БЫЛЬ
«Ждать да догонять» – не лучшее лекарство от нервов, а для пассажиров в зимнее время особенно.
Представляете? Добирался до железнодорожной станции больше трех часов, а поезд задерживается на неопределенное время. Каково? Нервы на пределе, с надеждой прислушиваешься к треску и щелчкам динамика в переполненном зале ожидания, пытаясь услышать долгожданное прибытие.
Наконец сухой, лишенный всяких эмоций голос информирует, что состав прибудет через двадцать минут. Пассажиры, услышав сообщение, зашевелились, а наиболее нетерпеливые уже потянулись на платформу.
Среди них был и я, но вышел, скорее всего, подышать свежим воздухом и размять ноги, уставшие от двухсоткилометрового «сидячего марафона» в тесном микроавтобусе.
Был уже вечер, и я мысленно планировал: вот зайду в теплое купе вагона, завалюсь на верхнюю полку и под негромкий стук колес попаду в объятия «Морфея». И вот поезд подкатил к вокзалу, и пассажиры группами поспешили к вагонам.
После небольшой процедуры с проводником я подошел к купе, а войдя, был удивлен. В нем было четыре человека, они о чем-то оживленно разговаривали.
«Перепутал купе или вагон? – мелькнула мысль.
«Нет!» – проводница назвала точное место, указанное в билете. Пока я лихорадочно искал ответ, двое мужчин дружелюбно повернулись ко мне и извиняющимся тоном сообщили, мол, зашли к приятелям в гости и, если я не против, немного посидят, и предложили поддержать их компанию.
Я был не против, но от предложения присоединиться отказался, сославшись на усталость.
Один из гостей был при галстуке и в очках. «Интеллигент» – отметил я про себя. Остальные одеты попроще, по-дорожному. Раздевшись, забрался на свое место и, согревшись под монотонный разговор своих соседей, начал засыпать. Вдруг почувствовал, что кто-то трясет меня.
Очнувшись, увидел, как «интеллигент» держит мою руку:
– Вы уж нас простите! Мы немного посидим и скоро уйдем в свое купе.
– Хорошо! – пробурчал я. – Сидите, только не мешайте мне отдыхать.
Гость еще раз извинился и подсел к своим приятелям. А я, отвернувшись к стенке, снова уснул. Не знаю, сколько прошло времени, когда вновь не понятно от чего проснулся.
Вижу голову «заботливого» гостя.
– Мы не мешаем вам отдыхать? – спрашивает. – Вы уж нас извините, мы еще немного поговорим и уйдем.
– Сидите! Только не будите меня! – повторил я, уже не сдерживая досады.
Вот пристал! И мысленно назвал его не совсем литературным словом.
«Интеллигент» опять извинился, и его голова исчезла из моего поля зрения.
Нужно отметить, что я устал не столько от дорожного «марафона», сколько от того, что весь день пришлось работать, чтобы закончить свои плановые задания, поэтому сон вскоре заставил меня забыться.
На этот раз я заснул, видимо, очень крепко, так как долго не мог очнуться, хотя чувствовал, что меня трясут. Затем услышал, как кто-то над моим ухом искренне извиняется и просит прощения, если они мне мешают отдыхать. С трудом открыв глаза, вижу очкастую физиономию:
– Да отстаньте вы от меня! – взмолился я, и то ли спросонья, то ли со злости отправил его в «не очень далекое место». И тут заметил: его извиняющийся голосок превратился в обиженный.
– Ну зачем вы так? Мне действительно неудобно, что мы вас беспокоим. Вы, наверное, очень устали, а мы со своими разговорами.
Мне даже стало жаль его, будто не он, а я мешаю ему отдыхать. Теперь уже пришлось извиняться перед «заботливым интеллигентом».
Не знаю, от чего я снова проснулся, хотя меня никто уже не тревожил. Может, от стука открывающейся двери, или от характерного голоса «заботливого» гостя, когда они покидали купе.
Было уже далеко за полночь. Вагон слегка покачивало на стыках, колеса, как и положено, мерно наматывали застывшие километры, иногда в окне мелькали освещенные одинокие столбы.
Гости ушли, мои соседи на нижних местах мирно похрапывали, в купе нависла тишина, а у меня исчез сон.
Мысленно провожая взглядом «заботливого интеллигента», я думал, что в жизни он, наверное, добрый и заботливый человек, но ему алкоголь, по всей вероятности, ему противопоказан, а вот лишний стакан свежего чая или кофе пошел бы на пользу. Особенно в дороге.
Александр ШУЛИНИН