ВТОРАЯ ПОПЫТКА

КРИМИНАЛ

В состав преступной группы входили трое мужчин и женщина. Ей отводилась роль разведчицы: за несколько минут до нападения дама подъезжала на автозаправочную станцию, где изучала обстановку. После чего отправлялась к своим подельникам с сообщением: де «всё чисто, и можно начинать...».

НАПАДЕНИЕ

В тот промозглый февральский вечер на автозаправке, расположенной в нескольких десятках километров от Пыть-Яха, дежурили оператор Сергей Елизаров и его напарник Василий Холодков. Вместе они работали уже много месяцев, притерлись характерами, знали друг о друге практически все, а потому отлично ладили и были на хорошем счету у начальства.

Когда выдалась свободная минута, Сергей прилег отдохнуть на самодельный топчан и почти сразу задремал. Из приятного забытья его вывел громкий голос Василия. Оказалось, в помещении станции внезапно погас свет.

– Похоже, опять неисправность на линии, – буркнул Холодков, надевая меховую куртку. – Пойду на улицу, посмотрю...

Но выйти из помещения не успел. В мутном окошке показалась голова в черной маске. Тут же посыпались осколки разбитого стекла и раздался выстрел.

– Быстро открывайте дверь, а не то всех перестреляю! – прозвучал простуженный голос. Налетчик продолжил крушить обрезом окно.

Елизаров довольно быстро сориентировался в обстановке и принял командование обороной на себя, вспомнив годы срочной службы в армии в должности командира отделения.

– Пригнись и подползи к двери, – свистящим шепотом приказал он напарнику. – Этих гадов нельзя пускать внутрь!

И было в его голосе и взгляде столько решимости, уверенности, что Василий молча подчинился и ловкой ящерицей прополз к двери, ожидая новых распоряжений.

– Ну вот ты и пригодилась, родная, – ласково и тихо произнес Сергей, доставая из-под топчана свою старенькую двустволку: бережно развернул материю, нащупал коробочку с патронами.

Зычный голос другого бандита потребовал впустить его в помещение, а в противном случае грозился спалить АЗС дотла.

– Мы не шутим! – грязно выругался еще один мужик на улице. Стало ясно, что бандитов трое.

– А где гарантия, что вы нас не убьете? – громко спросил Сергей и сноровисто заряжая свое ружье и распихивая патроны по карманам.

– Будете послушными – не тронем! – с чувством явного превосходства заявил один из нападавших. Потом почему-то зло рассмеялся и болезненно закашлялся.

– Открывай, паскуда! – хрипло гаркнул самый нетерпеливый из нападавших. И добавил: – Через пару минут пустим вас на шашлыки...

– Посолить не забудьте, – иронично заметил Сергей, убедившись, что ни одному слову бандитов нельзя верить. Выглянул украдкой в окно и заметил, что двое мужчин и впрямь подтаскивают поближе к вагончику канистры с бензином. Из этой ситуации было два выхода – открыть дверь и получить пулю в лоб или не открывать и быть заживо сожженными.

– Вась, резко открой дверь и сразу падай вниз на пол, – вполголоса скомандовал он Холодкову. Тот молча кивнул.

Первое, что увидел Сергей, когда его помощник рывком распахнул дверь, был желтый лучик фонарика, которым один из нападавших освещал себе путь. Сергей, почти не целясь, выстрелил по источнику света. Налетчик дико взвыл и грязно выругался. Потом выяснится, что заряд крупной дроби буквально изрешетил руку, державшую фонарь. Сергей вторично нажал на курок. Этот заряд ушел в темноту, едва не зацепив другого бандита, споткнувшегося на подходе к двери.

Не ожидав такого поворота событий, преступники в мгновение ока добежали до своей машины и, с визгом развернувшись, рванули на трассу. Своего раненого приятеля они то ли забыли впопыхах, то ли решили, что он уже мертв. Между тем не успели они скрыться за ближайшим поворотом, как на дорогу следом выскочил вконец перепуганный мужик и, прижимая к груди израненную руку, весьма прытко побежал на своих двоих.

ОБРЕЗ В КЮВЕТЕ

Сотовая связь, как назло, не срабатывала. Но верно замечено: в экстремальной ситуации человек способен творить чудеса. Не успев перевести дух, операторы автозаправки смогли настроить свою допотопную рацию и сообщить о случившемся.

Из показаний дежурного, старшего лейтенанта полиции Равиля Мухаметшина: "Получив сообщение о разбойном нападении на АЗС, я тут же известил об этом вышестоящее начальство и ориентировал опергруппу на поиск преступников. В результате введенного плана "Перехват" двое налетчиков были задержаны по горячим следам» ...

В момент задержания у них не оказалось никакого оружия, а документы на машину были в полном порядке. Услышав, в чем именно их подозревают, наглецы с удивленными лицами стали убеждать сотрудников ГИБДД и полиции в том, что они самые что ни на есть законопослушные граждане и едут от своих родственников, живущих в одном из ближайших северных поселков. Однако их автомобиль "Нива" по всем приметам соответствовал тем описаниям, которые передали по рации операторы автозаправки.

Третий подельник, которого подстрелил Сергей Елизаров, добрался-таки до населенного пункта и обратился за помощью к местному фельдшеру. Тот сразу смекнул, что дело тут нечистое. А потом вкатил бедолаге лошадиную дозу снотворного и отвез в районную больницу, персонал которого уже предупредили о возможном появлении необычного пациента. Его и взяли прямо на больничной койке. Это оказался ранее судимый за грабежи Константин Белоусов, 1972 года рождения, который на момент задержания находился в федеральном розыске за совершение тяжкого преступления на территории Свердловской области.

Таким образом, все злоумышленники были задержаны в течение нескольких часов после нападения на АЭС. Уже на следующее утро сыщики обнаружили орудие преступления – обрез охотничьего ружья, который бандиты бросили в придорожный кювет, даже не потрудившись припорошить его снегом. Получив достойный отпор, они были ошеломлены и серьезно напуганы. Разбой окончился для них неудачей во многом из-за того, что операторы АЗС были отчаянно-решительно готовы отразить нападение.

ПО СТАРОМУ СЦЕНАРИЮ

Как выяснилось в ходе следствия, данная заправка уже попадала в поле зрения преступников. Предыдущее нападение произошло всего лишь полугодом раньше, и так уж распорядилась судьба, что в ту смену также дежурили Сергей Елизаров и Василий Холодков.

– Все происходило по такому же сценарию, – рассказывал на суде Елизаров. – Сначала на станции погас свет, так как преступники срезали провода линии электропередачи. Потом вдруг кто-то выстрелил в окно и закричал, чтобы мы открыли дверь... Мы, конечно, испугались за свои жизни, подчинились требованиям. Нас бросили на пол лицом вниз, связали, не разрешая поднимать головы. Потом забрали из кассы всю дневную выручку, что-то около тридцати пяти тысяч рублей, и скрылись... Тогда нападавших задержать по горячим следам не удалось. На автозаправочной станции не было надежной телефонной связи, а колеса старенькой "шестёрки" Холодкова преступники предусмотрительно прокололи. Кстати, еще разбили стекло и с корнем выдернули из приборной панели почти новенькую автомагнитолу.

– Честно говоря, после того случая мне сильно расхотелось работать здесь дальше, – признался Василий Холодков. – Но руководство клятвенно пообещало выполнить все рекомендации полиции, а вскоре установило на станции радиотелефон. Нас обстоятельно проинструктировали: дали полезные советы и рекомендации по поводу того, как именно надо действовать в подобной ситуации, – сказал Сергей Елизаров. – Раз на раз, как известно, не приходится. Вот и мы… нет, не струсили, хотя и растерялись поначалу, но быстро пришли в себя...

В состав преступной группы, кроме Константина Белоусова, Владимира Пушко и Вячеслава Храмова, входила и женщина. Тридцатидвухлетней Татьяне Коломийцевой отводилась роль разведчицы: за несколько минут до нападения она должна была подъехать на АЭС, где, заправляя свою машину, тщательно изучала обстановку, а затем сообщала своим подельникам, что "всё чисто, и можно начинать". В ходе следствия было также установлено, что именно эта разбойная шайка ранее совершила нападение на продуктовый магазин.

Из показаний подсудимого Владимира Пушко: «Лично я был категорически против того, чтобы снова напасть на эту автозаправку. Чутьё подсказывало, что не надо нам туда соваться. Но меня не послушали, и вот результат…»

Районная прокуратура признала применение Сергеем Елизаровым оружия вполне правомерным, поскольку жизни и здоровью операторов угрожала реальная опасность.

Все четверо разбойников получили по заслугам. Пушко и Храмов проведут в колонии строгого режима десять и двенадцать лет соответственно. Константин Белоусов, кроме свободы, навсегда лишился кисти левой руки, которую ему пришлось ампутировать. Татьяна Коломийцева будет носить невзрачную арестантскую робу долгие четыре года.

Что касается смелых операторов Елизарова и Холодкова, то руководство АЗС щедрой рукой выписало им премию в размере пяти тысяч рублей каждому. Однако мужчины вскоре уволились, не желая более испытывать судьбу и рисковать жизнью.

Григорий ЗАПРУДИН


49454