РАКИБ: ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ – К «ЦИФРЕ»

КРУГЛЫЙ СТОЛ

В конце декабря Альянс руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС) и Российская ассоциация криптоэкономики, искусственного интеллекта и блокчейна (РАКИБ) провели круглый стол «Цифровые возможности и региональные СМИ России».

В его работе участвовали исполнительный директор РАКИБа Александр Евгеньевич Бражников, исполнительный директор, председатель экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи России Софья Борисовна Дубинская, заместитель исполнительного директора АРС-ПРЕСС Милана Львовна Джиганшина и начальник департамента по связям с общественностью и СМИ АРС-ПРЕСС Наталья Владимирована Лымарь. А дистанционно – журналисты 26-ти ведущих региональных изданий.

Знакомьтесь – Российская ассоциация криптовалют и блокчейна (РАКИБ). Ассоциация родилась в конце 2018 г. Об основных направления её работы на встрече за «КС» рассказал исполнительный директор РАКИБа Александр Бражников. Хотя ассоциация молода, у неё 50 официальных представителей по России и 8 филиалов в разных странах. Сейчас планируются новые визиты в ряд европейских и азиатских стран, в том числе – бывшие союзные республики СССР.

Рассказ о направлениях деятельности РАКИБа г-н Бражников, как он сам представился журналистам: «Я в прошлом ваш коллега в погонах», начал с криптоэкономики. Наша страна проходила в своей истории периоды запрета целых секторов науки. Например, генетики, кибернетики. Последствия ощущаются до сих пор. Сейчас, по мнению Бражникова, точно в такой же ситуации оказалась и криптоэкономика. РАКИБ вышел на правительство. Ассоциацию все поддержали, кроме Центробанка.

Дополню г-на Бражникова. ЦБ отказал РАКИБу запустить проект «Национальный майнинговый пул» (НМП). И.о. директора департамента финансовых технологий ЦБ Дмитрий Дубынин заявил, что комитет по развитию финансового рынка признал проект нецелесообразным «в связи с высокими рисками отмывания доходов, полученных преступным путем, а также несоответствием сервиса формируемой государственной политике в сфере регулирования криптовалют».

Президент РАКИБ Юрий Припачкин отправил письмо главе ЦБ Эльвире Набиуллиной, указав, что отказ не мотивирован. Пилотирование проекта в регуляторной «песочнице» всесторонне исследовало схему, преимущества и риски проекта и могут быть реализованы в правовом поле РФ. «Однозначно показано, что проект не содержит технической возможности для участия неавторизованных и неидентифицированных в нем лиц, так же, как и возможности появления в нем «внешней», не полученной в рамках проекта криптовалюты», – говорится в письме. В РАКИБ утверждают: экономический эффект от реализации НМП превысит $2 млрд за первый год.

При этом государственных инвестиций или бюджетного финансирования не потребуется.

Под запретом теперь расчеты в криптовалюте. То есть счастливчикам, ощутившим на своем кошельке десятикратный рост биткоина за девять месяцев, стоит остановиться и подумать, прежде чем приобрести что-то на криптовалюту. Хотя никто покупать на биткоин ни автомобиль, ни недвижимость в России не станет – все будет работать по-другому, сказал радио «БизнесFM» Александр Бражников: «Человек, у которого есть крипта, просто в каком-то обменнике за границей обменяет эти деньги на доллары, евро и потом на свою карту их получит. Все, никаких проблем нет. Просто он потеряет комиссию, от 5% до 10%, и все. Но сделка будет проходить не в России, а в той юрисдикции, в которой разрешено. Просто мы с этим законом потеряли еще деньги, которые можем зарабатывать внутри страны за комиссию».

Противится инициативе РАКИБа и Минфин. В августе 2020 г. ведомство подготовило поправки в проекты трех федеральных законов, которые, по мнению специалистов РАКИБа, по сути, запрещают выпуск и обращение цифровой валюты в России. «При этом непонятно, на что запрет распространяется: на цифровую валюту, созданную в российской информационной системе, или на любую криптовалюту в принципе. С учетом предлагаемой уголовной и административной ответственности за незаконный оборот цифровой валюты, представляется, что запреты должны формулироваться более четко», – говорится в письме РАКИБа Минфину.

Кстати, часть поправок была предназначена к закону о цифровых финансовых активах (ЦФА), принятому Госдумой РФ в том же августе. Валерий Петров, вицепрезидент РАКИБ, в интервью порталу Finversia.ru оценил сам закон хотя и несовершенным, однако нужным, поскольку он послужит мостом между традиционным законодательством и тем, которое будет регулировать использование ЦФА в финансовой отрасли в будущем. Также документ, по словам Петрова, «вводит базовые определения, продолжая ту логику законодателя в Гражданском кодексе, но только в части ЦФА. Это определение самих ЦФА, цифровой валюты, порядка учёта и обращения, информационных систем, в которых выпускаются ЦФА. Вводится понятие распределённого реестра и ряд других важных понятий… Все его положения жёстко корреспондируют с законами, которыми мы руководствуемся достаточно давно…» Но пока закон «лишь создает рамочные условия для развития бизнеса в области цифровых финансовых активов», и без дополнительных законодательных актов его практическую применимость и эффективность оценить сложно.

Я еще вернусь к дискуссии вокруг криптовалюты, а пока расскажу о других проектах РАКИБа, о которых узнали участники «КС». Одно из них – образование в области криптоэкономики. Однако преподавателей в вузах, понимающих все тонкости, нет. По словам Бражникова, вузы просят на эти цели дополнительные деньги, набирают персонал, но, как правило, этих людей самих нужно учить криптоэкономике. И когда интересуешься, куда потрачены деньги, администраторы часто разводят руками. Между тем курс для студентов и слушателей стоит десятки, а то и сотни тысяч рублей. «Люди на какие-то сайты переводили большие деньги, а в ответ ничего не получали, – говорит Бражников.

– Теперь бегают по юристам, а те сами не знают, как помочь, потому что ни договоров нет, ни других документов. Мы предлагаем: не делайте глупостей, идите к нашим специалистам, они расскажут». Кроме того, РАКИБ сотрудничает с ведущими вузами Москвы, где квалификация преподавателей по части криптоэкономики не вызывает сомнений.

Часть направлений РАКИБа вписывается в технологию так называемого блокчейна. Если попросту – это новейшая технология, интерес к которой вырос вместе с популярностью криптовалют.

Блокчейн уже пробуют использовать не только в мире финансов, но и для хранения, обработки персональных данных и идентификации, в маркетинге и компьютерных играх. В дословном переводе блокчейн – непрерывная цепочка блоков. В ней записаны все сделки. В отличие от обычных баз данных, изменить или удалить эти записи нельзя, можно только добавить новые. Блокчейн еще называют технологией распределенных реестров, потому что всю цепочку сделок и список владельцев хранят на своих компьютерах множество независимых пользователей. Даже если один или несколько компьютеров дадут сбой, информация не пропадет.

Бражников рассказал, как в рамках блокчейна действует, например, направление РАКИБтуризм. «Мы, – говорил Александр Евгеньевич, – провели в Брянске среди студентов конкурс: они создавали электронноцифровую карту для жителей и гостей. Можно всю информацию туда заложить по региону, маршрутам, объектам. Это еще и защита от фишинговых сайтов, где много неточностей и просто лжи. Мы делаем так, чтобы люди попадали именно на проверенные аккаунты, а не в руки мошенников».

По этому направлению РАКИБ взаимодействует с Институтом народного хозяйства им. Плеханова, известными университетами и научно-исследовательскими институтами. В период пандемии по мере возможностей в РАКИБе обучили более ста человек в рамках этого направления.

Еще одно направление РАКИБ – JOYs. Это платежная система, функционирующая в рамках законодательства РФ. Она включает гостиницы, магазины и т.д. Взаимодействует с представительствами РАКИБа, которые оказывают помощь, объясняют, как работает система. Можно использовать криптовалюту.

РАКИБ-сервис содержит надежные маршрутные карты, которые гарантируют обычным людям безопасность в повседневных делах. Например, отдали в ремонт новый компьютер, а мошенники детали заменили старыми. Компьютер месяц поработал – и опять не действует. Не к тем мастерам попал. Маршрутные карты и в подобных случаях не подведут. РАКИБ делает камеры наблюдения в 50 раз дешевле, чем продают в магазинах. Они фиксируют преступников, замеряют температуру, защищают персональные данные и прочее. Безопасность сейчас важна.

РАКИБ-регионы: развитие сети представительств РАКИБ для продвижения идеологии цифрового будущего. Здесь и проблемы безопасности, а сегодня – борьба с коронавирусом. Мы предлагаем оборудование в десятки раз дешевле, чем можно купить по другим каналам. Оно и температуру меряет, и злоумышленников камеры фиксирует, защищает персональные данные и пр.

РАКИБ-облако предлагает решения в сфере облачных технологий. Эта технология пока редко используется, поскольку мало кто понимает смысл. В РАКИБе создали специальную компанию, где объясняют, как и что делать, чтобы сэкономить время и деньги. РАКИБ-финанс предлагает решения в сфере финансовых институтов INVCOIN 24.

Специалисты рассказывают о законных способах ведения финансовых активов, о том же майнинге. Еще – как сделать, чтобы деньги, полученные за криптовалюту, приходили в банки, как перечислять налог и платить за электроэнергию. Майнинг отдельных людей отследить нелегко, и когда ты легализуешь крипту – могут подумать, что она получена от торговли наркотиками или других незаконных операций. А если купил оборудование, электроэнергию – можешь законно и спокойно легализовать честно заработанные средства.

JOYS – Международный платежный сервис зарабатывает на расчетах за товары и услуги в национальных и криптовалютах, на их конвертации, на создании альтернативных валютных систем и сервисов любого масштаба: от внутрикорпоративных до международных.

Из JOYS родился распределенный маркетплейс «УРА» – платформа для продажи товаров и услуг непосредственно от производителя. Его цель – поддержать отечественного производителя, помочь самому выходить на новые сбытовые площадки, минуя ритейл, сделать отечественный продукт конкурентным зарубежным аналогам, популяризировать и стимулировать развитие народно-прикладного искусства и промыслов. Многие талантливые люди не знают и не умеют продавать свои изделия. А те же китайцы матрешек рады купить, но не знают, у кого. А матрешек на Арбате продают перекупщики в сотни раз дороже, чем предлагает автор. У РАКИБа современные финансовые технологии, которые ускоряют и делают безопасными взаиморасчеты. Потребителю в результате товары обходятся чуть не вдвое дешевле, и производитель не внакладе. «Я приехал в Адыгею, – вспоминает Бражников, – где мы опробовали этот маркетплейс, и удивился: в России все есть, только продавать мы не умеем. Поскольку малый бизнес у нас не в очень хорошем состоянии, мы с помощью маркетплейса и хотим поддержать производителей. Чтобы они не на мошенников попадали, а на нормальных партнеров. Ящик гранатов я купил в Адыгее за 1 тысячу рублей, там 10 кг, а в Москве где вы такие цены найдете? Например, картошку в магазинах продают за 40-60 рублей, а у производителя можно купить и за 16. Сети демпингуют: сбивают у производителей цены, а продают много дороже. Зарабатывают не производители, а посредники».

Из маркетплейса вышел и проект РАКИБ – сельское хозяйство. Пригласили соответствующих специалистов и создали пул производителей, продавцов и доставку. Пока РАКИБ работает в Московской области, но постепенно расширяет охват других регионов. На ассоциацию вышли даже китайские фермеры. Они продавали ресторанам, но не всегда с выгодой для себя, а с помощью платформы их работа может быть рентабельнее.

Важная тема, которую РАКИБ энергично двигает, – подготовка к Московскому международному экономическому инновационному цифровому конгрессу в мае следующего года с участием правительства. Тематика обширна.

– Мы предлагаем, – рассказал Бражников, – к примеру, оцифровать нацпроекты, инициированные президентом. Будет представлено более 100 ученых из 35 стран разных специальностей, включая политологов. Сейчас ведем переговоры с потенциальными участниками конгресса. Для этого в РАКИБ создали центр научной дипломатии. Пригласим и наших чиновников. Многие из них не понимают суть и значение цифровизации, хотя цифра уже действует чуть ли не во всех сферах. На цифровизацию выделяют деньги, и немалые.

Но когда спрашиваешь в регионах, на что вы их тратите и какой эффект – ответы нередко удивляют. Деньги часто утекают сквозь пальцы. Тут важно, чтобы государство не мешало, помогало, а регионы общались, делясь опытом. В феврале и марте проведем в разных городах страны как бы подготовительные конференции по отдельным темам.

Наталья Лымарь своё выступление посвятила злобе дня. Нет, наверное, региона, где бы ни давали о себе знать экологические проблемы. В состав РАКИБа входят и научные организации, обладающие уникальными технологиями, с помощью которых с этими проблемами можно бороться. Например, создан биопрепарат из полисахаридов, аминокислот, который позволяет перерабатывать отходы животноводства. Через месяц их можно использовать для отсыпки дорог, засыпать карьеры, при дополнительной обработке – в сельском хозяйстве. Научный центр «Гранит» разработал метод электромагнитного подавления коронавируса. Налажено производство нового антивирусного средства на водной основе – волавела. Распыленное на руки, оно образует невидимую пленку, своего рода наноперчатки, которые сутки будут защищать от самых опасных вирусов: полиомиелита, ВИЧ, различных видов гриппа и в том числе от главной угрозы – COVID-19. Предложил использовать резонансные частоты в борьбе с короной. Препарат сертифицирован, подтвержден НИИ вирусологии, в том числе им. Гамалеи. «Предлагаю коллегам в регионах последить, как будут действовать эти технологии, – сказала Лымарь, – а я готова, если будут вопросы, связать вас с разработчиками».

В заключение Александр Бражников выразил надежду, что сотрудничество РАКИБа с региональными СМИ будет плодотворным и интересным для журналистов.

Игорь ОГНЕВ


48266