ВОРУЮТ? ВОРУЮТ

ОБЩЕСТВО

КОЛИЧЕСТВО ЖАЛОБ НА ЖКХ ИЗ ТОБОЛЬСКА И ТОБОЛЬСКОГО РАЙОНА ВЫРОСЛО В ДВА РАЗА

В отличие от двух предыдущих заседаний, утверждение повестки очередного, сорок восьмого по счету, заседания Тюменской областной Думы не отличалось дискуссионным накалом. Никто не бил себя «тапком в грудь» и не говорил, к примеру, что если из Тюмени в Ханты-Мансийск будут летать новые самолеты «Суперджет-100» вместо «Аэрбасов» и «Боингов», то нас перестанут осчастливливать своим появлением звезды шоу-бизнеса (они прописывают эти самолеты организаторам в своих контрактах) − жизнь для нас станет не мила.

Один из основных вопросов повестки – годовой доклад уполномоченного по правам человека в Тюменской области Сергея Миневцева. Он сообщил: в возглавляемую им службу за год обратились 1292 человека, из них письменно – 728 (в том числе 4 коллективных обращения); обращений на личном приеме – 564. Личный прием проходил по телефону, что отнюдь не способствовало качеству общения: люди зачастую не могли четко сформулировать свои мысли и просили отложить вопрос до личного контакта. Сокращение произошло на 158 обращений. Из тех обращений, что были, 626 – из Тюмени, 302 – из муниципалитетов, 290 – по поводу УФСИН; 74 – иные обращения, не связанные с нарушением прав человека.

Если же посмотреть структуру, то первую пятерку уверенно возглавляет МВД – 444 обращения. Жалуются на действия или бездействие должностных лиц. В частности, на то, что полиция не спешит на семейные ссоры, отказывается возбуждать уголовные дела или, наоборот, возбуждает их, что, по мнению заявителей, делать не следовало. Правда, в прошлом году было 576 жалоб по линии МВД, а в этом – 444, уменьшение на 22,9%.

На втором месте УФСИН − 290 жалоб – «это государство в государстве», жалобы оттуда поступают одни и те же, и их процент от года к году примерно один и тот же. Уполномоченный по правам человека предложил выделить их в отдельную категорию – для ясности статистики.

В этом случае на второе место выходят «иные обращения», связанные с получением правовой информации и напрямую не связанные с нарушениями прав человека. Учим, учим юристов, а по части правовой информированности населения ситуация не улучшается. Впрочем, рискну предположить, что увеличению количества обращений способствует и повышение юридической грамотности населения, ибо чем больше знаешь, тем большего хочется. К тому же юристы берут за свою работу деньги (и немалые), а служба уполномоченного по правам человека – не берет и имеет приличную пробивную силу (если, конечно, «к бумаге приделают ноги») − почему не обратиться? Сначала за консультацией, а потом и за решением своей проблемы − отсюда рост количества обращений. Но это так, заметки на полях, Сергей Миневцев в подобный анализ не вдавался.

На третьем месте – ЖКХ, где количество обращений за год увеличилось в два раза и «практически сравнялось с жалобами на УФСИН». Основная масса – Тобольск и Тобольский район. Жители ропщут: они установили счетчики водоснабжения, а цифры в платежках остались на прежнем уровне, тогда как обычно они уменьшаются кратно. Людям объясняют: велики общедомовые расходы, отсюда и прежние цифры в платежках. Понятно, что подобные объяснения народ не устраивают.

Объяснение, на мой взгляд, очевидное. Однако для пущей убедительности за разъяснениями я обратился к однокашнику по институту и другу, тот давно строит в Тобольске. «Воруют!» − коротко ответил он. Кухня здесь примерно такая. До общедомового счетчика все потери воды списываются «Водоканалом» и попадают в тарифы – тарифы утверждаются специальной комиссией, что к данному случаю отношения не имеет. После общедомового счетчика вода уходит – на полив растений на общедомовой территории (о чем жителей не предупредили), на мойку машин и т.д. Воровать может как сама управляющая компания, так и жители (чаще всего – и те, и те). Одни платят за других – вот, собственно, и вся кухня.

Углубляясь в тему воровства, Сергей Миневцев сообщил, что в Тюмени появился автомобильный салон, где «покупателей маринуют по нескольку часов, а потом сообщают, что им оказали юридические услуги и вообще чуть ли не помыли их туфли». В итоге оказывается, что они приобрели машины под бешеные проценты, что кратно завышает стоимость авто.

Участились случаи телефонного мошенничества. В частности, звонят пожилым женщинам и говорят: кто-то из родственников попал в аварию – нужно перевести определенную сумму. Звонки якобы из банков, когда спрашивают: переводили ли вы деньги, с вашего счета только что произведена транзакция – вообще стали обыденностью. Из новенького, взволнованный голос: на вашу карту мы только что по ошибке перечислили такую-то сумму – верните, пожалуйста! Иногда возвращают – и теряют все деньги, что находились на карточке.

Ну да хватит о грустном. В начале пандемии был вал жалоб на медицину, а по концу года посчитали – мы очень даже прилично выглядим, если сравнивать с другими территориями.

НА СНИМКЕ: С. Миневцев.

Сергей ШИЛЬНИКОВ


49686