ПРЕМЬЕРА
В подвале исторического здания по улице Перекопской, 5, что рядом с польским костелом, с осени 2020 года обосновался новый частный «Четкий театр – Центр современной драматургии». Начав свою жизнь с читок пьес, в январе уже поставили первый полноценный спектакль – «Русская смерть» Ирины Васьковской (Екатеринбург) . Женские роли исполнили опытные актрисы из молодежного театра «Ангажемент». Режиссер Денис Рекало (актер театра «Ангажемент»), художественное оформление Вадима Кодзаева.
На окраине города в полуразвалившемся доме с мезонином живут две женщины. Старшая, Валентина (Екатерина Зорина), хлопочет по хозяйству, переживает по поводу прохудившейся крыши и рухнувшего забора, но не знает, как и где купить доски. Она «воспитывает» младшую сестру Надежду (Юлия Шек), у которой «вечный праздник да кавалеры». Зарплата Нади – единственный источник дохода в доме. Нынешним же печальным положением сестры обязаны как раз Вале, которая настояла на продаже квартиры, чтобы потратить свою часть денег на поездку в Венецию. Но путешествие оказывается неудачным. Вместо романтичного города на воде Валю встречают «только холодина и трупный запах». Мечта потеряна, а жизнь без нее – та же смерть. Специальная русская смерть, когда тебе выдают самовар и ведро варенья – «сиди всю вечность и жалуйся».
Но вот на дне рождения Надя знакомится с Алексеем (Владислав Даричев) и приводит его домой. Девушка хорошо «отдохнула» – пришла домой в разных сапогах. Алексей вообще дотащился до хибары «на автомате» и, немного придя в себя, ничего не помнит. Но это мужчина и на него во всём полагаются сестры – от починки крыши и отпугивания зверей-соседей до простого женского счастья.
Но отечественная драматургия часто не признает хеппи-эндов. Русский мужчина с богатой и тонкой душой – читающий умные книжки, любящий творчество передвижников, мечтающий победить в себе животное начало – в XXI веке по-прежнему боится жизни и любви, много мечтает, рефлексирует и страдает, но мало делает. Даже то, в чем он больше всего преуспевает (разговоры), в контексте пьесы выглядит совершенно бессмысленным: переживающие каждый свою трагедию герои не слышат друг друга. При этом утешаются типично русскими отговорками: не судьба, оно и к лучшему – «иначе вся моя бесчеловечная любовь просто смела бы тебя, как паровоз Анну Каренину». Куда уж лучше – годами писать письма несостоявшемуся возлюбленному, мысленно беседовать с девушкой, с которой так и не решился познакомиться, и мечтать о быстрой смерти…
В спектакле есть интересные режиссерские находки: завораживает «танец» Надежды и Алексея, а «фокус» со складным стаканом, который Алеша, видимо, всегда носит с собой, очень хорош! Оставшись вдвоем, Валентина и Алексей вроде готовы приступить к любви – они раздеваются... Но вдруг оба хватают ведра – а прохудившаяся крыша безбожно течет – и обливаются водой. Все! Придя в себя таким радикальным образом несостоявшиеся любовники возвращаются к пройденному – продолжают разговаривать. Отослав Валю на кухню "за чаем", Алексей одевается и сбегает. Валентина ложится на стол и замирает. По русской традиции, усопшего кладут на стол.
Спектакль смотрится на одном дыхании, перипетии сюжета трудно предугадать, а после окончания большинство зрителей (в подвальное помещение вмещается чуть больше 40 человек) остается на обсуждение.
Юрий ХОЗЯИНОВ /фото автора/