НА ВЕЧЕРНИХ ТРОТУАРАХ РИГИ

КУМИРЫ

По одному из самых красивых европейских городов – Риге – непременно пешком ходит маэстро. Люди уже настолько привыкли, что не удивляются – подходят, здороваются, спрашивают о жизни, новых произведениях, берут автографы. А он при всей своей внешней суровости никому не отказывает. Это его территория, и как бы счастливо не складывалась судьба на других просторах, он всегда возвращается сюда, на берега прекрасной Даугавы и Балтийского моря.

Его прибалтийская сдержанность, пунктуальность и привычка все доводить до совершенства давно стали нарицательными. Именно такими мы и представляли жителей когда-то советской, но такой западной Прибалтики. А его музыка сумела достучаться до сердец людей самых разных национальностей и стать неотъемлемой частью нашей культуры. Он зажигал юных звезд и давал новый виток славы уже состоявшимся. 12 января исполнилось 85 лет композитору Раймонду Паулсу.

Он родился в бедной латышской семье и всего в жизни добился сам. Однажды его забраковали в музыкальной школе, а Раймонд с блеском окончил Рижскую консерваторию. Он с успехом играл и в рижских ночных клубах (а там они существовали задолго до того, как стали привычными в российских городах), и выступал с серьезными произведениями на местном радио. Свои песни изначально писал на родном языке, но вскоре понял: если хочешь всесоюзного признания, нужно искать русскоязычных поэтов. Эту же мысль потом внушал Лайме Вайкуле, которая выступала в варьете и пела по-английски. Первый хит Паулса «Листья желтые» – вольный перевод уже известной песни. Но простенький текст ничуть не испортил потрясающей мелодии и вскоре зазвучал из каждого окна.

В 80-е годы началось его сотрудничество с поэтом Ильей Резником и Аллой Пугачевой. Есть мнение, что именно Паулс написал для примадонны лучшие песни. А их совместные появления на новогодних огоньках породили массу слухов. И хотя в то время не было желтой прессы, о взаимоотношениях певицы и маэстро не говорил только ленивый. К тому же единственная жена Паулса, Лана, всегда оставалась за кадром.

«Миллион алых роз», «Без меня тебе, любимый мой» и, конечно, «Маэстро» до сих пор у всех на слуху. А композиция на стихи Андрея Вознесенского, которую сначала Алла Борисовна не хотела брать в репертуар, получила настоящее международное признание. Теперь эту мелодию едва ли не своей считают в Японии и Южной Корее.

Отдельным этапом его творчества можно считать работу в кино. Помню, как мы заворожено смотрели картину «Театр» о той, непохожей жизни, и так легко верили латышским актерам, изображавшим английскую театральную богему. И хотя уже все знали Вию Артмане, именно роль актрисы Джулии Ламберт стала лучшей в ее карьере. И этот же фильм зажег звезду Ивара Калныньша, в него тут же влюбились все женщины Советского Союза. И все это великолепие невозможно представить без проникновенной музыки Паулса. Она точно оттеняла каждый характер и моментально переносила нас в этот иллюзорный мир.

Наверно, одной из лучших латышских картин остается «Долгая дорога в дюнах». Телевизионный проект заставлял нас приникать к экранам несколько вечеров задолго до появления латиноамериканских и прочих сериалов. А история, разворачивающаяся в ленте, была не менее закрученной, чем в любом голливудском фильме. Главную роль сыграла актриса Лилита Озолиня, а озвучила ее Валентина Талызина, о чем долгое время никто не знал. Потом народная артистка России едко говорила, что она создавала образы, а премии получали другие. Здесь же прозвучала и удивительная колыбельная, которую многие считали народной, а она принадлежала перу Раймонда Паулса. Как, собственно, и вся остальная музыка, зажившая отдельной жизнью. Ее с удовольствием записывали большие оркестры, а с ними работать талантливому композитору было не привыкать. Сколько подобных записей он сделал на Латвийском радио!

Казалось, все, к чему он прикладывает свою руку и огромный талант, становятся шедеврами. Настоящим событием стала песня «Я рисую» в исполнении эстонского артиста Яака Йолы. Она не только вознесла его на эстрадный олимп, но и вошла в репертуар молодых исполнителей. А «Танец на барабане», принесший международный успех Николаю Гнатюку, актуален и по сей день. В одном из концертов композицию исполнила София Ротару, подарив необычные интерпретации известному произведению. Да и теперь не один творческий вечер маэстро не обходится без нее.

Вскоре Раймонд Паулс вывел на сцену Лайму Вайкуле с песней «Еще не вечер». А потом специально для нее написал совместный дуэт с Валерием Леонтьевым «Вернисаж». И опять породил всевозможные слухи. Элегантная, нездешняя Лайма отличалась от всех на эстраде и мгновенно заняла свою нишу. А еще он создал детский ансамбль «Кукушечка», и песня «Золотая свадьба» стала неотъемлемым атрибутом юбилеев по этому поводу.

Раймонд Паулс придумал конкурс молодых исполнителей «Юрмала», давший дорогу множеству популярных певцов, в их числе Александр Малинин и Азиза. А после распада СССР сумел его возродить, однако по политическим причинам от хорошей идеи отказались. В свое время он был министром культуры Латвии и даже баллотировался в президенты. Но врожденная порядочность не позволила ему впутываться в эту грязь. И жена Лана его полностью поддержала.

Он по-прежнему играет на рояле, не признавая компьютерную музыку. А в своем доме на берегу Балтийского моря все делает сам. И больше всего на свете не любит бездельничать.

К юбилею маэстро о нем сняли документальный фильм, разумеется, в его любимой Риге. И я вслед за Раймондом Паулсом прогуливалась по улицам и моего любимого города, мечтая еще раз когда-нибудь туда приехать. Непременно побывать в Рижской консерватории, где по-прежнему звучит музыка маэстро.

НА СНИМКЕ: Раймонд Паулс. /фото из открытых источников/

Юлия КОНКИНА


48256