НА ПРОКЛАДКАХ ДАЛЕКО НЕ УЕДЕШЬ

ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ

Продолжение темы. Начало в № 1.

Конкурс есть конкурс. Какого бы вида деятельности он ни касался, в любом есть победители и побеждённые. Проиграл – пеняй на себя. Значит, ты в чёмто уступаешь другим, есть более достойные. Но не для всех случаев такая логика применима. Есть конкурсы – и есть конкурсы на право осуществления пассажирских автоперевозок. Где действует логика довольно нестандартная, если не сказать странная. По крайней мере, это касается Тюмени и Тюменской области. Оказывается, есть совершенно экзотические способы побеждать, демонстрировать своё достоинство. Один из них – отказ от бюджетного финансирования, бюджетной поддержки со стороны государства.

И в самом деле, на прошедшем в декабре 2020 года конкурсе «автобусников» происходило очевидное-невероятное: конкурсанты один за одним, наступая на горло собственной песне, вопреки своим кровным интересам, старались доказать, что в дотациях со стороны государства особо не нуждаются. Мало того, зафиксированы случаи, когда некоторые перевозчики добровольно соглашались на субсидию от государства в размере… одной копейки! Об этом «аттракционе невиданной щедрости» мы рассказали в публикации «На прокладках далеко не уедешь» (см. «ТП» за 14.01.2021). Речь шла о прокладках особого рода. Такое прозвище заслужили посредники между заказчиками перевозок и реальными перевозчиками. Сами «прокладки» никакой конкретной транспортной работой не занимаются, поскольку у них ничего для этого нет – ни автобусов, ни производственной базы, ни водителей… Ничего нет, да и не нужно, у них есть нечто более существенное – право перевозить пассажиров, завоёванное путём участия в конкурсах. Зачем трудиться самим, когда «под рукой» почти дармовая рабсила – проигравшие соперники? Их и нанимают. На условиях победителя, то есть условиях кабальных.

Напомним: на просьбу редакции прокомментировать столь странную ситуацию перевозчики откликнулись, но на условиях полной анонимности. Нарисованная ими картина оказалась довольно безрадостной. А вот насколько она полная? Сегодня мы продолжаем разговор на тему «прокладок» и конкурсов, превращённых в аукционы, с директором некоммерческой организации «Союз автотранспортников Тюменской области» Николаем Мингалёвым и председателем территориального обкома профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Нугуманом Залялятиновым.

Наша беседа началась с такого вопроса:

– Перевозчики возмущены: когда вступили в действие федеральные законы № 220 и № 44, в которых были сформулированы новые правила организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом, и на место прежних конкурсов пришли аукционы, их положение ухудшилось. К самим законам претензий как бы нет. Значит, всё дело в том, как их толковать и применять?

Н. Мингалёв:

– Вы недалеки от истины. Вот наглядная иллюстрация. В прошедшем году состоялся не первый конкурс по регулярным перевозкам пассажиров и багажа с применением этих законов. Предыдущие конкурсы (декабрь 2017-го – весна 2018 года) прошли в непростой ситуации. Не обошлось и без ошибок. Было больше 60 жалоб на их проведение в различные инстанции, в том числе в адрес Тюменского УФАС, областной прокуратуры. Основной причиной жалоб стало то, что критерии оценки перевозчиков при проведении конкурсов не были утверждены законодательными либо нормативноправовыми актами Тюменской области, что не могло не привести к некоторой неразберихе на местах, когда государственные и муниципальные заказчики могли при проведении торгов действовать, скажем так, по своему усмотрению.

– К 2020 году с законодательной базой разобрались?

– Да, порядок проведения открытых конкурсов и критерии оценки перевозчиков были утверждены постановлением Правительства Тюменской области № 86-п от 29 марта 2019 года, и даже по предложению Союза автотранспортников прошли экспертизу нормативно-правовых актов, проводимую правовым управлением Правительства Тюменской области. Однако, даже несмотря на проведенную экспертизу, не всё в порядке проведения конкурсов устраивает перевозчиков и Союз автотранспортников.

– Что именно не устраивает?

– В соответствии с законом Тюменской области № 135 от 08.12.2015 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», а также определением Верховного суда Российской Федерации от 05.08.2019 года № 304-ЭС19–12302, муниципальные образования при оценке заявок перевозчиков на участие в конкурсах имеют право самостоятельно определять, каким должен быть баланс критериев, по которым необходимо участников сравнивать. Имеются в виду стоимостные либо нестоимостные критерии.

– И каким же должен быть этот баланс?

– Мы ратуем за то, чтобы при проведении открытых конкурсов заказчик не включал в качестве основного критерия оценки перевозчиков начальную (максимальную) цену контракта, а исходил из сугубо нестоимостных критериев оценки. Нестоимостные критерии – это квалификация участников торгов, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыт работы, связанный с регулярной перевозкой пассажиров, деловая репутация и т. д. В начальной цене контракта, на наш взгляд, всё должно быть учтено, попросту говоря, все затраты перевозчика на проведение транспортной работы. Приказ Министерства транспорта России № 158 «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» от 30 мая 2019 года позволяет все это планировать. Это в первую очередь заработная плата трудовому коллективу в соответствии с Федеральным или Региональным отраслевым соглашением, действующим в субъекте Российской Федерации, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, расходы на топливо и замену резины, затраты по обеспечению подвижного состава тахографами, камерами видеонаблюдения, на обновление автобусного парка…

Отсюда следует, что проведение конкурса с наличием стоимостного критерия оценки в принципе неправильно и не приемлемо. Это прямой путь к ущемлению интересов перевозчиков и пассажиров. Когда в целях обеспечения победы в конкурсе перевозчики вынужденно снижают цену контракта, то в итоге оказываются, образно говоря, перед разбитым корытом: средств не хватает ни на что. Какое полноценное техническое обслуживание и ремонт? Какая достойная заработная плата трудовому коллективу? Какое обновление подвижного состава? Хватило бы на топливо…

Мы поднимаем эту тему на всех уровнях. В администрации области по социальнотрудовым отношениям, в Главном управлении строительства Тюменской области, курирующем транспортную отрасль, обращениями в адрес руководителей области.

– Если я правильно понимаю, цена контракта – это та самая субсидия, которую государство в лице того или иного муниципалитета обязано предоставлять перевозчику за то, что он перевозит пассажиров по регулируемым тарифам?

– Совершенно верно.

– Нугуман Шамгунович, а что думает по этому поводу отраслевой профсоюз?

Н. Залялятинов:

– Я полностью солидарен с Николаем Прохоровичем. Мнение профсоюза: при определении победителя конкурса стоимостных критериев не должно быть. Вообще. Конечно, нас волнует в первую очередь зарплата работников. Она уже «сидит» в цене контракта. И нельзя её снижать, ни в коем случае.

Особенно в отрасли автомобильного транспорта. Эта отрасль социально значимая, и работники, которые осуществляют перевозки людей, должны получать нормальную, достойную заработную плату. И вот мы сталкиваемся с многочисленными фактами, когда конкуренты стараются победить путём понижения цены контракта. Даже полностью отказываются от субсидии! Как вы думаете, какую зарплату будет получать работник у такого победителя? Однозначно – серую. Со всеми вытекающими последствиями. Государство недополучает налоги, работник лишается в перспективе возможности получать нормальную пенсию и т. д.

Нугуман Залялятинов высказал свою крайнюю озабоченность тем, что во время проведения конкурсов в гонки на понижение невольно втягиваются добросовестные перевозчики, которые платят белую зарплату и не хотели бы в этом плане ничего менять. Гонки на понижение превращаются для них в гонки на выживание. К примеру, по результатам только что завершившегося конкурса Ишимское ПАТП торги выиграло. Но – ценой большого снижения, фактически отказа от значительной части субсидии, которую государство в лице муниципалитета готово было предприятию платить. С ПАТП заключён контракт и оно может последующие три года спокойно возить пассажиров. Но спокойно ли? Предприятие и раньше особо не шиковало. Сейчас возможностей шиковать станет ещё меньше, когда субсидия урезана, а цены на горючее, запчасти, резину и т. д. растут и будут продолжать расти.

Профсоюзный лидер привёл ещё один подобный пример. Пример того, как серые перевозчики приходят со стороны и, по его выражению, «всё портят». Конкурс в городе Пыть-Ях. На него заявляются две сторонние фирмы (одна из Тюмени) и начинают вести игру на понижение. Муниципальное автотранспортное предприятие поневоле в этой игре участвует. Опускается в цене ниже 50 процентов, понимая, что если отдаст контракт, то вообще без ничего останется. Поэтому идёт до конца. И действительно, в таких случаях выбор у честных перевозчиков невелик: или подчиняться общим негласным правилам, или… вылетать из колеи. Со значительным снижением муниципальное предприятие выиграло. И теперь с трудом сводит концы с концами.

В ситуации разбирались следственный комитет и прокуратура. Которые выявили, что эти фирмы-пришельцы были в сговоре, сознательно играли на понижение, специально опускали муниципальное автопредприятие «ниже плинтуса». Но самое печальное в том, что на этом всё остановилось. Фирмы, испортившие жизнь муниципальному автопредприятию Пыть-Яха, не были удалены с рынка. Одна из них, та, что из Тюмени, снова участвовала в конкурсе на право обслуживать пассажиров…

Мои собеседники согласились: пассажирские автопредприятия из Ишима и Пыть-Яха ещё сравнительно легко отделались.

Н. Мингалёв:

– Проблема оказалась куда как серьёзной. По итогам прошедших в 2020 году конкурсов по регулярным перевозкам пассажиров из числа перевозчиков, заключивших контракты с муниципальными заказчиками, «выпали» как перевозчики пассажирские автопредприятия Казанского, Викуловского, Аромашевского, Уватского районов.

Многие годы ПАТП сельских районов чувствовали себя достаточно уверенно. У них было всё для нормальной работы: производственная база, штат опытных специалистов, подвижной состав… В те времена никому со стороны и в голову не приходило заявиться на конкурс с намерением сокрушить бизнес местного муниципального перевозчика. Но наступила эпоха аукционов и ситуация резко изменилась. Появились конкуренты особого рода, с их тактикой игры на понижение. И позиции районных автопредприятий, прежде непоколебимые, дрогнули. Уже есть, как видим, немало примеров, когда районные АТП в Тюменской области в неравной борьбе с недобросовестными конкурентами рухнули…

Мы возвращаемся к главной мысли, высказанной моими собеседниками: необходимо исправить нелепую ситуацию, когда при определении победителя конкурса основным критерием становится критерий стоимостной. Но вот вопрос: как выбить почву из-под ног любителей нечестной конкуренции, лишить их возможности «валить» перевозчиков добросовестных?

Н. Залялятинов:

– Мы поднимаем эту тему в течение двух лет. Обращались в том числе в Правительство Российской Федерации. Но нам отказывают.

– Какие приводятся аргументы?

– Министерство финансов, например, ссылается на 44-й ФЗ, там обосновывается необходимость аукционов, о том, что аукционы должны обеспечивать здоровую конкуренцию… Беда в том, что плохо прислушиваются к нашим аргументам. Как конкуренция может быть здоровой, когда один участник торгов не платит налоги, а другой платит? Приводится и такой аргумент: 44-й закон хороший, всё обеспечивает. А то, что бывают подрядчики плохие – так есть заказчик, который может с такими подрядчиками расторгать контракт и прочее. На деле никакой заказчик на расторжение контракта вряд ли пойдёт. И не идёт. Хлопотно, сложно. Нужно новые торги объявлять. Процесс не очень быстрый. Кто во время этой процедуры людей возить будет? С другой стороны, заказчики и не заинтересованы в том, чтобы расторгать заключённые контракты. Перевозчики как-то справляются со своей работой? Справляются. Вот и ладно.

Знает и подрядчик, что контракт с ним расторгать не будут. Получается заколдованный круг: с тем, кто прорвался нечестно, выиграл торги, а исполняет обязанности перевозчика плохо, да ещё и с многочисленными нарушениями, ничего поделать нельзя. Значит, он и в дальнейшем будет вести себя в том же духе.

– Вот к чему приводит безнаказанность.

– Конечно. А ещё бесконтрольность. Между тем, – продолжает Нугуман Залялятинов, – проверить «качество» того или иного перевозчика достаточно просто. Не обязательно через суд. Загляните в зарплатные ведомости – и всё станет ясно. Мы постоянно напоминаем об этом заказчикам. Отвечают: это не наша функция. Так вот и получается по принципу: из пустого в порожнее. Но мы не собираемся отступать, будем и дальше защищать интересы и права работников автотранспортной отрасли.

Решительно настроен и Николай Мингалёв:

– У Тюменского Союза автотранспортников есть своя точка зрения, какими должны быть конкурсы на право осуществления пассажирских автоперевозок. И в первую очередь, конечно, мы будем продолжать добиваться того, чтобы открытые конкурсы проходили без учёта начальной (максимальной) цены контракта в качестве основного критерия оценки перевозчиков. Необходимо убрать из условий конкурсов стоимостной критерий, государственная субсидия не может быть предметом торгов. Разумеется, и размер самой субсидии должен быть объективным, учитывать все затраты перевозчика.

НА СНИМКАХ: Н. Мингалёв, Н. Залялятинов.

Влад ГРАННИК /фото автора/


48263