«НАШ ЧЕЛОВЕК» В КОМАНДЕ РУЗВЕЛЬТА

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Октябрь 1941 года. Немцы прорвали оборону Брянского фронта и оказались в тылу Западного и Резервного фронтов. В обороне Москвы образовалась огромная брешь. Создалась критическая обстановка. До Кремля оставалось 27 километров, и немецкие офицеры в бинокли уже рассматривали окраины столицы. Командующий Западным фронтом генерал Жуков просил у Ставки резервы, но их не было. И тогда решили направить против фрицев курсантов пехотного и артиллерийского училищ из Подольска. Выступая перед ними, Жуков сказал: «Дети! Москва в смертельной опасности, продержитесь хотя бы пять дней, пока подойдут новые части».

А в это время на Дальнем Востоке стояли укомплектованные и хорошо вооруженные дивизии для возможного отпора Японии – союзника фашистской Германии. Важно было установить – нападет ли Страна восходящего солнца на Советский Союз. Наш выдающийся разведчик Рихард Зорге сообщил: она нападать не собирается, но этого было недостаточно для переброски дальневосточных дивизий под Москву. Поэтому решили еще раз проанализировать результаты успешной операции «Снег», проведенной в 1940 году, чтобы отвлечь Японию от экспансионистских шагов в отношении СССР. Итак... 

…В 1934 году в Нью-Йорке трагически погиб резидент советской разведки. Через некоторое время в Колумбийский университет поступил турецкий студент Мустафа Тагмак, который на самом деле был нашим новым резидентом Исхаком Ахмеровым. Он быстро оценил обстановку и реанимировал всю сеть советской разведки и информаторов. Завязал и необходимые связи, среди которых выделялся заместитель министра финансов США Гарри Декстер Уайт, приближенный к министру и пользующийся полным доверием президента Рузвельта. Исхак познакомил Уайта с нашим молодым разведчиком Виктором Павловым, представив последнего как опытного востоковеда. Уже вскоре Уайт и Павлов нашли взаимопонимание, и Виктор составил подробный план обработки американца, утвержденный Берией. 

А в это время Япония захватила Маньчжурию, Сингапур, острова в Тихом океане и вторглась в Китай, который поддерживала Америка. Павлов стал убеждать Уайта, что тем самым агрессивная Япония угрожает безопасности США. Усилиями Гарри руководству Штатов было навязано мнение: мол, Япония – главный враг США. Но Рузвельт не торопился объявлять войну Японии, хотя из дешифрованных японских сообщений вытекал вывод, что агрессор готовится к атаке. Таким образом, нашей разведке и лично Павлову удалось отвести угрозу нападения Японии на СССР и перенаправить ее на другое направление. Поэтому командующий Дальневосточным фронтом генерал Панасенко дал своему штабу команду срочно перебросить войска под Москву. Сразу по прибытии сибирские дивизии пошли в наступление и отбросили немцев от столицы на 100-110 километров. 

7 декабря 1941 года безоблачное небо над мирно спящей военно-морской базой США Перл- Харбор взорвал гул японских самолетов, они бомбили корабли и портовые объекты. Гавань превратилась в кипящий огненный котел. Погибло более 2700 военных, 1128 человек были ранены, потоплено 4 авианосца и 10 судов другого назначения. Президент Рузвельт объявил войну Японии, а через день – и гитлеровской Германии. 

Гарри Уайт стал национальным героем страны как человек, предупредивший ее об опасности. С другой стороны, он стал настоящим другом СССР и помог начать поставки военного оборудования из США в СССР по ленд-лизу, хотя договор на тот момент еще не был подписан. Уайт способствовал выделению Америкой большого кредита СССР. 

Что еще известно об этом человеке? В 1944 году на всемирном финансовом форуме Уайт предложил за эквивалент мировых денег принять американский доллар, затем участвовал в создании Международного валютного фонда и был первым его председателем. Нельзя не упомянуть и о его участии в организации ООН. 

Со временем американские журналисты растрезвонили о связи Уайта с советской разведкой. После войны сенатор Макартур начал борьбу против «красных в руководстве США». Однако в материалах Гарри Декстера Уайта (он, как и все, прошел неприятную процедуру допросов на «детекторе лжи») не обнаружили ничего противозаконного. 

Журналист Брюс Крейг, историк спецслужб, изучив многие рассекреченные архивы, заявил: Гарри Декстер Уайт никогда не был ни коммунистом, ни тем более разведчиком, а был настоящим антифашистом и честным дипломатом. 

Кстати, в СССР по приказу Берии все материалы по операции «Снег» были уничтожены. Только в воспоминаниях отставного генерала КГБ Павлова проскальзывают некоторые эпизоды. Эта операция, названная в честь Уайта (уайт с английского – белый), считается шедевром советской разведки, 

P. S. К сожалению, ныне в США нет таких, как Уайт, политиков, которые объективно относились бы к России и честно с ней сотрудничали. 

НА СНИМКЕ: Гарри Д. Уайт. 

Лев НОВОСЕЛЬСКИЙ, г. Тюмень 

 


50050