ТЕМА ДНЯ
Зимник – дело тонкое. Совсем недавно открыли нынче эти временные, сезонные дороги, а уже закрывают. Задерживали с открытием – потому что было тепло, грунт под колесами еще не схватился. Закрыли – потому что чересчур холодно.
Начнем с Арктики. Вот что говорит водитель Анатолий Терехин:
– Куда деваться людям? И ехать, и есть надо. Я вот уже неделю мотаюсь между Лабытнанги и Яр-Сале, вожу продукты со склада по магазинам. Дорога сносная. Бывают полыньи, не все ручьи замерзли, но, слава богу, пока без происшествий.
Речь идет о зимнике «Яр-Сале – Панаевск – Салемал – Аксарка». В прошлом году до центра Ямальского района снежная автомагистраль так и не дошла. Эта трасса в основном состоит из ледовых переправ: Хаманельская Обь, Зырянский сор, протока Янгота, река Васартаяха…
– Я только что вернулся из этих краев, – рассказывает мой коллега, электросварщик Мостоотряда‑36 Измаил Раенбаков. На Оби ребята из АО «Ямалавтодор» проверяли крепость льда. Был случай у Салемала: при толщине льда в 60 сантиметров рухнул трактор К‑700, водитель погиб…
Пару слов об Измаиле. Герой многих моих рассказов в «Тюменской правде», награжден Почетной грамотой губернатора. В настоящий момент участвует в строительстве транспортной развязки на перекрестке улиц Мельникайте и Дружбы – это в Тюмени. Отработав вахту, решил съездить на родину – в Яр-Сале, где живет и работает дочь. Значит, туда через Тобольск, Сургут, Надым и Салехард 2482 километра, столько же – обратно.
– Рисковый вояж, – вступает в разговор Алексей ПАВЛОВ, заместитель генерального директора АО «ТОДЭП», эксподполковник ГИБДД. – По зимникам разрешено передвигаться только в караване. Пурга, метель – заблудиться недолго. При плохой видимости можно разбиться в хлам.
Едва автор этих строк поставил точку в последнем предложении, как Сеть скинула весть: по причине гололеда и плохой видимости разом столкнулись 20 автомобилей – не у нас, но во владениях родного УрФО. Водителю обязательно надо иметь запас еды и горючего, аптечку, колесо в заначке, буксирный трос, лопату, добавочную теплую одежду.
Измаил – опытнейший водитель, вдобавок к пожженной по инструкции матчасти прихватил газовую плиту с баллоном под завязку, шел в сопровождении вездехода «УАЗ-«Патриот». Тем не менее на обских участках зимней трассы 8 раз застревал в сугробах. С удачным финалом. Правда, гдето выронил права и техпаспорт на авто. Друг весьма благодарен Тюменской ГИБДД: документы восстановили быстро и без всяких проволочек.
– В свое время я не только объездил все ямальские магистрали, я их обходил – в силу служебных обязанностей, – продолжает беседу Алексей Николаевич. Много чего повидал. На зимниках погребено немало сгоревших машин: вот ты заглох на дороге в лютейший мороз, а мимо никто не едет. Чтобы согреться, водитель сжигает сначала какие-то вещи из кабины, потом кресла или покрышки, а под конец остаётся сжечь лишь саму машину, и дай бог, если этого хватит до прибытия помощи.
Зимник обслуживает едва ли не больше техники, чем его проезжает – тут и там попадаются базы дорожников в виде россыпи балков (жилых вагончиков), немалая часть фур везёт трактора или экскаваторы, не редкость бульдозер, расчищающий снег, или тягач с волокушей.
По редакционному заданию я частенько выезжал на трассу прокладки газопровода «Уренгой – Помары – Ужгород». Тягач – «Урал», «МАЗ, «КрАЗ» – тащит плеть, то есть пачку труб диаметром 1420 миллиметров. По ровной ледовой трассе двигается нормально. Но на горку взобраться не может. На холмах плетевозы поджидает бульдозер. Довольно часто при перевозке роняли трубы – да ладно, концерн Маннесмана из ФРГ отольет сколько надо. Что упало, то пропало? Нет. Каким-то образом снабженцы из «Тюменьавтодора» вылавливали трубы. Затем ребята разрезали трубу пополам: половинки горбом клали через речку, пространство между горбами заливали бетоном – мост через малый водоем готов. Так сказать, не было бы счастья, да несчастье помогло. В те времена металлических конструкций пролетных строений в Тюмени не делали.
– Прошу простить за лирическое отступление. Вернемся к теме. Нередко в ДТП обвиняют дорожников. Ушлый адвокат всегда отобьет виновника «торжества». Вот накачанный водкой и наркотиками актер Михаил Ефремов убил человека. Адвокат вещает: не было бы жертвы, будь на улице Москвы разделительной железной конструкции. Так, Алексей Николаевич?
– Доля правды в сказанном имеется. Но не на каждой улице можно установить конструкцию. Для этого надо иметь на проезжей части минимум полтора метра лишней площади. В настоящее время ведем реконструкцию федеральных автомагистралей Р‑402 и Р‑404 – из Тюмени в направлении Ишима и Тобольска. Здесь конструкции монтируем в обязательном порядке.
– СМИ и социальные сети пугают земляков ростом ДТП на просторах региона.
– Вот я только что вернулся из областной ГИБДД, где прошло совещание именно на данную тему. В январе 2021 года в Тюменской области зафиксировано 155 дорожнотранспортных происшествий. В них пострадали 208 человек, 11 человек скончались. В прошлом году за аналогичный период аварий произошло значительно больше – погиб 21 человек, 422 получили ранения.
– На улицах Тюмени недавно погибли двое моих хороших знакомых. Увы, оба переходили дорогу в неположенном месте.
– Знакомая картина. В минувшем году произошло 496 ДТП с участием пешеходов, 48 погибли, 497 ранены. Из-за нарушения правил проезда пешеходных переходов произошло 128 ДТП, погибли 6 человек, травмированы 143.
– О водителях-аварийщиках промолчим?
– Наоборот, подчеркнем. По причине превышения установленной скорости происходит каждое 6-е ДТП в регионе (455 ДТП), из-за несоблюдения очередности проезда перекрестков – каждое 5-е (520 ДТП). Самый большой грех – выезд на встречную полосу движения. По этой причине погибли 63 человека, т. е. каждая третья жертва.
– Дорожники к дорожно-транспортным происшествиям не причастны?
– По многолетним наблюдениям, средняя доля ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий в целом по России составляет 24 процента. В Тюменской области это показатель меньше пяти. Но ведь знаете же: чем лучше дорога, тем больше превышают дозволенную скорость движения. Увы, такова тенденция.
– Снова вспоминаю момент сооружения газопровода «Уренгой – Помары – Ужгород». Тогда действовал «сухой закон». Но отдельные товарищи с нетерпением поджидали плетевозы. Бывало, в их недрах бутлегеры перевозили ящики с водкой. В итоге потребления «зеленого змия» замедлялась стройка, повышалась аварийность. Как, Алексей Николаевич, насчет алкоголизма в среде водителей? Что сообщает наш общий соратник, подполковник Анжела Борисова из ГИБДД?
– В прошлом году на наших автомагистралях выявлены 7905 нетрезвых водителей, в том числе 1081 – повторно, за что предусмотрена уголовная ответственность (ст. 264.1 УК).
– Один деятель, 29 лет от роду, добираясь из Ломбовожа в поселок Сосьву, погрузил в «Ниву-Шевроле» 8 человек. Пересекая Северную Сосьву по ледовой переправе, провалился вместе с машиной. Утонули беременная женщина и пятимесячный ребенок. Ему грозит 4 года лишения свободы.
– Во-первых, товарищ сел за руль без прав на управление транспортным средством. Кстати, в прошлом году на юге области задержаны более 3,5 тысячи водителей без прав управления транспортом. Во-вторых, упомянутая ледовая переправа оказалась не оборудованной. За объекты на территории ХМАО «ТОДЭП» ответственности не несет. Что касается юга области, то могу доложить: под нашей «крышей», скажем так, 8 ледовых переправ – это реки Тура, Тавда, Ишим, Тобол, Исеть, Иртыш. Естественно, все оборудованы.
Обеспечена безопасная для проезда толщина льда, объект имеет соответствующий паспорт. Еще в летнюю пору подготовили съезды и выезды. Переправы ограждены направляющими вешками. Есть шлагбаумы и дорожные знаки, регламентирующие массу подвижных единиц, скорость движения, минимальную дистанцию. В ночное время организовано освещение. Кроме того, позаботились о спасательных средствах (круги, багры, буксирные канаты). Все это согласовано с Государственной инспекцией по маломерным судам.
…Тюменская область славится автомагистралями. Однако еще 259 деревень региона не имеют дорог с твердым покрытием. В основном это относится к Заболотью. Жители деревень Осиновская, Одинарская, Веселинская и Вершинская на лето становятся Робинзонами. Местный люд – большеуватские татары – пользуется гужевым транспортом. Лошади мечтают о передышке, когда зимой им на смену придет стальной конь.
На берегах озера Большой Уват даже болотоходы, бывает, проваливаются. Аборигены – полторы тысячи человек – тоже ждут открытия зимников. Есть ледовая трасса – значит, можно пополнять запасы топлива, пиломатериалов, соли и сахара. В основном население кормится дарами водоема. Но уже почти иссякли в Большом Увате запасы «живого серебра». Срочно требуется зарыбление – чтобы водился не только пескарь, но и, как в старые добрые времена, карп и пелядь. И не зря говорится: где дорога, там и жизнь.
– Алексей Николаевич, прокомментируйте эту ситуацию.
– Последние три года «ТОДЭП» конкретно зимниками не занимается. В нормативном состоянии временные автомагистрали поддерживают частные предприниматели. Естественно, не отказываем коллегам в любой помощи. Зимники до деревень Большого Увата в настоящее время работают в полную силу. Даже общественный транспорт ходит до Вагая, районного центра. Автобусные рейсы, как теперь повелось, в руках частников. Жалоб на обслуживание пока не слышно.
…Вернемся в зону Арктики. Снова открыт зимник «Лабытнанги – Мужи – Азовы – Теги» (в границах ЯНАО), закрытый, было, по случаю резких холодов. Разрешен проезд для всех транспортных средств общей массой до 15 тонн.
А что делается на трассе «Аксарка – Салемал – Панаевск – ЯрСале», протяженностью 167 км, которая в основном проходит по ледовым переправам? Помнится, прошлый сезон был неудачным. Начальник отдела Дорожной дирекции ЯНАО Владимир Щепин информирует:
– Специалисты обследовали трассу, замерили толщину льда, оценили состояние проезжей части и проверили наличие сигнальных вех и дорожных знаков. Участок готов к безопасной эксплуатации. На участке Панаевск – Яр-Сале обустройство продолжается…
P. S. Мой друг, электросварщик Измаил Раенбаков ежедневно созванивается с дочерью, проживающей в столице Ямальского района. Она – главный специалист местного департамента образования. Накануне выхода этой публикации в свет Измаил передал мне:
– Зимник готов полностью. Сейчас после пурги снег сметают с полотна.
Счастливого пути!
НА СНИМКЕ: с мечтой о зимнике.
Юрий МАШИНОВ /фото автора/