УШИ ОТ ШВЕЙКА...

ЛЫКО В СТРОКУ

Продолжение. Начало в № 14.

Он руководитель. Можно сказать, босс. У него свой большой кабинет. На стене, за креслом из прекрасной натуральной кожи, портрет. Не президента или премьера, как у нас водится. Другой типаж. В рамках широкого багета с бронзовыми завитушками по углам бравый солдат: китель с множеством карманов, полевое кепи с кокардой. В правой руке курительная трубка, в левой – кружка с пивом. Так известный чешский художник Йозеф Лада изобразил Швейка на страницах романа Ярослава Гашека.

Играет воображение: почему-то представляется, что пенный напиток вот-вот выльется из-за багета и зальет бумаги на столе. – «Темный Козел», – перехватывает мой взгляд хозяин кабинета. – Лучше всего закусывать свиными ножками... Ну, сосиски с рогаликами подойдут.

С генеральным представителем холдинга «Тико-Кар» в Тюмени Иржи Гавласом знакомы не первый год. Давно на «ты». Иржи и Юрий – это одно и то же имя. В ранние славянские времена так обозначали земледельцев. Ныне Иржи продвигает в Западную Сибирь автобусы марки «Кароса», а тезка погряз на ниве журналистики. Я – экономический обозреватель газеты «Тюменская правда», а раз так, то выгадываю интересы родного региона.

– Без жульничества тоже нельзя. Если бы все люди заботились только о благополучии других, то еще скорее передрались бы между собой.

Это полпред слово в слово процитировал Йозефа Швейка. Я тоже досконально изучил произведение. Поэтому в долгу не остаюсь:

– В сумасшедшем доме каждый может говорить всё, что взбредёт ему в голову, словно в парламенте.

Вообще-то, чешский парламент нисколько не лучше нашего, российского. Может, даже хуже. Давайте обсудим.

В 2014 году в деревне Врбетице взорвался склад боеприпасов – якобы, по халатности персонала. И вдруг через 7 лет, 17 апреля, бывшие братья-славяне объявляют, что к ЧП причастны 18 российских дипломатов. Их выслали. А еще теперь чешские парламентарии потребовали компенсировать ущерб от взрыва. Пока не определились, кому и сколько. Во-первых, объект принадлежит частному лицу. Но не чеху, а болгарину. А раз так, то Чехии надо признать, что она, страна, позволяет на своей территории заниматься незаконной торговлей оружием. Или сама торгует под чужим прикрытием?

Установлено, что оружие из Врбетице поставлялось, скорее всего, и сейчас поставляется – карателям Донбасса, а также в Сирию – бандитским формированиям ИГИЛа, запрещенной в РФ террористической организации. Высылая дипломатов, премьер Андрей Бабиш сказал, что завтра же представит материалы о террористической деятельности Москвы. Не представил. Через день объявил, что никакого терроризма не было. А что тогда? Причем тут российские дипломаты? Похоже, на родине Швейка недостачу в виде хищения оружия покрывают в точности, как на Украине, – посредством взрывов и пожаров.

Парламентарии – 200 душ – делают вид, что впервые слышат. Полагаю, в сибирской тайге или тундре можно проглядеть «огневую» точку, в которой творились бы темные делишки. Но в Чехии-то, почти в 19 раз меньшей Тюменской области, наверняка все прозрачно. Прямо-таки дурдом. Или просто веселятся ребята во фраках на грани фола. Спорт такой. По этому случаю, бравый воин говорил:

– После вакханалий и оргий всегда приходит моральное похмелье.

Знатоки утверждают, дескать, весь правительственный аппарат пляшет под дудку Вашингтона. Йозеф Швейк высказывался и на сей счет:

– Военно-юридический аппарат был великолепен. Такой аппарат есть у каждого государства, стоящего перед общим политическим, экономическим и моральным крахом. Сомнений нет: подтянется крах!

Автор этих строк, выдвигал свои версии. Тем временем коллеги из Чехии занимались собственным расследованием. Похоже, я прав. Вот фрагменты из чешской прессы:

«По словам бывшего министра обороны, а ныне исполнительного директора Европейского оборонного агентства Иржи Шедивы, первый взрыв мог быть связан с несоблюдением правил безопасности, а второй мог быть вызван преднамеренным взрывом, чтобы скрыть информацию о количестве незаконно хранимого оружия от властей. В 2014 году с аналогичными обвинениями выступил тогдашний министр инвестиций Чехии, а ныне премьер-министр Андрей Бабиш».

Речь идет об оружии, оставшемся от стран Варшавского договора – многие эшелоны с пехотными минами, автоматами, пистолет-пулеметами, ракетами управляемыми и неуправляемыми, артиллерийскими снарядами, взрывчаткой складировались в окрестностях деревни Врбетице. Согласно Оттавскому договору, подписанному 163 странами, в том числе и Чехией, к 2014 году на складах во Врбетице не должно было остаться ни одной мины. А именно они и взорвались. «Детонация могла произойти самопроизвольно – от неправильно хранения на сладах частной компании Imex Group (Чехия) более 20 лет». – Так утверждают немецкие расследователи.

Продолжим цитату:

Другое журналистское расследование, проведенное газетой Lidovky, показало, что владелец Imex Group Петр Бернатик работал с Пентагоном по продаже оружия, которое в конечном итоге попадало союзникам Вашингтона в Афганистане и Ираке. С другой стороны, через Зимбабве он торговал оружием в рамках эмбарго Конго с 1993 года. Сообщается, что статья на эту тему появилась в американской газете The New York Times».

Чувствуете, откуда растут у осла уши? Кто забыл: осел – символ демократической партии США, которую представляет президент Джо Байден.

Чересчур авангардно выдвинулись от начала повествования – последние политические события в мире подстегнули. Но вернемся на круги своя.

... У Иржи Гавласа в Тюмени имеется шеф – Виталий Христофорович Трушников, генеральный директор российско-чешского предприятия АО «Татра-Сервис». В его здании по улице Советской и «квартирует» региональный филиал АО «Тико-Кар». С Виталием Христофоровичем мы тоже в дружбе.

В свое время в редакцию «Тюменской правды» из поселка Федоровского, что под Сургутом прислали письмо. Даже не письмо, а две фотографии. На одной карточке видится песчаный карьер. В нем я насчитал 307 единиц самосвалов «Татра». На другом снимке знакомые очертания. Но... пусто. Пришлось разбираться.

Значит, машины, полученные в рамках СЭВ, отработали в Приобье. Куда их дальше? Запчастей не предвидится, равно как и техобслуживания. В металлолом не принимают. Вот и закопали тут же, в карьере.

В конце концов в Нижневартовске простроили мощный ремонтный завод по «Татрам». Не чехи строили, а японцы. Вот шагаем мы с коллегой Валерием Семериковым вдоль фронта работ. Навстречу два японских инженера. Остановились подле нас.

– Что это они делают? – тычет мне Валера в бок.

Я более продвинут:

– Кланяются, – говорю, – так у них принято здороваться.

Познакомились поближе. Инженеры будут постарше нас. Но холостые.

– Редко какой житель Страны восходящего солнца женится раньше 45 лет, – поясняют. – Потому что сначала мужчина обязан подумать о благополучии будущей семьи: достойная зарплата, квартира, возможность купить машину, возможность путешествовать по миру...

Ну да, средняя продолжительность жизни у них 84,6 лет, многие имеют прекрасное здоровье в 90. Там 88 тысяч человек в возрасте, равном 100 и более лет. Потому как рыбу кушают. Возраст выхода на пенсию – 70 лет. Но не о японцах речь. Дела у чехов в Западной Сибири наладились.

«Татра», образно говоря, самая везучая рабочая лошадка. Отсыпка оснований под буровые, различные ДНС, КНС, полотна межпромысловых дорог... Да что дороги, все новые города на нашем Севере построены с участием самосвалов «Татра».

Это слова директора Виталия Христофоровича Трушникова из моего обширного интервью в «Тюменской правде» под заголовком «Татра» возила нефтяников...».

С «генералом» Трушниковым обсуждаем еще пахнущий типографской краской номер газеты. В дверях появляется Иржи Гавлас с мрачным выражением лица. Оказывается, ограбили, взломав дверь тюменской квартиры.

– Что взяли? – переспрашивает тезка. – Видеомагнитофон «Грюндиг», две пары туфель «Цебо» в еще не распечатанных коробках, главное – птицу грифон, вырезанную из кости мамонта, вместо глаз два изумруда. Работа мастеров из Тобольска. Ценный подарок. Жалко. Ну и еще кое-что по мелочи...

– Что будем делать? – задался вопросом Виталий Христофорович.

Предложил свои услуги.

– Давайте я обращусь к Гансу – поди-ка, поспособствует, ведь криминалитет не любит попадать в скандалы международного уровня.

Ганс – вор в законе Юрий Тишенков, авторитет. Он известен тем, что регулировал отношения между бандитскими формированиями. Я, автор этих строк, входил в разбойную группу «Десятка» – типа «журналист меняет профессию». Работал без прикрытия, получив в пользование пистолет «Смит и Вессон», правда, переделанный из газового. Затем в «Тюменской правде» опубликовал фельетон под вывеской «Туча, Мамонт, ltd». Все герои рассказа убиты в криминальных разборках. Ганс в 2009 году приговорен к 12 годам отбывания наказания в колонии строгого режима. Нынче, поди-ка, уже откинулся. Или выйдет на днях.

От моего предложения Трушников категорически отказался:

– Законными методами будем действовать. Брата (Александр Христофорович Трушников) попрошу. Что, зря его, что ли, в депутаты Госдумы продвигал. Ходы и выходы в ГУВД Саша знает не хуже своего репортерского, «радийного» занятия.

Через сутки Иржи Гавласу вернули все похищенное: и магнитофон, и «Цебо», и птичку грифон, и даже все по мелочам. Не знаю, как сработали оперативники.

...Под Сургутом сдается в эксплуатацию вантовый мост через Обь: самый длинный в мире центральный пролет – 408 метров. Беру интервью у создателя уникального объекта. Генеральный директор АО «Мостострой-11» Валентин Федорович Солохин говорит:

– Вот построю еще один мост через Иртыш в Ханты-Мансийске – и пора на отдых.

В Хантах он построил мост. Называется «Красный дракон». Недавно Росавтодор проводил конкурс на самый красивый в России мост. Творения Солохина удостоены «серебра» и «бронзы». Это теперь. А тогда хлынул ливень. Едва успел забежать в черную «Шкоду». В салоне разлегся Гавлас.

– И ты тут, Иржи! – восклицаю.

– Мировое событие – как же без меня. Мост открыла колонна моих новеньких автобусов «Кароса». Вон они, миленькие! Ну, давай отметим.

Пиво обнаружилось в холодильнике.

Вспоминаю роман Ярослава Гашека:

– В трактире «У чаши» Йозеф Швейк баловался «Будвайзером» из пивоварни города ЧескеБудеёвице.

– В тех же Будеёвицах мои родители держат собственный пивзавод, – заявил тезка, – так что приглашаю, милости просим в Чехию. Будет тебе пиво светлое, темное, полутемное, пшеничное, «Старопрамен», «Пильзнер», «Праздрой», «Крушовице», «Бернард»...

Приглашение любезно принял. И вот ведем дегустацию пенных напитков. За бравого солдата провозгласили тост. Вспомнили гениальное выражение Швейка:

– Меня за идиотизм освободили от военной службы. Особой комиссией я официально признан идиотом. Я – официальный идиот.

Ясен пень, Йозеф Швейк – далеко не идиот, а веселый неунывающий человек, острый на язык. Парламентарии Чехии тоже не идиоты. Но обязаны они валять ваньку, иначе дядя Сэм отлучит от кормушки – золотое время дотаций закончилось. Потому и вспомнили мутную историю семилетней давности. Я так думаю.

Тут должен покаяться перед читателем. В этом материале коечто домыслил. Я действительно получил приглашение от Иржи посетить его родительскую пивоварню. Но не сподобился. И едва ли поеду. Так как, скорее всего, Россия и Чехия разорвут дипломатические отношения. А как все шло хорошо.

В прошлом году чехи удвоили экспорт пива в Россию – поставки в стоимостном выражении составили 812,8 миллиона крон против 374 миллиона крон в 2016 году. Теперь могут урезать до нуля. Родина Иржи теряет рынок сбыта. Не только пенные напитки 10 пользующихся спросом брендов. Список товаров довольно велик. Свыше 1000 компаний из Чехии ведут торговлю с Россией и могут оказаться под ударом. Чехи отказались от лучшей в мире вакцины «Спутник–V».

Если мы в ответ откажемся от универсального двухмоторного самолета «L-410» для местных авиалиний, придется закрыть авиазавод в Чехии.

Кому все это надо? Ни дня не мыслю себя без «Будвайзера».

НА РИСУНКЕ: бравый солдат Йозеф Швейк с пенным напитком.

Юрий МАШИНОВ /рисунок художника Йозефа ЛАДЫ/


49656