КУДА ХОЧУ – ТУДА ЛЕЧУ

НАГРАДЫ

Последний год оказался настолько парадоксальным, отличающимся от всего, к чему мы привыкли, что постепенно перестали удивляться. Обычная жизнь, где почти для каждого неотъемлемой составляющей было посещение очагов культуры, надолго прервалась. Сколько времени мы не бывали в музеях, театрах, на концертах, а кино смотрели на гаджетах. Благо, современные технологии это позволяют. Да и новинок выходило в разы меньше, нежели запланировали изначально. Многие громкие премьеры отложили на нынешний год. Тем не менее, решили отметить тех, кто все же рискнул и выпустил свою продукцию в год минувший. В прошлую пятницу состоялась церемония вручения национальной кинематографической премии «Золотой орел».

Аналог американского «Оскара» и «Золотого глобуса» взял у главных премий киномира основные черты. Те же номинации, так же не оставляют без внимания сериалы и тех, кто внес весомый вклад в индустрию. Но я уже не раз замечала, что не хватает какой-то светскости и особого лоска. Мы можем догнать и перегнать Америку в плане роскоши, но не традиций, правильных ответных речей и умения держаться на красной ковровой дорожке. Но для всех любителей кино церемония имеет огромное значение, поскольку является лакмусовой бумажкой всего, что происходит в жанре.

За час до начала церемонии в коридорах первого павильона «Мосфильма» слепило глаза от вспышек фотоаппаратов и количества звезд – самые популярные актеры и режиссеры долго и с удовольствием позировали. Самый модный аксессуар сезона – маску – подбирали в тон к вечерним платьям и снимали лишь перед выходом на красную дорожку.

По традиции, главную награду российского кинематографа разработала ювелирная компания «Меркури». Золото, серебро, итальянский мрамор и даже бриллиант. 19-й по счету «Золотой орел» оказался птицей очень строгой. В каждой из 23-х номинаций велась серьезная борьба.

14 номинаций (замах на рекорд «Титаника») и в итоге семь наград – абсолютный рекордсмен по количеству статуэток в этом году блокбастер о восстании декабристов «Союз спасения». «Золотого орла» забрал звукорежиссер, художник-постановщик и оператор картины.

«Зимняя картина – это -30, ветер, холодно, много людей, работать надо быстро, они в тонких костюмах, это тяжело», – признался оператор Игорь Гринякин.

«Союз спасения» отметили за лучшие визуальные эффекты, за работу художника по костюмам и художника по гриму. Сыгравший генерал-губернатора СанктПетербурга графа Милорадовича Александр Домогаров унес домой «Орла» за лучшую мужскую роль второго плана.

«Для меня такие люди всегда загадка. Выйти одному против тысячи человек... И они практически повернули, если бы не выстрел и не удар штыка», – позднее рассказывал народный артист России.

«Когда ты радуешься за людей, с которыми ты вместе мерз, мок, жил рядом с ними, и вот здесь в красивом зале они оказываются рядом, и мы сделали что-то вместе такое прекрасное и доброе, это, конечно, стоящая вещь», – отметил продюсер картины «Союз спасения» Анатолий Максимов. – Уже завтра приступают к съемкам своего нового телепроекта «Время гнева», в основу которого лег «Союз спасения».

Главную награду – приз за лучший фильм – взяла лента Андрея Зайцева «Блокадный дневник» о самой страшной зиме в истории Ленинграда. Картина уже побеждала на московском кинофестивале. Отметили академики и актрису Ольгу Озоллапиня, сыгравшую в нем главную женскую роль. В своей трогательной речи она рассказала, что изначально провалила все пробы и утвердили ее лишь за месяц до начала съемок.

Победительницу в номинации «Лучшая женская роль на телевидении» Светлану Немоляеву зал приветствовал стоя. В уморительной комедии «Дипломат» она сыграла мать главного героя. Любопытно, что в этом сериале снялась вся звездная династия. Помимо Александра Лазарева, того самого любвеобильного дипломата, в кадре появляется и Полина Лазарева, которая теперь делит с бабушкой одну гримерку в театре им. Маяковского. Но, просматривая ленту, я с первой же серии сказала: самая убедительная Светлана Немоляева, настолько филигранно, точно она передает характер своей героини.

«Золотого орла» за лучшую режиссуру предполагаемо получил Андрей Кончаловский. За свой провокационный фильм «Дорогие товарищи», рассказывающий о событиях, происходивших в Ростовской области в 60-е годы. Тогда из-за низкой зарплаты на улицы вышли сотрудники крупного предприятия. Как их разогнали, и какие санкции потом применяли, стараясь скрыть масштаб происходящего? Не правда ли, актуально?

Самые выдающиеся актерские работы у мужчин, по мнению академиков, у Юрия Борисова в «Калашникове» и Максима Матвеева в многосерийном фильме «Триггер», который и стал лучшим телевизионным сериалом. Здесь вообще полностью разделяешь авторитетное мнение, поскольку история о необычном методе психоанализа, да еще с элементами детектива, заставляла каждый вечер приникать к экранам и потом обсуждать с коллегами и друзьями и ждать продолжения. Не может все закончиться двусмысленной развязкой.

«Золотого орла», кажется, совсем не ожидала получить Надежда Михалкова. Наградой отметили ее короткометражку про тайскую няню.

«Последнее, что я могла бы сделать с моей фамилией, это стать режиссером», – то ли пошутила, то ли нет Надя под одобрительный взгляд отца в зале. Династия точно продолжится.

Так же предполагаемо приз за вклад в индустрию достался Светлане Дружининой. «Мама гардемаринов» в свои годы находится в отличной творческой форме и до сих пор руководит съемочным процессом.

Хочется надеяться, что все отложенные премьеры все же дойдут до зрителя, и этот год подарит нам массу ярких киновпечатлений. Не может же карантин быть вечным.

Юлия КОНКИНА


48369