ЛЕГЕНДАРНЫЙ «НЕФТЯНИК»

ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ

Возле Челюскинского моста, куда устремляется поток транспорта, чтобы затем перебраться в заречную часть Тюмени, высится Дворец культуры «Нефтяник». Солидное здание, «одетое» в бело-синее, появилось на этом участке в 1976 году.

ТИХАЯ УЛОЧКА 

Чтобы вольготно разместить масштабный объект, пришлось снести старинные постройки с улицы Осипенко (бывшие ее названия Томская, Ежова). Дома деревянные, с печным отоплением. Любопытно было узнать что-либо об их обитателях, об истории этого места, и я обратилась к дореволюционной прессе. 

В июне 1917 года «Сибирская торговая газета» поместила объявление: «Пилить дрова нужны рабочие. Могут женщины. Ул. Томская, д. № 5». Как и полагается, обитатели дома заранее готовились к зиме. На ум сразу приходит известная басня классика Ивана Андреевича Крылова. В январе эта же газета сообщила: «Нужны девочки в типографию Крылова». 

Тюменского Крылова звали Александром Александровичем, был он сыном священника. Себя прославил на журналистском поприще – как раз он и издавал «Сибирскую торговую газету», которая печаталась в его типографии на улице Тобольская, 5. 

Эта самая газета об интересующем нас участке улицы в сентябре 1917 года поместила частное объявление: «Желаю купить: приличное охотничье ружье и мех кенгуровый. Обращаться: ул. Томская, № 3, флигель». 

Старожил Тюмени Евгений Викторович Соколов продолжил историю бывшей Томской: 

–Улица мне памятна с 1944 года. Возле бывшего Текутьевского училища, в котором располагалась школа №6, на углу стоял дом, в нем были ясли, их посещал мой брат, а позже обитала станция «Скорой помощи». Следом под номерами 3 и 5 были два небольших дома, в одном из которых жила Катя Семёнова – симпатичная девочка. С ней мы учились в 1-м и 2-м классах. Дальше следовал бревенчатый двухэтажный дом, рядом с которым на улице рос огромный одинокий тополь. В его тени и буйной листве дом был темен и почти не виден. На первом этаже здесь жила девушка, за которой ухаживал Вася. Этот Вася, пришедший с фронта, жил в нашем двухэтажном деревянном доме на улице Осипенко, 10. Меня как малолетку он проводил на танцы в Ленинский сад. 

Окончание их романа с девушкой было печальным – оба катались по Туре в лодке и утонули. Во дворе темного дома имелся флигель, в нем жила семья сапожника Гольцова, с его сыном Шуркой мы иногда общались. А следующим вдоль улицы шел санаторный детсад, на него и глядели каждый день два окна нашей комнаты с высоты своего второго этажа. Двор детсада был большим, доходил до самой Водопроводной. В нем были детские постройки, цветники и флигель. Во флигеле жила заведующая, девочка Женя и мужик в полувоенной форме с протезом вместо ноги по имени дядя Ваня. Не знаю, кем они приходились друг другу, но про мужика на нашей кухне шептались, что он сексот (т.е. тайный осведомитель, доносчик) и его надо бояться. 

Вот эту часть нашей улицы захватил Дворец «Нефтяник». Могу еще добавить. Тротуары по обеим сторонам были деревянными. Между ними и дорогой пролегали канавы, в которых мы, дети, после дождика иногда барахтались. Дворы все были засажены огородами, а улица картошкой. Для лошадей же и машин оставляли узкую полоску – но это только во время войны и в первые годы после нее. 

К этому рассказу добавим, что Станцию скорой помощи возглавлял известный врач Марк Рошаль (годы жизни 1933-2012), его имя звучало не только в медицинских кругах, но и спортивных. Марк Исакович – первый кандидат в мастера спорта по шахматам в Тюменской области. 

В 1956 году в связи со строительством Челюскинского моста через реку снесли часть домов по четной стороне Осипенко. Один добротный двухэтажный особняк разобрали по бревнам и вновь поставили в районе улиц Максима Горького – Холодильной. 

БРОНЗОВАЯ МЕДАЛЬ ВДНХ 

22 июля 1976 года областная столица получила солидное здание «Дом техники и культуры нефтяников». Фасадом дворец выходит на улицу Дзержинского, само же здание прописано по адресу Осипенко, 1. Во время стройки предлагалось убрать соседний Народный дом, но благоразумие взяло верх. 

«Нефтяник» возводили по инициативе Виктора Ивановича Муравленко, возглавляющего Главтюменьнефтегаз. Финансирование шло из этой же крупнейшей в стране организации по добыче нефти газа. Проект масштабного сооружения был разработан архитекторами института Гипротюменьнефтегаз. Вот их имена: В. Анисимов, В. Гамарник, А. Генис, А. Горбунов, Д. Елькин, В. Захаров, Б. Рябов. Кстати, за свой проект архитекторы получили бронзовую медаль ВДНХ. А панно и чеканку выполнили художники столицы Урала. 

На площади перед зданием построили один из первых в 1970-е годы фонтан. 

«Дом техники и культуры нефтяников» (это его первое название) ставил задачи пропагандировать научно-технические достижения Главтюменьнефтегаза, внедрение их в производство. Сотрудники «Нефтяника» трудились в Тюмени, в новых северных городах области, нефтегазодобывающих управлениях, бывали на буровых. Проводили выставки, на которых показывали технические новинки, организовывали лекции и концерты, демонстрировали кинофильмы о жизни, труде самоотверженных добытчиков нефти и газа в Тюменской области и других нефтедобывающих регионах и республиках Советского Союза. 

Историк Майя Смирнова была свидетелем любопытного события, происходящего в «Нефтянике» в легендарные годы освоения Севера. 

– Любимая многими телеведущая Валентина Леонтьева специально приезжала в Тюмень, чтобы сделать запись своей передачи «От всей души», – рассказывала мне Майя Андреевна. – Собрались нефтяники, газовики, геологи, строители. Запись шла четыре часа. Я сидела в зале и с интересом слушала, что говорилось со сцены. Запомнился электросварщик Борис Дидук, Герой Социалистического труда, родом из Белоруссии. Он был инвалид, но человек сделал все, чтобы встать в строй и трудиться на строительстве нефтегазопроводов. Вот настоящее геройство!» 

КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР 

В советское время были добровольные народные дружины, которые объединяли смелых парней и девчат. Кандидат технических наук Игорь Ефимович в молодости активно участвовал в работе Оперативного отряда добровольной народной дружины Центрального райкома ВЛКСМ. 

– В ДТиК «Нефтяник» желающие ходили на тренировки по самообороне. Занятия были бесплатные. Вел их штатный работник отдела профилактики правонарушений среди несовершеннолетних Сергей Цибульский, – вспоминает Игорь Аркадьевич. 

«Нефтяник» по тем временам был самым шикарным дворцом. Зрительный зал, рассчитанный на 1200 мест, музей нефти и газа плюс множество работающих в нем творческих коллективов, делали его культурным центром Тюмени. 

Здесь разместился тогда молодежный эстрадный ансамбль «Ровесник», организованный в 1964 году и радовавший своим мастерством не только тюменцев, но и зрителей многих уголков нашей страны. (Художественный руководитель ансамбля – Л. И. Либерман, музыкальный руководитель – В. И. Зинченко). 

27 марта 1993 года на сцене «Нефтяника» состоялась премьера первой тюменской оперы «Алеко» Рахманинова. Художественным руководителем спектакля был Виктор Орлов, заслуженный артист России, ветеран войны. 

В 1995 году ДК переименовали в Дом национальных культур, в нем поселились объединения различных национальных культур, стали проводиться фольклорные фестивали. 

На сцене дворца в 90-е выступали многие артисты эстрады, после получившие большую популярность. Мне запомнился концерт Леонида Агутина, будущая звезда пел в незаполненном зале. 

В 2002 году Дворцу присвоили имя Виктора Ивановича Муравленко. Кроме того, создали мемориальную комнату легендарного нефтяника, доктора технических наук, Героя Социалистического труда, лауреата Ленинской премии. 

Бежали годы, меняя облик Тюмени, архитектурные сооружения становились элегантней и комфортабельней. В 2001-м Сергей Собянин, тогда новоизбранный губернатор области, знакомился с учреждениями культуры. Его джип мчался по улицам города, легковушки СМИ едва успевали следом. После экскурсии по тюменским «храмам искусств» Собянин сказал: «Здания морально и физически устарели, «Нефтяник» выглядит мрачно». И в городе началась масштабная реконструкция учреждений культуры. 

После обновленной филармонии в 2007 году приступили к «Нефтянику», но работы сильно затянулись. В судебном порядке был расторгнут контракт с недобросовестным подрядчиком, компания «Тюменьтел» в срок завершила строительство. 4 ноября 2015 года в рамках празднования Дня народного единства в обновленном Дворце культуры состоялся бесплатный праздничный концерт. 

Теперь здание обладает большим залом на 969 мест и малым, рассчитанным на 186 зрителей. Имеются также мраморный и танцевальный залы, кафе, ресторан. Да и внешний вид его изменился. 

ПОДЗЕМНЫЙ ХОД 

В начале ХХI века при реконструкции соседнего памятника архитектуры – Народного дома – строители подогрели интерес к загадкам прошлого Тюмени. Они наткнулись на странный тоннель, проложенный возле здания. Траншея, шириной метра три, зияла своей «пастью» в высоком берегу Туры. Я, надеясь на сенсацию, поспешила к загадочному месту, вглядывалась в эту диковинную траншею. Вход в подземелье был закрыт металлической решеткой и выложен бетонными плитами явно не царских времен. Темнота скрывала дверь. Судя по валяющемуся хламу, сюда явно забирались на ночлег лица без определенного места жительства и рода занятий. Может, подземный ход ремонтировали в советские годы? – ломали головы строители и не равнодушные к старине. 

На самом деле все оказалось намного прозаичней. 

– Когда строили ДК «Нефтяник», предполагали из Дворца культуры сделать выход на набережную, – раскрыл секрет архитектор Борис Медведев. – Люди посмотрят концерт и с хорошими впечатлениями выйдут прогуляться по берегу. Идея была замечательная. Вот и стали строить тоннель. Его проложили возле Народного дома и «Нефтяника». Но просчитались. Куда выходить? Набережной-то нет. Сооружение закрыли решеткой, им так никто и не воспользовался… 

Большая и современная набережная появилась только в начале ХХI века, траншею теперь не видать. 

НА СНИМКАХ: обновленный Дворец «Нефтяник»; мемориальный знак В. И. Муравленко.

Елена ДУБОВСКАЯ /фото и фотокопия автора/


50043