ТРАССЫ РЕГИОНА
Телевизоры всего мира многократно повторяли кадры сюжета: президент – тогда еще кандидат – Джо Байден, сломавший при баловстве с собственной собакой ногу, ковыляет по асфальту. Ну, конечность американская медицина, скорее всего, вылечит. Автор обратил внимание на то, что под ногами: сплошняком окурки, обрывки бумаги, иной мусор. Подобное в Тюмени наблюдалось примерно три десятка лет назад.
Конечно, Вашингтон поменьше Тюмени: в столице США проживает 706 тысяч граждан, в областной столице – 840000. Но ведь в Вашингтоне базируются 170 посольств различных государств. Мой приятель, недавно вернувшийся из столицы Франции, лапидарно выразился: «Тюмень на порядок чище Парижа».
Вот на этом фоне беседуем с заместителем генерального директора АО «ТОДЭП» А. ПАВЛОВЫМ.
– Нынче Тюмень заняла первое место по качеству дорог среди 37 крупнейших городов России.
– Стараемся.
– Все познается в сравнении. В трассовом рейтинге Москва на третьем месте, на втором – Казань… Пермь. Самая плачевная ситуация в Новосибирске: при пятибалльной системе имеет оценку 2,69. «В этих городах, – отметили респонденты, – не дороги, а направления, на которых часто можно столкнуться с ямами, колеями и грязью».
– Скорее всего, респонденты сгущают краски с «направлениями». Вот только-только вернулся из Екатеринбурга. Не так уж там плохо.
– Но в Тюмени-то качество дорог, похоже, снизилось. Три года назад нам ставили 4,77 балла, сегодня вывели 4,18.
– Тогда в качестве аттестационной комиссии выступали корреспонденты телеканала «Россия‑1». А теперь сами жители города участвовали в экзамене. Землякам, думаю, больше доверия. То есть нам есть еще над чем поработать.
– Вот в этом плане давайте поговорим. Наши читатели сетуют: зимой областная столица становится грязнее, потому как дорожники безбожно рассыпают по улицам много соли, дескать, транжирят бюджетные средства.
Помнится, в свое время начальник УАДО А. Закиев заявил в интервью, мол, впредь вообще обойдемся без соли, станем применять исключительно жидкие противогололедные реагенты.
– Во-первых, не безбожно, а по научно обоснованным нормативам. Во главу угла ставим безопасность дорожного движения. Человеческая жизнь дороже всего.
На автомобильных дорогах работаем с ПСС: смесь – на две трети состоит из песка и на треть – соли. Такое соотношение обеспечивает улучшение сцепления с дорожным покрытием и способствует таянию льда. Сейчас это один из самых эффективных и доступных методов борьбы с обледенением на дороге.
В каждом районе нашей области, где расположены наши подразделения, традиционно заранее заготовлено необходимое количество ингредиентов. На зимний период 2020–21 годов заготовлено 99 тонн ПСС, том числе 22 тысячи тонн технической соли. Впрочем, на вкус и цвет товарищей нет – у жидких реагентов тоже найдется не меньшее число противников. В городах в последнее время стали применять исключительно хлорид, то есть чистую соль крупного помола. Такая вполне годится для квашения капусты. Главное – будет меньше грязи на улицах.
– Коль толкуем о зиме, то давайте профессионально взглянем на трассы за окном.
– Осенне-зимний сезон мы открыли 15 октября. Начну с сообщения из Салехарда – в этом городе я отслужил не один год. Здесь состоялось торжественное открытие автодороги Салехард – Надым. Автодорогу протяженностью в 344 километра строили 9 лет. На трассе 53 мостовых сооружения, 46 оленьих переходов. В строительстве принимали участие наши субподрядчики – монтажники из АО «МС‑11», а также завод «Тюменьстальмост».
На этой неделе столбик термометра в автономном округе опустился до отметки минус 42 градуса. В регионе открылись 92 ледовые переправы, расположенные на 23 зимниках. Техника получила добро на пресечение реки Обь. Ездить по ней сможет колесный транспорт массой до 3,5 тонны и гусеничный – массой до 5 тонн.
Ледовые переправы заработали и на юге Тюменской области: в Тобольском, Вагайском, Уватском и Ярковском районах. Они обеспечены всем необходимым для безопасного движения. Пока еще Дед Мороз не напустил на магистрали юга региона столько стужи, чтобы сковать ледовые переправы «железно». Посему имеется ограничение: допускаются транспортные средства с общей массой не более 5 тонн, в Увате – до 15 тонн.
…Картинку с ледовой трассы автор этих строк будет помнить до конца дней. В двух джипах едем по зимнику. Даже не заметили, как с асфальта съехали на временную дорогу – значит, хорош зимник! С контрольной проверкой таковой и едем. Автор этих строк в попутчиках у начальства. Оно – это представители Тобольского района, Управления автомобильных дорог, АО «ТОДЭП». Справа и слева, впереди и сзади от горизонта до горизонта Заболотье, на площади которого легко уляжется приличное государство Европы.
Оказалось, зимник открыли без официальных торжественных речей. Мы дружно пожурили водителя встречной иномарки: сельская учительница везла в салоне кучу собственных детишек. Педагог выбралась в Тобольск за карнавальными костюмами: проведут в школе бал-маскарад. Поругали. Потому что по зимникам категорически запрещено передвигаться поодиночке, только в колонне. Да мы и сами вскоре оказались в такой же ситуации. Газуем, а бензину в баке почти ничего. Водитель второй машины, экс-капитан ГИБДД Андрей Казаков, свернул в какую-то деревню выклянчить горючки у запасливых аборигенов.
Едем, не сбавляя скорости. Кто же знал, что ручеек из болотца пророет в земляном полотне зимника канаву. В нее и вляпались. Обод левого переднего колеса разлетелся вдребезги, словно елочный стеклянный шар… Автору нечто врезалось в колено, сосед справа схватился за ребра. Но рад мужик с переднего пассажирского сиденья. Он, удерживая шикарную шишку на лбу, воскликнул:
– Гляньте: очки в восьмерку, а стекла-то целы!
Радости маловато, потому как мороз стал кардинально пробираться за шиворот курток. Костерок бы запалить. В сотне метрах колыхалась на ветру поваленное наполовину дерево. Я рванулся было за полешком, но Алексей Павлов успел удержать: за обочиной под тонким слоем снега колыхалась бездонная трясина. А за ней просматриваются высоченные ели, плотно укрытые снежным одеялом. Зайцы, поди-ка, под елками скачут. Чего уж, тепло и уютно косым – привычная обстановка.
Достичь бы до Янгутума – через деревню проходит другой автозимник, из Нижней Тавды до Междуреченска. В Янгутуме, слышно, специально для бедствующих путешественников круглосуточно топят бани. В случае чего там, в бане, можно встретить Новый год. Снегурочек бы еще! Якобы отдельно взятые тюменцы спецом ездят в Янгутум встречать Новый год. В парилке березовым веничком по телесам шух-шух, а потом вместе с Дедом Морозом – ныр в пуховый сугроб! Ляпота!!!
Но связи никакой, мертвая зона – не берут ни «Билайн», ни «Мегафон», ни «МТС»… В туманной дали послышался рокот снегохода – за полночь парнишка из местных ехал в Лайтамак жениться. Заодно станет елочку наряжать, вон, из рюкзака за спиной вываливается разноцветная гирлянда.
– Там, впереди, наша техника пашет, – объясняем потенциальному жениху, – скажете механизаторам, чтобы шли на выручку. Впереди… километрах в десяти, в тридцати, может…
– Скажу. Если встречу.
И помощь подоспела.
– «Ах, лето!» – крутятся в голове слова из хита.
– Ну да, сегодня анализируем наши дела в самую горячую пору. В минувшем, считаем, году в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» приводили в нормативное состояние 209 трассовых объектов. Самые масштабные работы проходили на территории Тюменского района. В 57 населенных пунктах отремонтировали участки автомагистралей с общей протяженностью более 70 километров. Это 163 улицы в 20 муниципальных образованиях. Обновили дороги в поселках Московский и Утешевский, в селе Гусево, деревнях Дербыши, Дударева, Ожогина, Падерина, Патрушева и Посохова. Работали в Винзилинском, Каменском, Мальковском, Московском, Переваловском, Успенском и Червишевском муниципальных образованиях.
– Вы, имею в виду АО «ТОДЭП», совместно с АО «ХантыМансийскдорстрой» ведете реконструкцию федеральной трассы Р‑404, то есть исторического Тобольского тракта. Движение на нем будет организовано четырехполосное: две полосы в одном направлении, две – в обратном. Между полосами – барьерное ограждение. Пробок, понятно, не станет, а машины разбегутся с разрешенной скоростью до 120 километров в час. Сезон отработали. Каковы успехи?
– От нашего холдинга в работе участвует ДРСУ‑1. А еще на субподряде ДСУ‑111 из города Тулы и местный коллектив ООО МСК «СибАгро ». В этом году мы ввели в эксплуатацию 23 километра магистрали, в том числе 14 километров на счету «ТОДЭПа», у «СибАгро » – 7, два – у туляков. Подразделения «Мостостроя‑11» соорудили три моста: один через реку Мег, два – на суходоле.
Продолжаем совершенствовать федеральную дорогу Р‑402 (Тюмень–Ялуторовск–Ишим–Омск). ДРСУ‑2 занимается участком от 28 до 39 километра, от 39-го по 77-й – это доверено ДРСУ‑3, парни от этого же подразделения трудятся в промежутке от 89-го по 103-й километры. Как народ выражается, все путем. Идем с опережением графика.
– Известно, что вы, дорожники, пашете, скажем так, круглосуточно, невзирая на выходные и праздники. Хочется надеяться, что машинисты, лаборанты, водители, линейный люд – мастера с прорабами, инженеры и техники поднимут бокалы под звон кремлевских курантов, сидя за домашним столом вместе с родными, друзьями, товарищами.
– Большинство – да. Но немало людей останется при исполнении своих обязанностей. Знаете же, дорога полна неожиданностей. Без пригляда не оставляем.
– С наступающим Новым годом!
НА СНИМКАХ: ледовая переправа; на память о ледовых путях-дорогах.
Беседу вел Юрий МАШИНОВ /фото автора/