ВЕТЕР СТРАНСТВИЙ
На черноморском побережье Крыма, наверное, каждое место связано с какой-нибудь колоритной легендой или не менее колоритным историческим событием. При этом иногда первое бывает сложно отличить от второго. Одна из самых красивых крымских историй связана с дворцом княгини Гагариной, стоящим в месте под названием Утёс. Находясь в Алуште, я решил, что было бы непростительно не познакомиться с такой важной достопримечательностью полуострова. Тем более что находится она всего в пятнадцати километрах от города, и добраться туда можно на простом рейсовом автобусе.
Княгиня Гагарина, в девичестве грузинская княжна Тассо Орбелиани, была женой генералгубернатора Кутаиси Александра Ивановича Гагарина. Юная девушка встретила будущего супруга, когда тот был уже немолодым человеком, но разве это может служить препятствием для истинного, всепоглощающего чувства. Долгими, страстными южными ночами влюблённые мечтали о том, как построят в крымском имении князя дворец, в котором будут жить в любви и согласии до конца отведённых им дней. Но смерть разлучила их гораздо раньше. В 1857 году генералгубернатор Кутаиси был убит в стычке с мятежным сванским князем Константином Дадешкелиани.
Говорят, что грузинские женщины славятся своей верностью. В таком случае, Тассо была истинной грузинкой. Она пронесла любовь к своему так рано ушедшему мужу через всю свою жизнь. И в память об этой любви, уже на склоне лет, в начале нового, двадцатого, века она, наконец, осуществила их общую заветную мечту – построила на крымском берегу сказочный, романтичный дворец. Руководил строительством один из самых знаменитых российских архитекторов того времени Николай Петрович Краснов.
Дворец княгини Гагариной называют ещё иногда Замком слёз. Он действительно стилизован под средневековый рыцарский замок. Точнее, под образ такого замка, бытующий в массовой культуре, потому что настоящие, аутентичные средневековые замки – сооружения довольно неказистые. У меня даже сложилось смутное впечатление, будто я видел эти стены и башни в каком-то советском или российском историческом кинофильме.
Мне подумалось, что история князя и княгини Гагариных в чём-то перекликается с другой, более известной историей – графа Резанова и Кончиты, воспетой поэтом Андреем Вознесенским в поэме «Юнона и Авось». Только крымская поэма другая – не стихотворная, а каменная. А в качестве «Аллилуйи Любви», венчающей произведение Вознесенского, рядом с дворцом на Утёсе стоит памятник Любви в образе княгини Тассо-Анастасии с мечтательным взглядом, устремлённым вдаль, и цветком розы в руке. За памятником находится Александро-Невская домовая церковь, возле которой в фамильном склепе князей Гагариных покоится прах бывшей хозяйки дворца.
Сейчас во дворце располагается администрация санатория «Утёс», в который бывшее княжеское имение было превращено сразу после его национализации Советской властью.
Немного дальше за дворцом находится мыс Плака, с пятидесятиметровой высоты которого открывается редкой красоты вид на КучукЛамбатский залив с геометрически правильными очертаниями берега и гору Аю-Даг (с крымско-татарского – Медведь-гора), силуэт которой действительно напоминает пришедшего на водопой медведя. А внизу, под ногами, – почти отвесный каменистый обрыв, уходящий в пенистые морские волны.
Рядом с Утёсом находится ещё одна крымская достопримечательность, дворец «Карасан». Но российское государство с присоединением Крыма принесло сюда и свою родовую черту – всё огораживать и никуда не пущать. Так что проход к дворцу теперь открыт для желающих с ним познакомиться только два раза в неделю в определённые часы.
– Рады бы пустить, но это для нас черевато лишением премии, – развели руками охранники на пропускном пункте.
Ну что же, есть в этом и своя положительная сторона – остался «незакрытый гештальт», а следовательно, повод снова вернуться в это сказочное место.
Роман БЕЛОУСОВ /фото автора/