Его роман «Прощай, шпана Замоскворецкая» отчасти автобиографичен. Писатель знал, что такое послевоенная коммуналка, где собирается за одним столом на праздники самый разношерстный люд – от офицеров и профессоров до уголовников. Какие нравы царили на улице, какой кодекс был у пацанов и в воровском мире. Между тем, он умудрился написать сценарии к самым разным фильмам разных эпох. От «Мой друг Иван Лапшин» до «Мы из будущего». Вчера исполнилось 80 лет со дня рождения выдающегося драматурга Эдуарда Володарского.
Даже беглого взгляда на его фильмографию достаточно, чтобы каждый увидел свой любимый фильм или сериал. Он писал сценарии так, как дышал. Каждый раз хотел сказать что-то свое, невзирая на конъюнктуру. За его материалами режиссеры стояли в очередь, чтобы получить качественный сценарий. Особенно это стало заметно в наши дни, когда над текстами почти не работают и отсюда возникают киноляпы.
Эдуард Яковлевич всегда тщательно работал над темой, желая показать историю как можно достовернее. У него очень много военных лент. И даже вроде бы фантастическая «Мы из будущего», кишит правильными деталями. Недаром главный герой в исполнении Данилы Козловского постоянно комментирует события, объясняя своим друзьям, что происходит. Ведь он по образованию историк, переквалифицировавшийся в черного копателя.
Сериал «Сын отца народов» о Василии Сталине вышел уже после смерти Володарского. Писателя не стало в 2012 году. Но он успел кропотливо поработать над сценарием, находя не очень известные подробности биографии Василия, о котором принято рассказывать одной краской. Он же согласился с кандидатурой тогда не очень раскрученного театрального актера Гелы Месхи. Посмотрев картину, сын Василия драматург Александр Бурдонский поблагодарил всю команду за правду.
Книгу «Прощай, шпана Замоскворецкая» экранизировали дважды, и, честно говоря, сериальная версия получилась намного сильнее. Эдуард Яковлевич сам искал актеров на главные роли, чтобы они не только внешне, но и внутренне попадали в образ. Иногда фамилия в начальных титрах удивляла, но понимаешь, насколько он был прав. И в отношении Екатерины Стриженовой, которую все привыкли видеть только телеведущей, и Александра Бухарова, сыгравшего небольшую роль школьного учителя. Володарский фактически вытащил со съемочной площадки другого проекта Екатерину Климову, предложив ей перевоплотиться в далеко неоднозначный персонаж – Анастасию Тимофеевну. И их дуэт с Игорем Петренко, который сыграл вора Бориса, стал настоящим украшением ленты.
Володарский умел рассказывать о сложных вещах так, что их понимали. А фильмы до сих пор пересматривают.
Юлия Конкина