ГОРЯЧИЕ ПОЛОСЫ ДВИЖЕНИЯ

ДОРОЖНЫЙ СЕЗОН

Наш регион находится в зоне повышенной опасности. Доходило до того, что за одни лишь сутки возникало более 80 точек возгорания. Леса пылают в тридцати километрах от областной столицы. Идет эвакуация жителей из пригородных поселков. С «красным петухом» борются подразделения МЧС, Минобороны, многие государственные и муниципальные органы. Не обходится без участия дорожников. Предприятия АО «ТОДЭП» ведут устройство противопожарных минерализированных полос в 16 районах области.

– Мы буквально спасли от огня деревню Большая Заморозовка по-над рекой Иска, – включается в разговор заместитель генерального директора АО «ТОДЭП» Алексей Павлов. – А вообще-то наша главная задача – непосредственно дороги. Подробностями с вами поделится руководитель Нижнетавдинского филиала ДРСУ‑1 Виктор Поветкин. Выйдет на связь, когда немного освободится. Сейчас очень горячая пора… 

Что ж, как говорится, если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Виктор Сергеевич не так давно в «директорах». Был прорабом в ДРСУ‑2 – помнится, ездили мы с ним по еще достраивающейся автомагистрали Тюмень – Богандинский – Ялуторовск. В итоге отменная получилась трасса. 

Нынче наш любимый город вошел в тройку лучших по комфортности и доступности – после Краснодара и Сургута. Несколько лет подряд лидировал. Конечно, каждый кулик свое болото хвалит. Я, автор, изучал в Сетях «комменты» за последнюю неделю. Народ из многих городов и весей, выступая за родимое «болото», выискивает изъяны бывшей «столицы деревень». Дескать, да, новостроя много, но мало старинных архитектурных достопримечательностей. Да, хороша набережная, однако вода в Туре грязная. Движение автобусов отменное, но, увы, всего лишь один вид общественного транспорта. Ни один не сказал, что дороги плохие, наоборот, единодушно отмечают: автомагистрали отличные! 

…Нынче в Тюмени намечено отремонтировать 48 километров УДС – улично-дорожной сети. Улица Чаплина в том числе. Работы ведутся в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги». С прорабом Александром Мачихиным мы знакомы по прежним стройкам, тогда он еще был мастером. 

– Будучи студентом ТюмГАСУ, участвовал в научной работе под руководством кандидата технических наук Николая Григорьевича Митрофанова: использование буровых шламов в качестве дорожных материалов. Разработки пригодились при прокладке межпромысловых дорог в Приразломном и Приобском месторождениях нефти. 

Подручный материал очень помог в освоении подземных кладовых «черного золота». Когда пробивались к Самотолору, даже торф шел в дело. Методику внедряли в жизнь знакомые ребята под чутким руководством профессора Марка Павловича Болштянского. В настоящий момент ученый на ПМЖ в Хайфе. Изредка передает мне приветы. 

Как утверждают японцы, очень хорошо – это плохо. При строительстве трассы Тюмень – Нижняя Тавда – Урай – Междуреченский – Мортка на Куминских болотах пришлось бы вытаскивать слой торфа толщиной до 16 метров. А затем это пространство замещать песком и щебнем. От проекта пока отказались. Полагаю, до лучших времен. 

– Выторфовкой мы занимались при создании Индустриального парка в Богандинском, – продолжает Александр Мачихин, – толщина слоя – 3 метра. Там площадь фронта работ 32 гектара. Потом отсыпали, чем надо, – ну, создали полный комплект дорожной одежды. А вообще, получив диплом, сразу же устроился в ДРСУ‑7. 

Уточним, фирма тогда называлась несколько иначе. Небольшая история: в составе Управления автомобильных дорог Тюменской области базировалась организация – ТДРП. Здесь проводились опытно-экспериментальные работы для дальнейшего внедрения во всей отрасли СССР. Усилиями печально известного «Аэродромдорстроя» контору прикрыли. Восстановили под крылом АО «ТОДЭП» под вывеской ДРУ. Это управление набрало темпы под командованием кандидата экономических наук Руслана Миннуллина. Ныне он руководит родным ДРСУ‑1. А ДРУ после укрупнения стало называться ДРСУ‑7. С Русланом Наильевичем еще, возможно, встретимся. А пока вернемся на улицу Чаплина. 

– Вся работа по технической документации именуется «Фрезерование», – продолжает свой рассказ прораб Александр Мачихин. – Но в данное понятие входит много чего. Укладка нового слоя асфальта. Укрепляем обочины, монтируем барьерное ограждение, устанавливаем знаки, прокладываем тротуары… 

Производитель работ перехватывает мой взгляд, устремленный на каркас автобусного павильона с фишкой «Союзная». Объект теряется в массе различной техники, скопившейся у прорабской, – обеденный перерыв потому что. 

– Да, чаще всего и павильоны меняем на остановочных пунктах, – сетует прораб, – детки выбивают стекла, безобразно разрисовывают стены. 

Новые павильоны поставляет завод «Тюменьремдормаш». В последнее время стекла не применяет. Их заменяют стальными листами со множеством просверленных отверстий. Тоже бьются, но не так шибко. 

Вдоль дороги отцветают одуванчики и черемуха. Но заполыхала рябина. Пошла в рост трава. 

– А мы ведь тоже занимаемся озеленением, – замечает прораб. 

– Ну да, – отвечаю, – формируете газон, вспахали, подравняли граблями… 

– … сеем траву, поливаем… 

– Один раз полили – и до свидания? 

– Поливаем, пока трава не взойдет, – это примерно две недели. Затем постоянно присматриваем. В зоне нашей ответственности, то есть в полосе отвода. 

Зона ответственности. Минувшей осенью перед моим домом по улице Самарцева высадили 24 дерева – не дорожники занимались, а специализированная контора. Прижились два малюсеньких дубочка. Похоже, ради галочки изображали деятельность. Еще вспоминаю момент. На площадке перед зданием администрации области, резиденции губернатора, провалилась машина. Обстоятельство расследовал друг редакции, ветеран-дорожник, заслуженный строитель РФ Александр Лейс. Значит, организация с головной конторой в Челябинске проводила реконструкцию тепловых коммуникаций. Трубы смонтировали новые. Траншею засыпали мусором, чуть грунтом, сверху замазали асфальтом. Выяснилось: в фирме у горе-реконструкторов в штате не было ни одного дорожника, не нашлось даже человека с техническим образованием, а сплошь юристы и экономисты. 

Комментирует прораб Александр Мачихин: 

– Нам, ДРСУ‑2, тоже приходится заниматься инженерными коммуникациями. Например, не так давно обновляли канализационные системы по улице Менделеева. Сделали сами, без привлечения субподрядчиков. У нас специализированные бригады: по трубам, по люкам, по бордюрам, по проезжей части… Жалоб от населения не имеем. Разве что народ бурчит, что по ночам вкалываем, спать мешаем. Больше бы ругались, если бы днем в процессе укладки асфальта движение транспорта по улицам останавливали. 

Шагаю по тротуару мимо рынка «Южный». Тротуар – просто загляденье! Чувствую, нога человека еще не ступала, я – первый. А справа дышит горячим паром полоса движения – асфальт уложили аккурат до первых автобусов. Конечно, тут и там не обошлось без семейства Кин: отец Александр, его сын Сергей, Виктор – двоюродный брат Сергея. В династиях берегут мастерство. 

– Вира! Майна! 

На остановке «Улица Демьяна Бедного» обустраивают автобусный карман – бордюрные плиты монтируют. За рычагами погрузчика Wacker Neuson машинист Александр Сергеев – ветеран, поди-ка, и не вспомнит, сколько лет «пашет» в системе ТОДЭПа. Как говорится, старый конь борозды не испортит. 

Судачим о житье-бытье. Зарплата машиниста, полагаю, тысяч 60. 

– С премиями значительно больше, – добавляет прораб. 

– Зимой мало платят, – вздыхает машинист Сергеев, – в лучшем случае 30 «штук». А ведь зимой работы нисколько не меньше, да и сложнее она: морозы, метели, гололед. 

Все от бюджета зависит. Конечно, можно повысить стоимость дороги. Но и без того кое-кто из «слуг народа» стонет: дескать, в России самые дорогие в мире дороги. Хотя это совсем не так. 

Зарплату, скорее всего, можно поднять за счет экономии бюджетных средств. В стоимости автомагистрали 80 процентов занимает щебень и его доставка. Вот в конце мая сего года читаю предложение компании «Газпромнефть»: предлагается вместо щебня применять материалы на основе буровых шламов – то самое, над чем прораб Александр Мачихин трудился в студенчестве. Ну, без щебня не на магистральных дорогах, начать хотя бы с муниципальных, где нагрузка на полотно небольшая. Скажем, в Урайском районе: буровые шламы, вон они, до нефтяного месторождения рукой подать. 

Бывший директор ДРСУ‑2 Руслан Миннуллин ныне руководит ДРСУ‑1. Это управление второй год занято реконструкцией федеральной трассы Р‑404. Дорога Тюмень – Тобольск – Ханты- Мансийск станет скоростной, четырехполосной. 

– В этом году обновим 9 километров трассы, – уверен Руслан Наильевич. 

По соседству работали люди из ДСУ‑111 (город Тула). Не приспособились туляки к условиям Сибири. Тендер на этот год выиграл коллектив МСК «СибАгро» под руководством Ивана Лукианова. Эти ребята справятся, сомнений никаких. 

– И в городе трудимся, – добавляет Руслан Миннуллин, – на улице Дружбы, тут стыкуемся с монтажниками из «Мостостроя‑11». Они ставят очередной путепровод. 

Все хорошеет областная столица! 

НА СНИМКАХ: ДРСУ‑2: комплексная работа; машинист катка Сергей Кин.

Юрий МАШИНОВ /фото автора/


50052