ИЗ КРАТЕРА В АРКТИКЕ

ЛЫКО В СТРОКУ

ПРОДОЛЖАЕМ ПЕЧАТАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ РОМАН ДАВНИШНЕГО АВТОРА НАШЕЙ ГАЗЕТЫ

– Пора! По-р-ра!

Это что в ушах встало: то ли дверь скрипит, то ли голос человеческий. А в глазах плывет картина, плывет вместе со мной. Это мы, группа, во главе с Толей Колесниковым взобрались на самую высокую точку Урала – гору Народную. 1852 метра! Отсюда начинается бешеная река Народа.

Вот каньон – и мы гребем до искр в руках, дабы катамараны собственной конструкции не напоролись на острые камни. Тогда труба, тут недавно погибли ребята из Екатеринбурга. Выгребли. И уже вплыли в Манью – реку спокойную, тихую. Табань весла! Волны сами несут, баюкая, словно в колыбели. И так до самой Сосьвы. Сон одолевает…

– Пор-ррра!

На моей груди топчется Патрон, живой будильник. Вообще-то он – птица, то есть ворон. Крупный экземпляр – размах крыльев метра под два, клюв с горбинкой размером в приличный чемодан, само собой, черный, даже глянцевый, как наш журнал «Дороги и Мы». Именно его я и возглавляю с некоторых пор.

– Поррра!

Подвернул ногу, а посему пару деньков посижу дома. Сейчас вотвот должен подойти художник Женя Кран. Хотим помозговать над оформлением издания: наверное, предпоследнюю страницу обложки отдадим карикатурам на актуальные темы дня.

– Сколько можно! Карр!

Орнитологи наделяют воронов фантастическими способностями. Вроде бы запас слов у птицы достигает 1000 слов. Помнится, Эллочке-людоедке вполне хватало 33-х, в их числе междометия. Похоже, первичные познания в грамматике Патрон осваивал на дому профессора или доцента физико-математических наук. Поэтому пугал слушателей различными научными терминами:

– …авогадра постоянная… мезоны… эйнштейна де хаза эффект… воль-ампер реактивный…

Видно, знания пернатый чувак пополнял от общения и с «кухонным» радио.

Как-то записал выступления Патрона на кассету профессионального магнитофона «Репортер‑7», доставшегося мне в наследство от областного радио. Потом дал послушать тем же радийщикам – и никто не засомневался в авторстве говорящего: дескать, вполне нормативная лексика добропорядочного лектора. Звукорежиссер Римма Лыкосова не даст соврать.

Знатоки утверждают, вороны обитают в одном месте пять лет, затем улетают к другому собеседнику. С Патроном я познакомился за Салехардом. В этих краях ребята из тюменского ООО «Мостострой‑12» монтировали акведук. Река, через которую строится переход, называется Гагара-Тывис. Рядышком протекает Кара, впадающая в Байдарацкую губу Карского моря. По дну губы проложены газопроводы, связавшие крупнейшие месторождения Ямала – Бованенковское, Харасавэйское и Южно-Тамбейское – с Европейской частью России.

Небольшое лирическое отступление. Тюменскую область можно отнести к территориям, где в Великую Отечественную войну проходили кровопролитные сражения – наряду с Центром России, Причерноморьем. Украиной и Белоруссией. Еще в 30-е годы прошлого века Гитлер создал на острове Белый (земля ЯНАО) военные базы – кажется, две.

Затем орудия тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» уничтожили в Карском море немало советских пароходов. В том числе ледокол «Александр Серебряков». Вооружение у «Адмирала» было мощнейшее: 8 торпедных аппаратов, 14 орудий крупного калибра, 2 гидросамолета на борту. Восемь двигателей MAN обеспечивают скорость в 28,3 узла (53 км/час). Экипаж – 1150 человек.

Подлодка U‑365, разгромив советский конвой БД‑5, который следовал из Архангельска в Диксон с оборудованием для арктических станций и продовольствия для зимовщиков, потопила гражданский пароход «Марина Раскова». На его борту находились 55 членов экипажа и 354 пассажира, в основном женщины и дети. В неравном бою погибли наши тральщики Т‑114, Т‑116 и Т‑118, переделанные из рыбацких суденышек. Склоним головы.

Фашистский крейсер уничтожен 9–10 апреля 1945 года в результате налета более 300 самолетов британской авиации в момент ремонта на верфи города Киля. Субмарина U‑365 потоплена 13 декабря 1944 года в Северном Ледовитом океане глубинными бомбами двух самолётов с британского эскортного авианосца.

… В предгорьях Урала от хребта Пай-Хой задул ветер. Зимой запахло. Всё холоднее. Еще пару дней – и начнет чихать, как песдворняга, дизель электростанции. Потому что солярка в топливном баке превратится в студенистую массу. Правда, нынче запаслись в нужном объеме керосином – будет чем разбавлять горючку.

В вагончике прорабской тепло. Сами линейные мастера и прорабы растворились на фронте работ, но мониторы на столах хозяев мигают, не жалея сил.

– Так, на седьмой опоре дела идут по графику, на двенадцатой… – И вдруг в кадр вплывает фигура крупного, широкоплечего мужчины. Да это же старший бригадир Николай Иванович Залисский.

– Чего бездельничаешь?! – повысил голос Евдокимов. – Премии лишу!

– Забыл, Геннадьич? – откликнулся бригадир. – Сам вчера отпустил. Мне положено. У меня день рождения. Вот праздную. С утра сижу на перекате Гагары-Тывиса. И вот.

Залисский ткнул пальцем в направлении целлофанового мешка.

– Хариус попер. Всего тут в наличии 78 штук. В столовку несу – будет благородный рыбный ужин…

– Поздравляю, – буркнул начальник стройки. Вернувшись к рабочему столу, снова взялся за чертежи. С опорами проблем нет, а вот с пролетными строениями, похоже, будет напряженка. Все железо поставляет «Тюменьстальмост». Вроде бы там возникли трудности. А еще вон какая логистика. Тюмень на 57-й широте, Кара – на 70-й. Доставка транспортом автомобильным, перевалка на железнодорожный, затем снова на автомобильный.

… На стройку прибыли представители заказчика – Газпром патронирует стратегический объект. Вышагивали большие начальники по территории стройки. Задавали вопросы: «Когда? Что? Зачем?».

Визит патронажных товарищей совпал с внезапным прилетом большой черной птицы. Птица человеческим голосом высказалась:

– Когда? Что? Зачем?

Только из-за этого мостостроители единогласно назвали ворона Патроном. Возможно, у прежнего хозяина его звали Мизон, Электрон, Колайдер…

Городок тружеников «Мостоотряда‑12» порадовал пополнением новый обитатель – белорыжий пес. Его по неизвестной медицине причине обозвали Батоном. Он весьма музыкален. Только ребята возьмут в руки гитару, он уже поет: аоуаааоууу!

Пород намешано в Батоне – мама не горюй, поэтому и умен. Окрестности знает на порядок лучше мостостроителей, вместе взятых. За день кобель преодолевает огромные расстояния, потому что приручил, точнее, прилапил водителей: лапу поднимет – и его сажают в кабину. До нужной точки доедут, гавкнет – остановят. Таким же макаром возвращается домой.

Поселок Хальмер-Ю пуст, тут давно никто не живет. Нет жизни и на бывшем военном полигоне. Вот река Кара – это да! В устье ее имеется одноименный рыбацкий поселок. Самое холодное в мире море – Карское. Усть-Кара – это погранзона. Сюда отчетливо доносятся запахи Харасавэя, где Батону пришлось побывать в составе тюменских буровиковгеологов. С тоской всматривается кобель в морские просторы. Тоскует.

… Пес из «физика» перестроился в «мостовика». Да, тут надо иметь в виду схему-структуру создания дорожного комплекса: изыскатель – проектировщик – заказчик – генподрядчик – субподрядчик. У мостовиков заказчиком довольно часто оказывается Управление автомобильных дорог Тюменской области. Сию фирму попеременно возглавляли железнодорожник, затем машиностроитель, которого заменил строитель космических ракет, упомянутый нами ранее Алмаз Закиев. У руля укладчиков асфальта однажды стоял музыкант – подразумеваю Виктора Альбертовича Паэгле. До сего момента он занимал в райкоме КПСС должность секретаря по идеологии.

Вот, значит, к первому секретарю приходит женщина с жалобой: муж-начальник налево гуляет – мода такая завелась в советскую пору.

– Муж? Налево? – переспрашивает главный. – Это вы к моему заму Паэгле обращайтесь.

Дама, похоже, недослышала или букву перепутала:

– Что?! У вас и по этой части имеется заместитель?!

Патрону в качестве собеседника приглянулся монтажник Евгений Левченков. Патрон частенько папиросу выпрашивал у новоявленного кореша. Птица местами высказывает довольно дельные соображения. И нелюдимый в людской массе Женя запросто общается с вороном. Подыгрывает:

– Вот сей мост достроим, а затем у нас будет…

– Ка-р-ра! – подхватывает Патрон.

– Ну да. Точно, Кара, – продолжает монтажник. – Ох, ну и намаемся же мы там… Но надо, ведь сооружаем специальную трассу рядом с магистральным газопроводом Ямал – Европа, вот. Пока что аварийную службу вдоль газопровда катают на «вертушке» – ну, Ми‑8, а вдруг – тьфу-тьфутьфу – бабахнет? Поставим все мосты – и милости просим, вози, что хочешь. Осуществляй ежедневный, значит, профилактический объезд. И потом, вертолет – дорого, без штанов останешься. А еще: разве с высоты все заметишь? А тут едешь рядышком с трубой – и каждую чешуйку сварки замечаешь, словно под микроскопом. Заказчик у нас не абы кто, а сам Газпром!

Патрон покачивал черным клювом, но черный же глаз с собеседника не спускал.

– Всю Европу отапливаем – немцев, поляков, чехов, – поднял палец Левченков.

– Пр-ррисосались? – тряхнул ворон своей могучей головой.

– Так нам же выгодно… Только на газе и держится российский экспорт.

На это ворон лишь мигнул. Поэтому Женя укорил птицу:

– Тебе не понять, куриная твоя голова.

– Сам дурр-рак!

На этом пикировку прекратили. Ворон, разобидевшись, взмахнул крылом и улетел в сторону тундры.

Не чурается Патрон начальника стройки Юрия Евдокимова. Любит покопаться в портфеле шефа. Однажды нашел пропавший было паспорт. Юрий Геннадьевич даже заявление подал в полицию, нет, тогда еще была милиция. Оказывается, документ провалился под подкладку. Иногда Патрон сопровождает хозяина на фронт работ. Евдокимов, ясен пень, топает по тундре ногами, а птица барражирует над мхами.

– Ищи, Патрон, тут должны быть алмазы!

Природа Полярного Урала сурова, но в то же время величественна и изумительна: голубые хребты, каменные ущелья, озера с хрустально чистой водой, придающие особую прелесть горному пейзажу и просторам тундры. Плюс холмистые луга с изобилием красок, россыпи курумов и останцов, друзы кварца… Господи, какая палитра! Алмазы должны быть непременно. Обязаны быть! Какой самый ценный в мире алмаз?

Откуда алмазы? О своей версии мне подробно рассказывал начальник стройки ночами. Я, журналист, на правах почетного гостя ночевал в именном вагончике «босса», лежал на довольно широкой раскладушке и внимал рассказу.

Мост через реку Гагара-Тывис строится в самом центре Карского кратера, образовавшегося от удара небесного тела. В настоящий момент диаметр кратера составляет 65 километров, ученые утверждают, что размер метеорита – скорее всего – астероида, составлял 20 километров.

В мировом масштабе Карский кратер стоит на седьмом месте, в России – третий. На планете первенствует ударный кратер Вредерфорт с диаметром в 300 километров, там шлепнулась каменюка в 250 километров в обхвате. Это в ЮАР.

Нам-то дороже история «родной» воронки. Значит, после катаклизма наступило похолодание, вследствие чего вымерли нептичьи динозавры – гадрозавры и тероподы. Значит, птичьим динозаврам удалось выжить, иначе бы ворон Патрон не состоялся. Много чего вымерло. Может, это и неплохо. Будь по-другому, сейчас летали бы оводы размером с пса Батона, а комары – больше кулака. Вон сейчас мошка просто заедает мостостроителей Арктики!

Главное – не это. Главное то, что от удара чудовищной силы уголь обязательно должен превратиться в алмаз, а тут месторождения угля от Воркуты до самого поселка Усть-Кара. Уголь под ногами, а значит, и алмазы должны быть.

…Ворон прибыл на объект раньше нас. Патрон сидит на столбе, хлопает себя по бокам крыльями и ворчит:

– Бр-р-рак! Бра-брак-брак!

– Какой такой брак? – подхватываются мостовики.

– Спокойно, ребята! Это птица предупреждает: мол, в трубу не заливайте чересчур теплую бетонную смесь. Чтобы, значит, тепло не добралось до стенки мерзлой скважины: растопится грунт – и уйдет свая в тартарары.

Кстати, в мировой геральдике ворон является символом мудрости, предусмотрительности и долговечности. Мост должен прослужить без ремонта 100 лет. Как минимум. Но сегодня зря Патрон беспокоится, хотя, конечно, оголовки ростверков и впрямь приходится обогревать. В Арктике редко бывает жарко, погожего дня можно и не дождаться. Укладка и отвердевание бетона должны происходить не ниже плюс пятнадцати.

– Для этого и сооружаем тепляки, – поясняет автору начальник стройки Юрий Евдокимов. – Внутри тепляков температура плюс двадцать не падает в самую холодную пору. Значит, качество гарантируем.

…Прошли зима и весна. Мост через реку Гагара-Тывис готов. Июль. Лето в разгаре. Пользуясь небольшой передышкой, отправляемся на променад в ближайшую тундру.

– Патрон, ищи алмазы! Ищи!

Я не успел поведать о том, как Патрон оказался в моей городской квартире. У нас еще появится возможность. В следующий раз.

НА СНИМКЕ: ворон.

Юрий МАШИНОВ

 


49456