных на духовной основе православия, стали творцами и пополнили сокровищницу мировой культуры». 

Тревогой за судьбу России и других славянских стран было проникнуто выступление президента Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры Сергея Бабурина. 

Его доклад, посвященный проблеме выбора – мировоззренческого, духовно-нравственного – прозвучал как никогда актуально. От выбора отдельного человека зависят не только его жизнь и судьба, но и нередко – общества и государства. В качестве примера он привел образ святого благоверного князя Александра Невского, который в 1247 году едет в столицу мировой Орды Чингис- хана и его наследников, чтобы получить «небесный ярлык» на княжение. Что демонстрирует этот трудный шаг победителя беспощадных тевтонов? Неизбежность? Покорность? Слабость? 

«Русь оказалась между молотом и наковальней – между Востоком и Западом. Князь предпочел пойти на поклон к Золотой Орде, жаждавшей денег, ресурсов, но сохранить духовную чистоту. А Запад требовал полной капитуляции. Крестовый поход против Руси прежде всего был нацелен на уничтожение православного общества. Понимая это, Невский сделал свой нравственный выбор. Позже умелой политикой ослабил тяготы монголо-татарского ига». 

Схожие мысли высказал тюменский писатель Омельчук в спиче «Сибирская Русь Александра Мудрого (Невского)». Но… Бабурин одержим идеей Русской цивилизации (реальное братство народов, не только славян). Для Анатолия Константиновича, «азиата в первом поколении», важно доказать, что Россия не «прирастала Сибирью»; что с ХIII века фактически существовало общее государство: Сибирь – российская Азия, а Киевская Русь, Московское царство – Запад. И, значит, Тюмень на 300 лет с хвостиком старше. 

Сегодня мы снова оказались перед цивилизационным выбором. 

«Россия – прежде всего православный образ жизни, это те ценности, которые преломляются через православное миросозерцание. Наши предки – Александр Невский, Сергий Радонежский, Александр Суворов, их последователи и мыслители новой формации должны вести нас, но только если мы не будем топтаться на месте. Если хотим перемен, то за них надо бороться. Поэтому необходимо говорить о православных основах, о роли русского языка, являющегося стержнем нашей цивилизации», – подчеркнул Сергей Бабурин. 

С ним солидарна Ирина Антанасиевич, профессор кафедры славистики Белградского университета, советник ректора по вопросам сотрудничества с Россией Приштинского университета. «Русский мир – некая модель, которая держит мир славянства. Мы всегда смотрим на Россию: надеемся, верим, иногда по-детски обижаемся. Без российской составляющей внутри славянского мира нет истории. Россия должна понимать свою роль и отстаивать свое главенствующее положение в семье славянских народов. В противном случае неизбежно уничтожение. Сначала незаметно, на уровне атомов, а потом погибнет весь здоровый организм». 

Выход один – объединяться, «чтоб не пропасть поодиночке». С нами наши первоучители Кирилл и Мефодий. С нами русское слово, пронизанное дружелюбием, уважением к другим народам, тысячелетиями помогавшее собирать воедино все окружающие этносы. 

НА СНИМКЕ: на пленарном заседании. 

Ольга РАДУТНАЯ 

Юрий ХОЗЯИНОВ /фото/


50077