ПУТЕШЕСТВИЕ РУССКОГО ПОСЛАННИКА В КИТАЙ

ИСТОРИИ СТРОКИ

В XVII столетии границы Московского царства приблизились к Китаю. Обе стороны претендовали на территории Южной Сибири и Дальнего Востока. Масштабной войны не хотели ни русские, ни китайцы. Чтобы урегулировать территориальные споры средствами дипломатии, в 1675 году царь Алексей Михайлович отправил в Поднебесную русское посольство, которое возглавил Николай Спафарий.

«ПРЕТЕНДЕНТ НА МОЛДАВСКИЙ ПРЕСТОЛ»

Спафарий был молдавским боярином, греком по рождению. В Россию прибыл в 1672 году. Как «человека премудрого в латинском и славянском, а наипаче в эллинском (греческом) языках» его определили в Посольский приказ.

Спафарий происходил из византийского рода Палеологов. На бывших византийских землях властвовали османские турки, потому предки бежали в более спокойную Молдавию. Осели в молдавских Милештах и стали именовать себя Милеску. Там в 1636 году и родился будущий дипломат.

«Хотя в его жилах, возможно, и текла императорская кровь, в Молдове его семья занимала невысокое положение, и строить карьеру ему пришлось, полагаясь только на себя и собственные таланты. Положение осложнялось тем, что Милеску принадлежали к греческой церкви, то есть были православными. Именно в семейном православии и нужно искать разгадку, почему юношу отправили учиться в Славяно-греколатинскую академию в Яссы, а потом в Высшую школу в Константинополь. Однако хотя Константинополь и считался центром православия, центром православного мира он давно уже не был. И продолжать обучение молодому человеку пришлось в католической Италии. За эти годы он овладел не только древними языками, но и турецким, арабским, изучил историю, литературу, философию, богословие, математику, естественные науки – то есть был отлично образован по тогдашним меркам», – сообщает журнал «Загадки истории» за 2019 год.

ЛИШИЛСЯ СВОЕГО НОСА…

С 1653-го по 1671 год, находясь на государственной службе у молдавских и валашских господарей, он выполнял дипломатические поручения в Константинополе, Стокгольме, Париже. За это время много чего произошло в его судьбе.

Когда Милеску служил при дворе Георгия Стефана, обнаружил в архивах документ, который указывал на незаконное восшествие на престол этого господаря. Наш герой передал важную бумагу, кому следует. И Стефан лишился трона.

По другим сведениям, помогал в переговорах с Москвой о принятии Молдавии в состав России, чтоб освободиться от ига Османской империи. Узнав об этих тайных замыслах, турецкое правительство в 1658 году низложило Стефана.

Новый господарь Стефаница уважал своего мудрого придворного, прислушивался к его мнению, приглашал разделить трапезу за своим обеденным столом. И все бы хорошо. Но опять Милеску узнал «непотребное»: Стефаница вступил в тайное соглашение с турецким султаном, который был неприятелем Молдавии. Милеску сообщил об этом «надежным людям», а они его выдали…

По другой версии, Милеску встретился с изгнанным бывшим молдавским господарем. Составил с ним заговор против назначенного османами господарем Ильяша Александру. Но заговорщиков раскрыли. «Не суй свой нос в чужой вопрос» предупреждает русская поговорка. Палач урезал или сжег Милеску нос…

Несчастный бежал в Германию, нашел лекаря, который «будто бы подновил рану и пускал на нее свежую кровь из сосудов щеки». Во всяком случае, доктор в те давнишние времена совершил невозможное – остаткам носа придал приемлемую форму. И на людях можно было показываться. Жизнь потекла своим чередом…

Несмотря на то, что пострадал Милеску за свои политические убеждения, все равно остался сторонником сближения Молдавии с Россией. Потому и очутился в Москве, в чем поспособствовал его давний друг, патриарх Иерусалимский Досифей II.

НА СЛУЖБЕ У РУССКОГО ЦАРЯ

Царь Алексей Михайлович был заинтересован в специалистах по восточным вопросам, которые бы знали положение в Османской империи. Милеску-Спафарий – самая подходящая фигура.

Посольским приказом, где он стал служить переводчиком с иностранных языков, руководил друг детства и советник царя Артамон Матвеев. Боярин Матвеев был доволен службой переводчика, он и для детей его оказался хорошим воспитателем. Князь Василий Голицын видел в нем надежного человека. С их помощью Спафарию увеличили жалование, выделили хорошее благоустроенное помещение в Симоновом монастыре, где он с похвальным усердием занялся сочинительством своих книг. За два года сделался автором трудов исторического и богословского характера. Большой успех получила «Книга Василиологов», в которой рассказывалось о самых заметных в истории царях.

А его «Арифмологион» стала первой российской книгой по арифметике, которую он написал для юных чад Артамона Матвеева и для детей придворных. Литературные таланты Спафария пришлись по вкусу местной знати, авторитет его укрепился.

Царь заинтересовался восточным соседом – Китаем, о котором в ту пору мало что было известно. И решили «гнать в Китай Посольство». Так в 1675 году иноземец Спафарий был назначен русским посланником в Китай.

Ему передали грамоту для вручения цинскому императору. В ней говорилось, что русский царь желает с ним как с «наилюбезнейшим соседом быти в приятной дружбе и любви».

Спафарий получил наказ убедить китайских купцов привозить в Московское царство свои товары: шёлк и самоцветы, лекарственные снадобья, разные экзотические растения и др. Алексей Михайлович надеялся сговориться с тамошним «богдыханом», чтоб доставить в Москву китайских мастеров, а они бы строили ажурные, дивные мосты.

Русская делегация вместе с вооруженной охраной состояла из 150 человек. Был в ней один этнический китаец, назначенный переводчиком. Мужчина тот 20 лет назад сбежал от маньчжурских завоевателей на русские земли.

Из столицы Посольство выехало 3 марта 1675 года. Люди торопились по зимней дороге на санях добраться до Тобольска. Миновали по пути Тюмень, город малый, весь деревянными домами строенный.

Спафарию было разрешено самому выбрать, «какими местами ехать ближе и податнее». Предписывалось вести «подробное описание путешествию, а также изобразить на чертежах все землицы, города и места по пути из Тобольска до порубежного китайского города».

А тобольскому воеводе Салтыкову был послан приказ, чтобы он снабдил делегацию всем необходимым на пути в Китай.

2 мая 1675 года делегация покинула Тобольск, поплыли посланцы на трех дощаниках вниз по Иртышу. «И приехали в татарский юрт в деревню Кускун, от Тоболеска 4 версты, и в той деревне ночевали для того, что ожидали служилых людей, покамест собиралися из Тоболска»… И далее – по указанному маршруту. Добрались до устья реки Селенги, там уж на лошадях и верблюдах ехали через Даурию в Нерчинск. Это был новый путь, по свидетельству Спафария: «прежде сего никто не бывал».

Во время путешествия, как было указано царем, посланник вел записи. В результате сложились книги, в которых рассказывается о нашем крае. Дорожный дневник получил название «Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Н. Спафария в 1675 г.».

Почему автор в дневнике не описывал Тюмень – ворота Сибири? С 1590 года Тобольск считался столицей Сибири, от него шли торговые пути из европейской части России в Китай и Среднюю Азию. Да и от Тобольска было велено записи вести.

Немного процитируем записи из дневника: «А город Тоболеск построен на реке Иртыш, на высоком месте, на яру, и место зело красивое, и множество церквей Божьих, и дворов, и людей живут в верхнем городе; так же и под горою посад великий, в котором живут множество Русских людей и Татар. И из Тоболска есть розные пути, которые ходят и в Бухары, и во иные государства. А и до Казани есть дорога мимо Тюмень и Уфу, езде есть месяц».

Все реки, притоки, озера, населенные пункты – ничто не ускользает от его взгляда. Спафарий называет притоки Туры и сообщает: «а около тех рек и меж ими живут многие слободы и деревни великие, которые пашут хлеб, а земля зело хлибробная (т.е. весьма хлеборобная), а из тех слобод привозят дощениками Турою рекою, а потом Тоболом и Иртышем хлиб в Тобольск ежегод служивым людям…»

У КИТАЙСКОЙ СТЕНЫ

До места назначения добрались лишь через год – 15 мая 1676 года. У китайцев возникли подозрения, что прибывшее посольство – это замаскированная разведывательная экспедиция северных варваров.

Основания на то были. Переводчик вел двойную игру. Китайцы потребовали пытать перебежчика, а после казнить. Спафарий отказался казнить представителя Посольства, взял его под стражу. Для дальнейших переговоров Спафарий нашел иезуитов, знавших латынь, однако доверие к гостям из России было утрачено. Посольство долго продержали у Великой Китайской стены. Через месяц разрешили передать грамоту московского царя императору, но не лично ему, а высшему чиновнику во дворце. Были приняты и царские подарки. Вот только заключить договор не удалось.

К ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЙ ДАТЕ

В 1678 году по зимнему пути Спафарий со своими людьми миновал Тюмень, добрался до Москвы.

Не напрасным было то путешествие. Царское поручение – изучить местность – Спафарий выполнил. Он первым из географов сделал описание Амура и Байкала, составил карту гор Восточной Сибири, собрал ценные сведения о Маньчжурии и Китае.

Но лишь в 1882 году в честь 300-летия присоединения Сибири к России Императорское Русское географическое общество издало книгой его дорожный дневник.

Наш герой после своего путешествия продолжал служить России. Он был одним из учителей царевича Петра, впоследствии – советником Петра I по восточным вопросам. Есть гипотеза, что при участии Спафария в Россию привезен был арапчонок Абрам, который стал предком Александра Пушкина.

Спафарий был женат на «московитянке». Знаменитый его потомок – биолог, лауреат Нобелевской премии Илья Мечников.

НА СНИМКАХ: Н. Спафарий; древний Тобольск.

Елена ДУБОВСКАЯ /фотокопии автора/


49140