МАЛЕНЬКИЕ ТРАВЕЛОГИ
Урюпинск – настоящая квинтэссенция российской провинции, и совсем не случайно признан её столицей. Здесь можно ощутить провинциальные (в хорошем смысле этого слова) дух и атмосферу в самом концентрированном виде.
До такой степени, что до сих пор популярен анекдот, сочинённый на эту тему ещё в советские времена, про студента, который ничего не знает ни про Маркса, ни про Ленина с Октябрьской революцией, ни про Горбачёва с Перестройкой. Профессор на экзамене спрашивает его: «Откуда вы такой взялись?», студент отвечает: «Из Урюпинска». Тогда профессор мечтательно вздыхает и говорит: «Эх, брошу всё и уеду в Урюпинск!». Эта фраза стала мемом, а сам Урюпинск – именем нарицательным, олицетворением места, которое существует как бы вне времени, и невзирая ни на какие исторические катаклизмы, лениных и путиных, живёт своей жизнью. И будет продолжать жить так даже через сто лет.
Таким он и предстал перед нами – участниками блогерского тура, организованного компанией «Мегафон». В нём принимали участие 12 блогеров под предводительством очаровательной сотрудницы «Мегафона» по имени Катя.
По приезде в провинциальную столицу автобус с нашей экспедицией встретил один из лучших в России специалистов по брендингу территорий, год назад вместе со своей семьёй, женой и дочкой, переехавший жить в Урюпинск из Москвы, Василий Дубейковский. Он повёл нас обедать в урюпинский ночной клуб (многим из нас такое сочетание поначалу показалось забавным оксюмороном) под названием «Зевс», и там, пока мы ждали заказ, начал рассказывать про свой город (Василий особо подчеркнул, что считает себя уже не москвичом, а урюпинцем, хотя это совсем не означает, что он порвал со столицей).
– В России до присоединения Крыма было 1097 городов, – сказал он. – Из них 731 город имеет население меньше пятидесяти тысяч человек. Эти малые города и есть российская провинция. Урюпинск является самым известным малым городом России (второе место по известности, вслед за ним занимает Суздаль). Все знают это название, правда, многие не уверены, что такой город существует в действительности. Это единственный город в России, чьё название стало нарицательным. Как у Бобруйска, но Бобруйск находится в Беларуси.
Основное занятие жителей Урюпинска – сельское хозяйство, и образ жизни у них, соответственно, крестьянский. Так что просыпается город рано, с восходом солнца, и так же рано заканчивает дела. Большинство магазинов здесь закрываются в пять вечера. За исключением немногих, таких как местный «столп цивилизации» – гипермаркет «Магнит». Магазин этот, как утверждает Василий, примечателен тем, что он является самым отдалённым от областного центра гипермаркетом в России. Его продавцы – известнейшие в городе люди, потому что все горожане более или менее регулярно сталкиваются с ними на кассе. Когда Василия первый раз узнал в лицо продавец «Магнита», он понял, что, наконец, стал настоящим урюпинцем.
Столица российской провинции считается таковой вполне официально, это славное звание подтверждено бумагой Роспатента со всеми необходимыми печатями и прочими прибамбасами. Так что больше никакой город претендовать на него не вправе. Но на деле доказать другим подобным малым городам, что Урюпинск – их столица, дело очень сложное. Этим и занимается сейчас Василий. И довольно успешно.
– Денег, как официальная столица, мы им дать не можем, забрать, как это делает она же, тоже не можем. Поэтому остаётся один путь – мы должны стать для них примером, – делится специалист по брэндингу своими планами и стратегиями. – Сейчас всей провинции живётся плохо. Но у нас есть хорошие практики и креативные ходы, которыми мы можем поделиться с другими. И, в свою очередь, перенять что-то позитивное у них. Так будут создаваться горизонтальные связи между провинциальными городами, а Урюпинск, запустив и возглавив этот процесс, станет репрезентировать их на федеральном уровне.
Один из конкретных примеров креативного подхода и нестандартных решений городского руководства Василий продемонстрировал нам сразу после обеда, показав построенную на южной окраине города… горнолыжную трассу!
Ещё три года назад на этом месте был самый заурядный степной овраг, каких много. Но, кроме него, в Урюпинске было ещё и несколько ребят, увлекающихся сноубордом. Однажды их делегация пришла к мэру с безумной идеей создания в городе горнолыжного спуска. А глава города, вместо того, чтобы покрутить пальцем у виска, как сделал бы заурядный чиновник, горячо поддержал начинание молодых спортсменов и выделил средства для приобретения необходимого оборудования и строительных работ. Так у столицы российской провинции появилась ещё одна «изюминка».
Жаль, что действует трасса только зимой, потому что снежная пушка – удовольствие дорогостоящее. Но урюпинцы уверены, что со временем здесь появится и снегогенератор, и целый горнолыжный курорт. Ведь один из девизов Урюпинска – «Невозможное – возможно».
Далее гостеприимный хозяин повёз нас на другой конец города, показать меловые холмы и открывающийся с них вид на Урюпинск и окрестности. По дороге мы сделали ещё одну остановку, у окраины огромного, почти до горизонта, подсолнухового поля, завидев которое женская половина нашей блогерской команды пришла в неописуемый восторг и яростно ринулась делать селфи, так что их ещё долго никакими силами невозможно было оторвать от этого увлекательного занятия и собрать обратно в автобус. И их можно понять, зрелище действительно было необыкновенное.
Но не менее красивые виды ждали нас впереди. Василий не обманул, с меловых холмов действительно открывались умопомрачительные пейзажи. Весь город, как на ладони, в обрамлении степи и лесов, в сочетании с нависшим свинцовым, покрытым рваными тучами небом – такое зрелище достойно кисти какогонибудь великого пейзажиста.
Затем нас ждала фотосессия с баннерами спонсора поездки и Живого Журнала у знака на въезде в Урюпинск, после которой мы отправились знакомиться с городом и его достопримечательностями.
Архитектурных памятников в Урюпинске, несмотря на то, что его миновала война, не очень много. Во-первых, потому, что он никогда не был очень богатым городом, а во-вторых, множество зданий было снесено после Гражданской войны. Урюпинск, как и большинство казачьих станиц, был «белым», и победители таким образом «отомстили» ему, уничтожив не только церкви, но и многие другие строения, в особенности это коснулось особняков. Далеко не все города, побывавшие позже под немецкой оккупацией и бомбардировками, понесли такие потери.
Так что почти все урюпинские достопримечательности родом из современности. Самой известной из них является, безусловно, памятник Козе, высеченный из 18-тонной гранитной глыбы, привезённой для этой цели с Мамаева кургана, где та дожидалась своего часа ещё со времён возведения тамошнего мемориального комплекса. Памятник этот сразу стал знаменитым на всю страну. Я помню, какой резонанс получило его открытие в 2000 году. Диковатым ещё постсоветским людям тогда казалось странным и противоестественным устанавливать памятник не вождям или маршалам, а домашнему животному.
У местных жителей вообще особое, очень трепетное отношение к козе. Они называют её не иначе как Коза-кормилица, и считают, что в девяностые город выжил только благодаря торговле пуховыми изделиями. По поверью, если потереть гранитной козе нос, загадав желание, то оно обязательно сбудется.
В десятке метров от Козы находится другой памятник – героям рассказа Шолохова «Судьба человека», действие которого происходит в Урюпинске. Писатель не случайно выбрал в качестве места действия именно этот город, здесь он в 1946 году познакомился с прототипом главного героя своего произведения, Андрея Соколова, который сидит сейчас на скамейке и, улыбаясь, смотрит на Ванюшку, окружённого металлическими курами. Памятник этот открыт к столетию со дня рождения Шолохова в 2005 году.
На одной из улиц, логически продолжая тему козы, сидят три рукодельницы. Одна из них чешет пух, другая прядёт, третья вяжет. А у их ног играет клубком шерсти котёнок.
Неизбежный в каждом российском городе Ленин с неодобрением смотрит на здание администрации, над которым развевается сине-жёлто-красный казачий флаг. Памятник вождю пролетариата был установлен на месте взорванного в 1936 году самого большого храма города, Вознесенского, о чём напоминает установленный рядом с городскими казаками поклонный камень. Здесь же, в небольшом сквере, стоит краснокирпичная часовня и странный восьмисвечник, а над всем этим возвышается арка, увенчанная ангелом. Арка эта возведена тоже на средства городского казачьего общества, в честь явления иконы Урюпинской Божьей Матери. Икона эта, признанная чудотворной, с 1854 года хранится в Покровской церкви, единственной сохранившейся в городе с дореволюционных времён.
«Белые» и «советские» урюпинцы даже на Аллее героев стоят visàvis. С правой стороны – портреты чубатых хлопцев с закрученными усами, в фуражках с овальными кокардами, слева – бюсты Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы. Ограда Аллеи со стороны входа показалась мне смутно знакомой, но откуда именно, я так и не вспомнил. И лишь потом, из Интернета, узнал, что это точная копия ограды Летнего сада в Петербурге.
Мимоходом Василий показал нам Урюпинскую текстильную фабрику, которая за последние годы «поднялась» на городском бренде, выпуская майки с такими слоганами, как: «Брошу всё – уеду в Урюпинск», «Москва – Париж – УРЮПИНСК», а также с вариациями на козью тематику («Жизнь – это борьба» с двумя бодающимися козлами, или семейная майка «Я и семеро козлят»), пользующиеся большим спросом. На территории фабрики, за оградой, стоит скульптура девушки, держащей в руке нечто очень похожее на эскимо. И если бы не пояснение Василия, то мы так и не поняли бы, что это на самом деле не мороженое, а коробочка хлопка.
Но главной достопримечательностью своего города урюпинцы считают реку, на которой он стоит, Хопёр. Как утверждает Василий, отношение местных жителей к своей реке является, наряду с казачеством, важнейшей частью их идентичности. Хопёр для урюпинцев – без преувеличения, сакральное место. Достаточно сказать, что неофициальным гимном Урюпинска является песня «Здравствуй, Хопёр, отец родной». И действительно, многие из местных жителей, по словам Василия, подходя к реке, здороваются с ней, как с живым существом. Наверное, поэтому протесты против строительства никелевого комбината в Воронежской области, грозящего Прихопёрью экологической катастрофой, здесь сильнее, чем даже там, где он непосредственно строится.
Даже само происхождение названия города, по самой вероятной и правдоподобной версии, связано с Хопром. Версия эта гласит, что крутой берег реки назывался раньше рубом, соответственно «у руба» означало «у речного обрыва» (левый берег Хопра действительно очень высок и крут). Вторая по популярности версия производит название Урюпинска от имени татарского князя Урюпа, который, якобы, был пленён Ермаком в этих местах. Впрочем, эта легенда не выдерживает критики, потому что город Урюпеск «в верхь Дону» упоминался в Новгородской летописи ещё в XIV веке, во времена Золотой Орды. (Хотя официально история Урюпинска почему-то отсчитывается с 1618 года).
До Хопра мы добрались уже довольно поздно вечером, и хотя у нас было запланировано купание, никто, кроме весёлого и совершенно безбашенного юного фотоблоггера Сергея, забраться в воду не решился. К тому же после прошедшего утром дождя было довольно свежо. Так что, полюбовавшись речными рубами, мы отправились на ужин, всё в тот же «Зевс», а затем – в гостиницу, размещаться на ночёвку.
НА СНИМКЕ: памятник козе.
Роман БЕЛОУСОВ /фото автора/