«НЕ ПРЯЧЬТЕ В СТОЛ СВОИ РАБОТЫ»

МИР ИСКУССТВА

Вопреки довольно распространённому заблуждению, фотографическое искусство – это не развлечение и не хобби, а самая настоящая профессия. Со своими профессиональными умениями и секретами.

Однажды судьба свела меня с мастером, Паоло Мизерини. Это произошло в геленджикском детском лагере «Нива», где я писал статьи для лагерной газеты, а он вёл занятия в фотошколе «Summer Photo School».

Паоло – доцент римской школы фотографии «Officine Fotografice», академик академии современного искусства «San Lazaro», лауреат множества международных фотографических премий и конкурсов. Работы его публикуют многие журналы. Накануне он по семейным обстоятельствам переехал в Россию из родной Италии.

Паоло охотно согласился ответить на мои вопросы и поделиться секретами творческого успеха с начинающими фотохудожниками. Он оказался настолько доброжелателен и прост в общении, что, разговаривая с ним, поневоле забываешь, что это «звезда». А поскольку я не силён ни в английском, ни, тем более, в итальянском языке, а он ещё недостаточно хорошо знал русский, мы общались через переводчицу.

С самого начала нашего общения я присматривался к Паоло, пытаясь разглядеть, что же в нём есть такого специфически итальянского или «западного». Но так и не увидел. Поэтому спросил:

– Скажите, чем, на ваш взгляд, русские отличаются от итальянцев и что между ними общего?

– Мне кажется, что русские относятся к жизни легче, чем итальянцы. У итальянцев более сложный подход ко всему. Для того, чтобы просверлить дырку в стене – надо подумать, обсудить, посоветоваться… А у русских всё получается просто, само собой.

А из общего – и итальянцы, и русские любят хорошо поесть. То же самое касается общения и совместного времяпрепровождения: очень любят общаться, отмечать вместе какие-то события, веселиться…

– Что, по вашему мнению, нужно для того, чтобы стать хорошим фотографом?

– Самое главное – это творческий подход. Надо иметь свежий взгляд на вещи. И видеть то, что происходит вокруг, чтобы суметь вовремя «поймать» кадр.

Сам процесс съёмки достаточно прост, и сделать хорошую фотографию легко, надо просто выучить некоторые общие правила и технические аспекты. Но вот добавить к этому некий творческий подход, креатив – это уже достаточно сложно. В этом весь секрет, в нестандартном подходе к каждому кадру.

– А что нужно для того, чтобы прийти к настоящему успеху в мире искусства? Что в этом первостепенно – талант, трудолюбие и упорство или везение?

– Скорее всего – всё вместе. Некоторые очень талантливые фотографы талантливы сами по себе, они имеют врождённый нестандартный взгляд на вещи, который необходим хорошему фотохудожнику. Но даже при этом нужно быть очень удачливым, чтобы тебя вовремя заметили.

Сейчас, используя Интернет, с помощью таких сервисов, как Инстаграм, Твиттер и тому подобных очень легко донести свою фотографию до огромного количества людей во всём мире. И талантливую работу сразу заметят. Раньше это было намного сложнее – нужно было напечатать портфолио и ходить с ним из агентства в агентство.

Но цифровая эра имеет и свою негативную сторону. Многие думают: если у меня есть камера и «Фотошоп», то я уже фотограф. На самом деле это не так. Самый лучший способ для того, чтобы действительно познать все секреты фотографии – это стать ассистентом более опытного фотографа и всё время наблюдать за его работой. А уже потом, через это, медленно-медленно приходить к своему стилю.

– Вы могли бы поделиться историей своего успеха?

– Это достаточно простая история. Когда я был молод, то фотографировал просто потому, что мне это нравилось. Я около десяти лет был инструктором подводного плавания, работал на Кубе и делал любительские подводные снимки, исключительно «для души». Когда стал заниматься фотографией более профессионально, то начал обучаться в школе «Officine Fotografice» и одновременно стал ассистентом известного фотографа Фабиана Чаваллоса, который специализировался на съёмках процессов подготовки к созданию фильмов, всего, что происходит за кадром. Я готовил освещение и занимался прочими техническими моментами в процессе съёмок известных людей. С тех пор мне очень нравится портретная фотография.

После трёх или четырёх лет работы у Фабиана и учёбы в школе мой статус изменился, я начал в этой же школе преподавать. И стал первооснователем стандартной программы обучения начинающих фотографов. Я работал в ней до самого последнего времени, пока не ушёл в связи с семейными делами. Моя жена, Лена – русская. Она некоторое время жила в Италии, но родители её остались здесь, в Геленджике. К сожалению, у Лены умерла мама, отец остался один, и конечно, нужно быть рядом, помогать ему.

– А когда и как вы из инструктора подводного плавания стали фотографом?

– Поначалу интересующихся подводным плаванием, было не так уж много. Но потом заниматься им стало огромное количество людей. А для меня быть подводным инструктором – это тоже творческий процесс. Когда же все начинают заниматься одним и тем же, это становится уже не так интересно. А поскольку мне нравилась именно фотография, то увлекся ей, сначала на любительском уровне, а потом, как уже было упомянуто, пошёл в школу.

– Что вы посоветовали бы начинающим фотографам, желающим достичь вершин мастерства в этом искусстве?

– Фотографировать, фотографировать и ещё раз фотографировать, чтобы практиковаться. И не «прятать в стол» свои работы, а демонстрировать их как можно большему количеству людей. А ещё принимать критику.

НА СНИМКЕ: фоторабота П. Мизерини.

Роман БЕЛОУСОВ


49338