ДОМ АНГЛИЙСКИХ ПОДДАННЫХ

ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ

Каменный особняк на улице Челюскинцев, 23 появился во 2-й половине XIX века. Сначала принадлежал купцу Андрею Яковлевичу Максимову, построившему его, затем тут поселилась известная в Тюмени семья предпринимателей Вардропперов.

СТРОИТЕЛИ ПАРОХОДОВ

Роберт Вардроппер, шотландец по происхождению, в 1868 году прибыл в Россию. Он строил планы заняться своим делом, имея на то сноровку и средства. Прибыл не один, вместе с большой семьей. Выбор его пал на Тюмень, где началось развиваться судоходство, где купечество имело немалые капиталы. Роберт с сыновьями Эдуардом и Яковом (Джеймсом) основал в Тобольской губернии в деревне Жиряково судоверфь с литейным цехом и кузницей. Их верфь стала третьим судостроительным предприятием Сибири. Их предшественники были: англичане Гакс и Гуллет, русские купцы Игнатов с Колчиным. Благодаря усилиям всех названных судостроителей вёсельный и парусный флот в Тюмени заменили пароходы. А сама Тюмень превратилась в центр судостроения за Уралом.

В 1871 году на Тюменской публичной выставке промышленники Вардропперы представили пожарные машины, паровую водокачку для пароходов, а также медные краны, сигнальные свистки и другие изделия, за что получили Большую серебряную медаль.

В 1888 году братья Вардропперы основали в городе новый завод по строительству судовых корпусов.

В деревне Жиряково соорудили лесопилку, позднее – мукомольную вальцовую мельницу. Вели торговлю лесом. Ответственность за благополучие «Товарищества Бр. Вардроппер» лежала на старшем брате Эдуарде. На его предприятиях трудилось более ста человек.

Вардропперы обладали солидным капиталом, владели буксирами «Юг», «Восток», «Запад», несколькими баржами, усадьбами, в которых проживало разросшееся семейство. Тюмень стала для них родной, здесь они «бросили якорь».

ОСТРОВ НА КАРТЕ АРКТИКИ

В 1885 году Эдуард Вардроппер принимал у себя дома американского журналиста и путешественника Джорджа Кеннана, обследовавшего сибирские каторжные тюрьмы. В своей книге «Сибирь и ссылка» он писал «От Словцова мы узнали адрес Джекоба Р. Уордроппера, шотландца, который уже более 20 лет вел дела в Сибири, и, будучи уверены, что Уордроппер будет рад гостям с Запада, мы решили отравиться к нему, отбросив все условности. Мы были приняты всем его семейством самым сердечным образом, и их дом сделался нашим на все то время, что мы оставались в городе».

«В 1893 году Эдуард Вардроппер будучи в Санкт-Петербурге, внял просьбе норвежского исследователя Арктики Ф. Нансена, готовившего плавание на судне «Фрам», и поставил экспедиции ездовых собак. В благодарность за услугу Нансен назвал один из открытых им островов именем Вардроппера. Так и появился на карте Арктики объект, носящий имя тюменского предпринимателя Вардроппера.

Спустя некоторое время, в сентябре 1897 года, Э.Р. Вардроппер сопровождал адмирала С.О. Макарова в плавании от берегов Норвегии к устью Енисея на пароходе «Иоанн Кронштадтский», принадлежавшем сибирской золотокомпании. На корабле Вардроппер в течение всего рейса создавал адмиралу необходимые условия и удобства для проведения гидрометрических исследований. Вместе с Макаровым они проследовали в Енисейск. Через несколько дней Э. Вардроппер встречал адмирала в Тюмени на пристани, где пришвартовался пароход «Тобольск».

Несомненно, знакомство со столь влиятельными людьми способствовало рекламе фирмы и ее продукции, а самому Вардропперу – укреплению его общественного положения», – отмечает профессор и краевед В.Е. Копылов.

Любопытный штрих к портрету Эдуарда Робертовича дает газета «Сибирский листок» за 1892 год: «В Тюмени у Э.Р. Вардроппера имеется очень богатая нумизматическая коллекция. Недавно нам пришлось видеть там римские, древнееврейские, финикийские и ассирийские монеты». Выходит, был коллекционером, интересовался историей…

В конце 1890-х–начале 1900-х годов кризис сибирского пароходства ударил по финансовому благополучию: упали заказы на баржи. Вардроппер вынужден был продать мельницу, затем верфь, лесопилку. В 1909 году Эдуарда не стало…

СУДЬБЫ КОЛЕСО

В 1878 году Яков (Джеймс) Робертович Вардроппер – владелец чугунолитейного завода был объявлен несостоятельным должником. Пришлось расстаться с заводом. Его жена Агнесса Васильевна продолжала вести дела. К слову, ее имя носило моторное судно «Агнесса», и все суда после смерти супруга принадлежали ей.

В сентябре 1917 года в «Сибирской торговой газете» тюменцы прочли: «Тюменский городской общественный банк объявляет, что в кассе банка находятся готовые для выдачи, кому следует, наличные деньги в сумме 58,800 руб., оставшиеся от продажи недвижимого имущества умершей Агнессы Вильгельмовны Вардроппер».

Их сын Яков Яковлевич Вардроппер выучился на агронома в Рижском институте. В 1903 году публиковал свои статьи в «Ежегоднике Тобольского губернского музея». Участвовал в экспедициях на Тобольский Север. Получил известность как ученыйагроном. Попробовал себя в коммерции рыбой. А потом случилась Октябрьская революция. В 1919 году после конфискации нажитого Яков Вардроппер через Владивосток выехал на историческую родину – в Лондон.

Дочь Энн, она же Анна Яковлевна Вардроппер, была замужем за русским купцом, потомственным почётным гражданином Тюмени Алексеем Фёдоровичем Памфиловым. Он владел молочной, сыроваренной, маслобойной фермой на Черной речке (вблизи Тюмени). Предприятие оснастил электричеством, и даже провел телефон, что стоило больших денег. В 1898 году в «Сибирской Торговой газете» появилось объявление, что тюменские воры не брезгует ничем: сняли провода с 24 столбов…

Памфиловская продукция была отменного качества. Масло поступало в Лондон и Баварию, а сыр «Бакштейн» не уступал по качеству своему европейскому родственнику. В чем же тут секрет? Оборудование для производства швейцарского и лимбургского сыра расторопная Анна Памфилова закупила у своих шотландских родственников. А тюменские мастера трудились честно, исправно.

В 1906 году г-н Памфилов выбирался гласным Тюменской городской Думы. Состоял в попечительском совете городского училища. В 1909 году Анна Яковлевна схоронила супруга. Она успешно продолжила его дело. В Тюмени ей принадлежал магазин молочных продуктов. Жертвовала деньги на нужды женской гимназии и сиропитательного заведения. В 1911 году Анна второй раз связала себя узами с Федором Крузе, ялуторовским мещанином.

В 1920-м закончился ее земной путь.

Другие представители семейства Вардропперов тоже оставили свой след в тюменской истории. Были они британскими подданными, душой – сибиряками.

НЫНЕШНЕЕ

В январе-марте 1942 года в их доме на Челюскинцев (Иркутской улица называлась с 1858-го по 1934 год) была сформирована 175-я стрелковая дивизия. Эта дивизия погибла на ЮгоЗападном фронте, под Харьковом в мае-июне 1942-го.

Многим тюменцам запомнился плакат, украшающий фасад старинного дома. На нем изображен солдат, патриотическая надпись гласит: «Святое дело – Родине служить!» Здесь долгое время находился призывной пункт военного комиссариата Калининского и Центрального административных округов. Теперь здание сменило собственника.

Дом в два этажа, с подвалом, сложен из кирпича добротно, надежно, по-купечески. Приятны его фасады, строгие окна смотрят на улицу. Жизнь идет, оставляет нам в наследство минувшее.

Дом Вардропперов в 1990 году признан памятником архитектуры. Он достойно представляет зодчество и обитателей тех времен...

НА СНИМКАХ: дом на улице Челюскинцев, 23; портрет Э. Вардроппера.

Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/


48191