АПК
Нынешняя подготовка агропромышленного комплекса к весенне-полевым работам мало чем отличается от предыдущих лет. К началу апреля инженерно-техническая служба области традиционно обеспечивает готовность тракторов, посевных комплексов, почвообрабатывающей техники. В поле хоть сегодня могут выйти как уже побывавшие в эксплуатации сельхозмашины, так и вновь приобретенные. В прошлом году ряд сельхозпредприятий доходы от высоких цен на зерно и немалую (746 млн рублей) господдержку из регионального бюджета пустили на приобретение 177 тракторов, 64 зерноуборочных и 11 кормоуборочных комбайнов, 46 посевных комплексов. Но достаточно ли этого для проведения посевной в лучшие агротехнические сроки?
Продолжается проверка семян на качество и чистоту. По одним сведениям, уже половина из припасенных (184 тыс. тонн) соответствует требованиям. По другим – кондиционными являются лишь около трети от потребного. Сказалось, очевидно, то, что склады с посевным материалом открыли не так давно – морозы не позволяли работать с зерном. Потому к его подработке приступили с задержкой. А работа эта весьма серьезная. Как известно, лишь при стопроцентном применении кондиционных семян последует субсидирование посевных работ.
Что касается горючесмазочных материалов, то, как и в предыдущие годы, к этому сроку уже заготовлено больше половины объемов бензина и около трети солярки. На нефтебазах еще нет в достаточном количестве летнего дизтоплива. Аграрии надеются на сохранение зимних цен на ГСМ. Но сбудутся ли надежды? А вот по поводу другой позиции уже нет никаких иллюзий: стоимость минеральных удобрений, микроэлементов, средств защиты растений с каждой неделей преподносит неприятные сюрпризы.
Как известно, аграрии региона в этом году заявились на приобретение 100 тыс. тонн азотных, фосфорных и калийных удобрений (для одного миллиона гектаров посевных площадей). При таком раскладе получается по центнеру «минералки» в физическом весе. Этого явно недостаточно для тюменской пашни. Впрочем, мы уже давно преступно истощаем нашу кормилицу, поскольку выносим из земли куда больше питательных веществ, чем вносим.
И в то же время цена на «минералку» поднялась настолько, что наши сельхозпредприятия вынуждены будут дополнительно выложить за нее около 300 млн рублей. Это при том, что в бюджете агропромышленного комплекса на 2021-й в общей сложности заложено всего пять млрд – меньше, чем было в предшествующие годы.
Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев уже который год просит федеральное правительство зафиксировать цены на минеральные удобрения и средства защиты растений. К примеру, в этом сезоне предложено оставить прошлогоднюю среднюю цену с учетом инфляции или ввести вывозные пошлины за рубеж. А Минпромторг вновь и вновь обрекает на истощение российскую пашню, подтягивая цены для беднеющих сельхозпроизводителей до уровня мировых. У российских производителей минеральных удобрений начисто отсутствует забота о родной земле. В стремлении к наживе они спешат поставить свою продукцию в 120 стран мира. Их даже не останавливают ввозные пошлины, введенные нынче американским госдепом. И после этого в российском правительстве гадают, отчего в стране растут цены на продукты питания.
Еще перед новым годом тонна аммиачной селитры – одного из распространенных удобрений – стоила около 14 тысяч рублей, сейчас в нашем регионе она подкатывает к 20 тысячам. А без нее выращивать хлеб, картофель и овощи, по моему разумению, смысла нет. Но за что сельхозпроизводитель платит немалые средства? В тонне аммиачной селитры действующего вещества (азота) всего треть – то есть 350 килограммов. Если учесть, что усвояемость растениями этого гранулированного удобрения составляет всего 40 процентов, то объем питания (с тонны) составляет всего 140 килограммов. А если принять во внимание слабокислое и кислое состояние почв, которые у нас раскисляют черепашьими темпами, дефицит цинка и других микроэлементов, что препятствует усвоению растениями азота, то получается по десять килограммов действующего вещества на гектар. Над этим мизером уже давно похохатывают китайцы, бразильцы и аграрии тех европейских стран, которые применяют российское минеральное питание (азотное, фосфорное и калийное) в 5-10 раз больше, чем наши земледельцы.
Валерий ИКСАНОВ