И ВСЁ ЭТО ЖИЗНЬ

ЮБИЛЕЙ

К тому, что мы за много лет узнали о Валерии Бугаеве, непросто что-либо добавить. Без малого два десятилетия он был на виду у всех, руководя крупнейшим в области районом – Тюменским. Каждый его шаг, каждый поступок были под пристальным вниманием и контролем тысяч людей. 21 апреля Валерий Алексеевич отметил 80-летие.

Родился он в селе НовоНиколаевка Сладковского района в семье домохозяйки и учителя начальных классов незадолго до начала войны. Вскоре отца призвали на фронт. К счастью, в 1945-м он вернулся.

По окончании средней школы Валерий Бугаев работал каменщиком на строительстве Челябинской ТЭЦ-2. В 1965 году с отличием окончил Тюменский сельхозинститут по специальности «ученый зоотехник» и получил направление в совхоз «Шабановский» Омутинского района на должность главного зоотехника.

В 1969 году по приглашению своего однокурсника В.П. Кузнецова, возглавлявшего пригородный совхоз «Туринский» (с. Чикча), Бугаев становится главным зоотехником хозяйства. Он быстро закрепился в коллективе. Хозяйство было на подъеме, сюда приезжали за опытом из всех уголков области. Учиться было чему: в совхозе, где поголовье составляло 900 животных, надои выросли с 2500 до 4000 килограммов на фуражную корову. В то время это был самый высокий показатель, так как районный составлял 2650.

Труд селян был оценен по достоинству. Так, доярка Фагиля Ибрагимова стала Героем Социалистического Труда, главный зоотехник Валерий Бугаев получил орден «Знак Почета».

В совхозе «Туринский» Бугаев проработал шесть лет, после чего был направлен в Свердловск, на курсы повышения квалификации. Уговаривали поехать директором в совхоз «Горьковский», но затем вызвали в областное объединение совхозов и предложили должность главного зоотехника. Согласился только потому, что знающие люди предупредили: объединение скоро упразднят, перейдешь в облсельхозуправление. В общей сложности он прослужил там три года.

В 1976 году Бугаева назначили заместителем заведующего отделом сельского хозяйства обкома КПСС. На этой работе Валерий Алексеевич обретал опыт руководителя. Он часто бывал в хозяйствах, анализировал состояние дел, готовил мероприятия по улучшению показателей. К его мнению прислушивались секретари обкома.

В 1983 году Виктор Емельянович Костомаров оставляет должность председателя Тюменского райисполкома в связи с переходом на другую работу.

«Помню, как нас собрали на аппаратное совещание, чтобы познакомить с новым руководителем, – вспоминала Лариса Войнова, в то время секретарь исполкома. – Кого пришлют, мы не знали. Ждем, гадаем, волнуемся. Открывается дверь – заходит Валерий Алексеевич, немного смущенный. А мы улыбаемся: это наш человек!».

Вскоре на сессии райсовета Валерия Бугаева избрали председателем исполкома. Он не был кабинетным работником: постоянно ездил по вверенной ему территории, производственным объектам, много общался с людьми. Работалось с ним, если верить мнению близких его помощников, легко: он умел брать ответственность на себя; был демократичен, с ним можно было поспорить по какому-то вопросу, переубедить его. Он не считал зазорным признавать свои ошибки.

– Рокецкий в свое время говорил обо мне: «Хороший мужик, но – неуправляемый». В чем неуправляемый – не уточнял. А я управляем! Управляемый логикой и здравым смыслом: и вчера, и сегодня, и завтра, – вспоминал Бугаев.

Он был у руля «столичного» – крупнейшего в области района – до 2001 года. Сначала работал вместе с райкомом партии, с райсоветом народных депутатов, а после их ликвидации вся нагрузка легла на исполнительные органы. За почти два десятилетия руководства районом сделано было очень много. В «столичном» сложился сильный, грамотный директорский корпус, где любой руководитель был личностью. Бугаев сумел к каждому найти подход, выработать нужную линию поведения, что было делом не из легких. Для этого необходимо было досконально знать обстановку в каждом хозяйстве, чтобы с любым из руководителей общаться предельно конкретно, за что его ценили и уважали.

Время его прихода во власть принято называть «периодом застоя». Бугаев с этим категорически не согласен: не было никакого застоя – напротив, в районе тогда жили достаточно стабильно, хозяйства и предприятия развивались планомерно и устойчиво, из года в год возрастали объемы производства промышленных и сельскохозяйственных товаров, росли продуктивность скота, его численность. Надои молока достигали в районе 4000 кг на фуражную корову, обновился машинно-тракторный парк, увеличилась заработная плата селян. Район неоднократно получал переходящее Красное знамя, работники хозяйств – правительственные награды. Валерий Алексеевич был награжден вторым орденом «Знак Почета». Он умел принимать неординарные решения. Задумал, например, газифицировать села. Ни своих газовиков, ни денег на проект и строительство в районе в то время не было. Помог директор совхоза «Лесной» Вагиз Хайруллин: техник-инженер по специальности, он составил план газификации, сделал необходимые расчеты. А где взять деньги на строительство? И Бугаев объявил: все газовые организации, которые зарегистрируются в «столичном», будут освобождены от налогов, однако взамен обязуются газифицировать район. Поскольку налоги были велики, газовики согласились. За считанные годы территорию газифицировали, все котельные перевели на газ.

Одной из ярких своих удач Валерий Алексеевич считал телефонизацию района. Проложенные в свое время кабельные линии пришли в полную негодность, в клочья изорваны в ходе интенсивного строительства вокруг Тюмени, при прокладке газопроводов и т.д. Подписание договора с немецкой фирмой «Сименс» позволило обеспечить район современной связью европейского уровня. На всех центральных усадьбах установили радиорелейные вышки, радиосетку наложили на весь район.

– Тогда начинала работать знаменитая КБЛ (кредитнобартерная линия), и мы протолкнули свой проект, – рассказывает Бугаев. – Рокецкий поначалу сильно сопротивлялся, но потом согласился, спасибо ему. Далее была большая работа по реализации проекта. Чего стоило выстроить отношения с «Химнефтебанком», кредитовавшим проект. Там требовали сотни бумаг, и на любой из них можно было «срезаться». Нам удалось изыскать три миллиона рублей, на эти деньги построили помещения для оборудования и поставили металлические вышки. Грандиозность проекта по-настоящему осознал только тогда, когда побывал в терминалах – мы их арендовали в «Сельхозтехнике» – два огромных складских помещения были забиты ящиками с оборудованием, поступившим из Германии. Пожалуй, это была самая грандиозная афера в моей жизни. Афера, конечно же, в хорошем смысле…

Практически «авантюрным» методом были построены здания под РОВД, прокуратуру и суд – вряд ли это смог бы сделать ктото другой. «Отдел внутренних дел работал в невыносимых условиях: первый этаж, внизу подвал, в котором почти постоянно вода, – вспоминал Валерий Алексеевич.

– Придешь к ним на совещание – жалуются. А их четыреста человек. Что делать? Денег нет…».

Пятиэтажное здание РОВД – уникальное для милиции, на юге области ему нет аналогов – усилиями главы администрации было построено: с тиром, сауной, спортивным залом, столовой…

– За зданием райадминистрации было поле, на котором совхоз декоративных культур выращивал саженцы для озеленения города. Мы договорились с совхозом и обменяли эти 40 га на 100 га в районе станции Подъем. Для них это было выгодно, поскольку вместо сорока они заимели сто, для нас выгодно тоже: мы получили возможность строить жилье. Сначала пяти-, а затем девятиэтажки. Застроили целый микрорайон, там сейчас живут люди…

Бугаеву вряд ли удалось бы обеспечить высокий рейтинг среди населения, если бы он не улавливал настроение людей, пробуждающиеся устремления в вопросах духовности, возрождения обычаев, традиций, культуры. Именно это помогало ему в свое время принимать такие решения, которые снимали напряжение в обществе, устраняли возникающие разногласия. На этой основе появились национальные школы, музеи, национально-культурные автономии, проводилась работа по восстановлению разрушенных мечетей и церквей.

«Мне трудно оценить свою работу, это сделают люди, – говорил Валерий Алексеевич, покидая должность главы района в 2001 году. – Тюменский район – это моя жизнь. Я не могу упрекнуть себя в том, что где-то предал интересы «столичного», что когда мог – не сделал. Я ухожу с чистой совестью…».

Владимир ПОРОТНИКОВ


49674