ВРЕМЕНА ГОДА
Апрель на Руси исстари называли обманщиком, плутом и лукавцем. За его весенние капризы, непостоянство и изменчивый характер погоды.
А вот за наступившее долгожданное тепло он получил такие определения: капельник, снегогон, солнечник, парник, водолей, цветень… И ещё – «заиграй овражки». Уж совсем лирическое имя. Правда, в этом перечне есть словечко слегка негативного оттенка – «берёзозол». Потому, видимо, что берёзам зло приносит. Вернее, раны деревьям учиняют люди – в конце месяца они обычно добывают соковницу (березовый сок)… Нынешнее и привычное «апрель» произошло от латинского «априлис» («открывать», «раскрывать свои дары», «расцветать»).
Действительно, он всех растормошит и напоит, опьянит своей яркостью и вешними ароматами – в общем, веселый живой месяц. Не зря же говорили в народе: «Апрельские ручьи землю будят», «Апрельские дожди урожай приносят», «Мокрый апрель – хорошая пашня», «Апрель с водою – октябрь с пивом». В то же время предостерегали: «Не ломай печи – еще апрель на дворе», «Не бойся зимы – бойся отзимка в апреле», «В апреле ясные ночи кончаются заморозками», «В апреле в землю не положишь и с земли не возьмешь». Подтверждаются и народные приметы: «Апрель ленивого не любит, проворного голубит», «Апрельская забота сгонит с печи», «С апреля земля преет, ветром и теплом веет, апрель-батюшка в поле зовет». А еще говорили: апрель зиму с летом сплетает.
Однако примечали: на Благовещенье весна зиму поборола. Если выдастся тёплая благовещенская ночь, то весна будет дружная, а если и день тихий, тёплый, то и лето ожидается такое же. Праздник посвящён дню, когда, по преданию, архангел Гавриил известил Деву Марию о будущем рождении Христа. На Руси празднество наложилось на более древнюю языческую традицию чествования прихода весны и пробуждения (открытия) земли. Это отразилось в культе почитания Богородицы и её отождествления с Матерью-Землей. Как женщина, даёт жизнь ребёнку, так и земля, принимающая в себя семена, способна принести по осени урожай. По традиции выпекали благовещенские просфоры, в одну из них запекали монетку: кому она достанется, тому и поручали начинать пахоту да сев.
Согласно традиции, через денёк-другой на Руси отмечали Матрену-настовицу. Настовицей в старину называли птичку чибиса. Говорили: «Чибис прилетел, на хвосте воду принес», «Чибис прилетел – снег вспотел». Будто бы птичка эта – помощница весны, на полях наст укрепляет, скачет по снегу да приминает его. Ну а на реке, соответственно, ей вторит щука – «лёд хвостом разбивает».
Удивительно, но в народном календаре весенний день 10 апреля чудесным образом связывался с предосенним… 15 августа. Объяснение простое. Ритуальный венок, собранный на лугах всей семьёй и сплетённый по травинке, по цветочку, свитый «в прошлом годе», на исходе лета, из луговых и полевых трав, к апрелю он уже теряет целебные силы заключенных в него цветов и трав. А венок, надо сказать, помещали в красном углу избы – он считался хранилищем здоровья для всех домочадцев. Однако травницы-целительницы успокаивали: «Добрая сила растений воскресает к полудню зелёной былинкой!». Наблюдательные, они замечали, что именно в этот весенний день озаряют землю золотые головки мать-и-мачехи (символа материнской заботы). Значит, и прошлогодние засушенные лепестки хоть на денёк, да обретут вновь свои целебные свойства. Заваривали ароматный и оздоравливающий чай. Ритуальное чаепитие действительно прогоняло хвори. Напиток, кстати, полезен от ломоты в теле, от простуды, от кашля, от озяблости… А благоухание разливалось по всему дому и радовало душу…
Одиннадцатое апреля – берещенье. Берестить – значит обвивать, связывать, скреплять берестой. Березка издревле была хорошей помощницей человеку. «В огне крещается, берестой повивается», – говорили о самой древней посуде наших предков. Вообще с этим деревом связано немало примет. Некоторые считают, что березу нельзя сажать рядом с домой – чтобы не болели его обитатели (береза часто плачет, и в нее бьет молния). Другие же видят в ней символ благополучия и здоровья семьи. Березовое полено даже закапывали под порог новой конюшни, чтобы в ней не переводились кони.
На 13 апреля приходится ритуал Огоньогнище – чествование родового гнезда – места, где вырубали деревья, чтобы выстроить жилище. Оставшиеся ветки да кору крестьяне сжигали, убирая заодно весь мусор. Горящие головёшки приносили на хлебную ниву, разводили огонь, через который хозяин проносил сохи и бороны. Приговаривал: «Держись крепче сохи и бороны». У каждого земледельца была и специальная соха, огнищевая, с прямыми сошниками. Пахарь во время работы в поле произносил волшебные слова: «Матушкасошка, золотые рожки, зыбь земельку!», «Меж сохой да меж бороной уроди нам, Господи, хлебушек прибылой!».
Ближе к середине месяца, по народным наблюдениям, весна входит в полную силу. Люди славили древнерусскую богиню Ладу. Обращались и к Погоде – светлолицему, ясноокому, добронравому Богу, покровителю тёплых ветров и ясных дней, провозвестнику Весны. Шли с поклоном и к жене его Заре – Богине рассвета, с взором открытым, вселяющим умиротворение и уверенность в предстоящем дне. Лада, Погода, Заря... Коль погода в доме, и живущие в нём люди ладят друг с другом, то и дни стоят ясные и пригожие. Погожие. И озаряет их свет любви. А если отвернулись от человека боги и богини Лада, Погода и Заря – быть Непогоде. Выходит, всё от человека зависит…
В двадцатых числах уже можно услышать стрёкот сверчка да журавлиное «курлы». Дети, встречая птиц, вторили им: «Кули, курли, курли, / Летят, летят журавли! / Курлы-си, курлыси, / По Руси! По Руси!».
НА СНИМКЕ: репродукция с картины тюменского художника Леонида Коробейникова («Весна на Крестьянских дворах»).
Тодор ВОИНСКИЙ /фоторепродукция автора/