СУБЪЕКТИВНО
О ПАНДЕМИИ Я ПИСАЛ БЕЗ МАЛОГО ГОД НАЗАД. ПОРА ПОСМОТРЕТЬ, ЧТО С ТЕХ ПОР ИЗМЕНИЛОСЬ
1. ПАРАМЕТРЫ ПАНДЕМИИ В ТУМАНЕ
Начну с истоков: откуда вирус? До сих пор разноголосица. В конце апреля спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что коронавирус связан с американской биолабораторией: «… у них произошла какая-то утечка в тех лабораториях, которые по всему миру взяли и насоздавали». Однако мнение г-на Володина расходится с данными Службы внешней разведки РФ. Её глава Сергей Нарышкин о естественном происхождении вируса в природе в апреле заявил РИА Новости.
Буквально на прошлой неделе республиканцы из комитета по разведке Палаты представителей США заявили про «убедительные косвенные доказательства», что лаборатория в китайском Ухане еще в 2017 г. вела опасные исследования без соблюдения необходимых протоколов безопасности. И осенью 2019 г. несколько сотрудников лаборатории болели с симптомами, похожими на COVID-19. Упоминается причастность китайских военных к институту в Ухане.
В Оксфордском университете прозвучала версия: коронавирус мог зародиться не в Китае. Еще зимой 2019 г. инфекцию обнаружили в Барселоне, Милане и Турине. А первый случай заболевания COVID-19 зафиксирован на Фолклендских островах.
Напомню и версию Роберта Бембеля, профессора Тюменского индустриального университета, автора эфир-геосолитонной концепции. Схема её такая. Плазменное ядро Земли постоянно подпитывается из космоса потоками мирового эфира; при определенных температуре и давлении ядро регулярно выстреливает потоками газов. А их вихри, устремляясь к поверхности Земли, в том числе, выносят вирусы в нижние слои атмосферы. Версия Бембеля не на пустом месте – о вирусах в земных недрах как факторе «преджизни» в книге «Феномен человека» век назад писал французский ученый Пьер Тейяр де Шарден.
И, наконец, в марте глава ВОЗ Гебрейесус заявил по итогам поездки международной группы специалистов в китайский Ухань: «Хотя команда экспертов пришла к выводу, что лабораторная версия — наименее вероятная, это требует дальнейшего изучения».
На 24 мая, когда статья отправлена в редакцию, данные оперштаба такие: за сутки выявлено 8951 случай; выздоровело 7297; умерло за сутки 357. Заболевания в мае колебались вокруг официальных 9000.
Владимир Путин, сославшись на оценку экспертов, после майских праздников назвал эпидемиологическую ситуацию в России «стабильной». Но чиновники и специалисты делают противоречивые заявления. Яркий пример – третья волна ковида. В конце апреля Роспотребнадзор опроверг информацию Bloomberg о том, что она началась в РФ. Но зав- лаб Института молекулярной генетики РАН профессор Константин Северинов полагает, что следующая волна заболеваемости «неизбежна», и официальная статистика подтверждает это. Избежать её можно только в том случае, если официальная статистика существенно занижена и переболевших больше, чем показывает оперштаб.
В конце марта замминистра здравоохранения Татьяна Семенова заявила, что, возможно, третья волна в стране начинается. Она при этом сказала, что «в ближайший месяц-полтора» страна достигнет популяционного иммунитета. Однако глава профилактического центра ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Вадим Покровский заявил: «честно говоря, я не жду вообще третьей волны. Очень быстро растет иммунная прослойка как за счет переболевших, так и за счет вакцинации». Позже и глава Минздрава Михаил Мурашко как бы опроверг своего заместителя: мол, заболеваемость ковидом снижается, а потому говорить о третьей волне эпидемии преждевременно.
Но сам же г-н Мурашко в начале мая говорил на телеканале "Россия-1", что "до 25% пациентов, перенесших коронавирусную инфекцию, имеют те или иные осложнения и требуют наблюдения. А до 10% перенесших новую коронавирусную инфекцию требуется подчас и госпитализация".
Так что со статистикой и по заболеваемости ковидом, и по смертности полный разнобой. И не только у нас. На прошлой неделе ВОЗ выпустила доклад: от COVID-19 в 2020 г. умерли по меньшей мере 3 млн человек, то есть на 1,2 млн больше, чем в официальных отчетах стран. Заведующий международной лабораторией исследований населения и здоровья ВШЭ Евгений Андреев в конце апреля сказал «Коммерсанту»: «Уже понятно, что даже цифра умерших от коронавируса недостоверна. В течение года много говорилось о том, что подделываются данные оперативного штаба, однако теперь видно, что и те данные, которые поступали в Росстат, по некоторым регионам также мало соответствуют реальности».
Аналитики NewYorkTimes пришли к выводу, что в России самая высокая избыточная смертность: страна в числе мировых лидеров в 2020 г., уступила только Перу. Учитывая демографические показатели, «пандемия убила примерно одного из 400 человек в России по сравнению с одним из 600 человек в США». К тому же смертность четко растёт с возрастом, и для "хрупких" пациентов старше 70-ти нужна специальная стратегия лечения. Но для таких изысков медики не готовы, когда и молодых не умеем лечить эффективно. Надежного лекарства нет до сих пор. Моему другу, московскому патологоанатому, тяжко болевшему в прошлом году, дважды в сутки давали по 13 таблеток. Сегодня от всех отказались.
Вот мнение известного экономиста Игоря Николаева, директора Института стратегического анализа компании ФБК: «Итак, данные Росстата за январь–февраль 2021 г.: естественная убыль населения 183,7 тыс. человек, в то время как аналогичный показатель за январь-февраль 2020 года 80,1 тыс. Получается, что за первые два месяца 2021 г. естественная убыль на 103,6 тыс. (!) человек больше, чем год назад». Прогноз Николаева по естественной убыли населения за весь 2021 г. – около 1 млн человек. «Это, – пишет экономист, – чрезвычайно высокий показатель, свидетельствующий о стремительном вымирании России. Коронавирус, безусловно, ускорил этот процесс, но начался он еще в доковидные времена. Поэтому все списывать на COVID-19 было бы неправильно. Все-таки не надо было властям несколько лет назад нахваливать себя за успехи в демографической политике. Все круто развернулось в другую сторону».
В Институте показателей и оценки здоровья медицинской школы Вашингтонского университета (США) подсчитали, что COVID-19 с марта 2020 г. по май 2021 г. мог стать причиной 6,9 млн смертей, что вдвое больше, чем в официальных отчетах. Самые заметные расхождения зафиксированы в Египте, Казахстане и России (более чем в 5 раз).
Напомню читателям об исследованиях нашего выдающегося этнографа, историка и географа Льва Гумилева, установившего продолжительность жизни почти всех этносов Земли: 1200-1500 лет. Судя по критериям модели пассионарности Гумилева, русский этнос подходит к последней стадии – мемориальной, а значит, и к черте своей жизни в 1200 лет. Да еще не факт, что до неё дотянет и не исчезнет раньше.
Про официальную статистику заболеваемости ковидом лучше не говорить не только по причине традиционной неразберихи с информацией регионов, но еще и потому, что, по разным оценкам специалистов, и не только наших, около 12% болеют ковидом без клинических проявлений, бессимптомно. Значит, и в статистику они не попадают, а людей заражают.
Ученые Медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе, проанализировав данные о 87 тыс. пациентов с COVID-19 и 5 млн. из контрольной группы раскрыли, что около 60% выздоровевших, включая с легкими симптомами, не требующими госпитализации, имеют повышенный риск смерти в течение шести месяцев после постановки диагноза. Избыточная смертность из этой группы оценивалась в 8 человек на 1000 пациентов. У госпитализированных этот показатель вырастал до 39 смертей на тысячу пациентов. Причем, риск растет с тяжестью инфекции, а отложенные последствия болячки могут длиться годы и даже десятилетия. Поэтому таким пациентам требуется комплексная многопрофильная помощь. Анча Баранова, профессор Школы системной биологии Университета Джорджа Мейсона заявила, что из-за коронавируса средняя продолжительность жизни людей сокращается на 1,5−2 года. Она отметила, что COVID-19 является системным заболеванием, которым можно переболеть несколько раз. Так что подобные добавки ко 2-й волне ковида способны довольно быстро перерастить её в третью.
Новый поворот преподнесли исследования зарубежных специалистов. Так, в госпитале CHU-Larrey (Франция) выяснили, что коронавирус может обострить заболевания щитовидной железы. В Питтсбургском университете (США) установили, что тяжелые формы COVID-19 нарушают работу мозга и нервной системы примерно у 50% пациентов. Коронавирус поражает не только клетки легких, но и проникает в слизистую оболочку носа, пищевода, сосудов и сердца. Другое дело, что власти в России, как это не раз уже бывало, могут просто запретить медикам связывать подобную статистику смертности с ковидом. Но ведь такие выверты сути течения пандемии не меняют, а избыточную заболеваемость да и смертность можно прикрыть подтасовками.
Однако эксперты приводят массу фактов, панорама которых заставляет усомниться в отрицании третьей волны в России. В Европе она катит полным ходом, а мы от мира, где творится черте что, не совсем изолированы. Например, в прошлом году проявился «британский» штамм, обнаруженный вскоре в десятке стран Европы и в Канаде. А в апреле – и в России. Исследования зарубежных специалистов не подтвердили опасения по поводу более тяжелого течения COVID-19 у пациентов, инфицированных этим штаммом, однако подтвердили его повышенную заразность.
Но вот индийский штамм с двойной мутацией, обнаруженный в октябре, опаснее британского. Он устойчив к антителам, а значит, вакцинация может оказаться бессильной. Правда, у наших специалистов мнения про его опасность разные. Казалось, побившая все рекорды заболеваемости (ковид там лечат даже навозом!) Индия за тридевять земель. Но вот, поди ж ты… Штамм вируса нашли у себя многие страны, а в Россию могли занести в апреле индийские студенты университета Ульяновска, не захотевшие учиться дистанционно, будучи на родине. У всех студентов на границе были отрицательные тесты, но… В региональном управлении Роспотребнадзора заверяют, что выход индийского штамма за пределы обсерватора и ковидных госпиталей, где держат студентов, исключен. Однако местные власти на всякий случай готовятся к дополнительным мерам профилактики.
И правильно делают: в конце апреля вице-премьер Татьяна Голикова заявила в Севфеде, что мутировавшие штаммы вируса выявлены в 54 регионах, а в Рос- потребнадзоре дополнили, что штаммов этих около полутора тысяч. Ещё и академик Гинзбург, директор Института им. Гамалеи, порадовал: следующий этап – заражение коронавирусом сельскохозяйственных и домашних животных. Он умолчал, чем грозит людям контакт с ними, но нетрудно догадаться…
Спасет ли нас вакцинация? Об этом в следующий раз.
Игорь ОГНЕВ