ГАСТРОЛИ
В начале 20 века в Тюмени работал известный российский гитарист-композитор и педагог, близкий знакомый скрипача Леопольда Ауэра, дворянин Казанской губернии Сергей Акимович Сырцов (1855-1912).
Среди его местных учеников оказались отец и сын Афромеевы – Алексей Максимович (1868-1920) и Алексей Алексеевич (1888-1929). Именно последнему принадлежит заслуга быть в числе главных инициаторов создания центра классической гитары в Екатеринбурге, где в скором времени сформировался коллектив педагогов уже в структурах музтехникума и консерватории.
Недавно в Тюмени состоялся масштабный концерт лауреатов международных конкурсов, доцентов Казанской и Екатеринбургской (Уральской) консерватории Михаила Нагорного и Станислава Нестерова. Выступления, а затем и мастер-классы артистов проходили в ДШИ «Гармония».
Открылся вечер исполнением одного из самых восхитительных сочинений «Паталеон» Энрико Гранадоса, композитора высочайших дарований, написавшего свою «Ориенталь» как бы в предчувствии трагической гибели в 1916 г. вследствие потопления в Ла-Манше пароходагиганта «Лузитания», печального наследника «Титаника». Спустя 20 лет его земляк Хоакин Родриго создаст своего знаменитого «Аранхуэса», предложив печальную музыкальную летопись столетия ужасных войн. В той и другой композиции напряженность музыкального поля достигает эзотерических высот, текст насыщен интонациями вселенской скорби, в нем ощущаются высшие вибрации души, постигающей тайны космического бытия… Вместе с тем сочинения знаменитых испанцев наполнены евангельским светом, незримо несущим людям надежду, провожая их сквозь скорбь и тернии к радостям жизни. Как говорят сами испанцы, только на их национальном инструменте – гитаре – можно приблизиться к тембру человеческого голоса и даже превзойти его в силе передачи самых интимных и сокровенных переживаний.
В гитаристике мерилом профессионализма служит «Чакона» И.С. Баха из скрипичной партиты. В нашем случае Станислав Нестеров безукоризненно сыграл эту 15-минутную композицию на гитаре-соло, успешно подтвердив свой высокий статус. Его исполнение труднейшего баховского произведения отличалось безукоризненной чистотой, ясностью и певучестью тона, продуманной трактовкой, артистическим восторгом.
Михаил Нагорнов, не уступая своему коллеге в технических возможностях, подарил слушателям радость знакомства с малоизвестным опусом 48 маэстро М. Джулиани, в свое время удивлявшего самого Людвига Бетховена мастерским владением виолончелью. Головокружительные пассажи, арфаобразное арпеджио и трепетное партамэнто на диапазоне своего испанского «Конгрераса» привели слушателей в восторг.
После нескольких «разминочных» пьес бразильских композиторовбратьев Ассад гости в объединенном ансамбле исполнили старинную итальянскую серенаду Фернандо Карулли в тоне «ла». Пьеса написана в традициях европейской крупной формы и является одним из высших достижений венской школы классической гитары XIX в. и, как это не парадоксально, предвосхитившей бурный рост сонатной культуры, а также укрепившей в дальнейшем статус фортепиано как полноценного академического и концертного инструмента.
НА СНИМКЕ: Станислав Нестеров.
Михаил ЯБЛОКОВ