ПЕРЕДАЁТСЯ ЛИ БЕДНОСТЬ ПО НАСЛЕДСТВУ?

ПСИХОЛОГИЯ

– Что же такое Род, если очистить это понятие от всяких шарлатанских и оккультных коннотаций? – спрашиваю я психолога регионального социально-реабилитационного центра «Семья», ведущую семинара «Работа с Родом как фактор стабилизации и успешности личности» Наталью Николаевну ФИЛИМОНЦЕВУ.

– Род – это общность людей, объединённых родственными узами, произошедшая от одного предка-прародителя. Мы, психологи, в процессе семейного консультирования или выяснения проблемных особенностей личности всегда рассматриваем контекст, в котором жил и развивался человек, выясняем, какие у него наличествуют установки и жизненные сценарии. Человека вообще нельзя рассматривать вне контекста семьи. Каждый из нас является частью какой-либо семейной системы. Как минимум – семьи, которая, как правило, в свою очередь, является частью сообщества других, родственных семей. Такая совокупность семей и называется Родом. Это та сила – фундамент, корневая система, на которую опирается человек в своей жизни.

– А как это можно использовать в практическом плане? Что значит – работать с Родом, и как это делать, чтобы добиться позитивных результатов?

– Все мы много раз слышали, как про человека говорят: «пошёл по стопам своего отца», «весь в мать» или «похож на деда»… Здесь не обязательно имеется в виду, что он похож на своих предков буквально, внешне. Чаще подразумевается ментальное сходство – по чертам характера, поведению, жизненным установкам и т. п. Здесь уместно вспомнить широко известную народную пословицу про яблочко и яблоню. Человек воспитывается не в вакууме, его окружают другие члены семьи, через общение с которыми он воспринимает, усваивает, впитывает в себя различные правила, нормы, обычаи и традиции, ценности и установки. В том числе и страхи, и травматический опыт. Сам за себя говорит такой факт, что если психолог или психотерапевт работает с клиентом вне контекста семьи и Рода, он может принести только незначительное и временное облегчение, но не справиться с проблемой личности в целом.

Если мальчик воспитывается в патриархальной семье, то, создав свою семью, он, скорее всего, тоже станет её главой. Если же он по каким-либо причинам рос без отца, то это тоже наложит свой отпечаток на его будущую личную жизнь. Так работает механизм жизненных сценариев, установок, ценностей.

Так вот, работать с Родом – это значит выявлять такие особенности семейных и родовых систем. Сильные, позитивные аспекты поддерживать и взращивать, а деструктивные и негативные – напротив, купировать. В психологии существуют способы и механизмы трансформации негативных установок в позитивные. Таких, как, например, «не следует верить мужчинам», «грешно быть богатым» или «нельзя никому доверять»… Все они идут, главным образом, ещё от наших бабушек, прабабушек и даже прапрабабушек. В наши времена они могут быть уже совершенно неактуальны, но тем не менее присутствуют у человека на бессознательном уровне.

– То есть не всё, что принято с уважением и умилением называть мудростью предков, уместно и приемлемо в наши дни?

– Далеко не всё. Во времена раскулачивания, например, действительно было опасно быть богатым. Сейчас это не так. Но подобная установка, сформировавшаяся в то время, транслируется сквозь поколения в наши дни и может очень испортить своему носителю жизнь и социальный рост. Она может модифицироваться, проговариваться и восприниматься по-другому, но суть от этого не меняется. Это лишь один пример, таких установок очень много. И с ними можно работать.

– А каков механизм передачи таких установок?

– Есть много способов. В том числе и генетическая память. Травматичный опыт наших предков передаётся нам на уровне ДНК. Это природный механизм, чтобы следующие поколения избегали подобных ситуаций в будущем и Род мог жить и выживать.

– Разве закрепление информации на генетическом уровне – это не длительный эволюционный процесс, занимающий миллионы лет и множество поколений?

– Каждый из нас может воспринимать и считывать информацию, оставленную нам нашими прадедами. Например, через сновидения или инсайты – непосредственное внезапное постижение чего-либо, не выводимое из прошлого опыта. Помимо генетического наследия свою роль играет также семейное и родовое коллективное бессознательное как часть психического, служащее основанием, на котором формируется индивидуальная психика, и ряд других факторов, передающих каждому из нас родовую информацию.

Род часто сравнивают с деревом, а людей – с его ветвями и листьями. Какова главная задача дерева? Противостоять неблагоприятным факторам – ветрам, холодам и давать плоды, с чем оно, как правило, успешно справляется. Но если загнивает и гибнет корневая система дерева, которая в данном примере олицетворяет родовые ресурсы, оно погибает вместе со своими побегами и листьями.

– Что происходит с родовыми семейными установками, «заточенными» на традиционные ценности сейчас, в эпоху их слома и смены если не на совсем противоположные, то во всяком случае на что-то иное?

– Семью тоже можно уподобить дереву. Какое-то дерево может адаптироваться к изменениям окружающей среды, а какое-то от них погибнуть. Способность к адаптации и сопротивлению среде, кстати, также напрямую зависят от багажа, полученного нам от своих родителей и прадедов. Ресурсы Рода дают нам жизнестойкость. Впрочем, в них же порой кроются факторы, которые могут её и убавить. Такие, как тяжёлые заболевания, депрессии, перенесённые нашими предками, а также тайны Рода. Они снижают жизненные ресурсы Рода, а стало быть – и личности.

– Не совсем понял насчёт тайн.

– Это называется ещё «скелеты в шкафу». Что-либо криминальное или аморальное, что не должно стать достоянием окружающих. На сохранение таких тайн уходит много энергии, которая отнимается, в том числе, из внутрисемейных связей, ослабляя их.

– Каков принцип действия такого негативного опыта?

– Бывает, к нам приходит человек с вопросами наподобие: «Почему я финансово несостоятелен? Работаю много, в поте лица, а материального благополучия нет». Если внимательно проанализировать жизнь хотя бы двух поколений его семьи, обязательно найдётся очень много причин, почему дело обстоит именно так.

– То есть можно сказать, что бедность передаётся по наследству?

– Только уточню: передаётся не генетически, а впитывается как стереотип поведения и жизненный сценарий. Знаменитый американский психолог и психиатр Эрик Берн выделил несколько типов жизненных сценариев, каждый из которых приводит к определённым итогам. Финансовая несостоятельность тоже является следствием определённых моделей. В частности – отношения самого человека к деньгам и благополучию. Впрочем, ничего фатального здесь нет, такую модель вполне можно трансформировать в процессе терапии.

– А насколько трудоёмка и длительна такая терапия?

– Довольно длительна. Для достижения устойчивого результата клиент в первую очередь должен осознать, в чём заключается его проблема. А скорость осознания у каждого своя, здесь всё очень индивидуально. У каждого своя психика, свои защитные механизмы, свои стереотипы…

– Могли бы вы привести какие-нибудь примеры из своей практики?

– Я работала с женщиной, в семье которой на протяжении вот уже четырёх поколений рождается только один ребёнок. Это обязательно девочка, и у всех этих девочек, без исключения, по достижении взрослого возраста не складывалась личная жизнь. Всё время по одному сценарию – они выходили замуж, но брак вскоре неизбежно заканчивался разводом и одиночеством. Вот и у этой женщины семейная жизнь уже балансировала на грани. К счастью, нам с ней удалось перенаправить её сценарий в другое русло и сформировать новую, позитивную жизненную модель.

– То есть то, что мы называем жизненными сценариями, – не приговор и не злой рок?

– Нет. Их можно менять, а в определённых случаях даже нужно это делать.

НА СНИМКЕ: Наталья Филимонцева.

Роман БЕЛОУСОВ


48376