ПСИХОЛОГИЯ
Все взрослые когда-то были юными. И по своему собственному опыту знают, что молодые люди склонны воспринимать окружающий мир болезненно, остро и гипертрофированно. Какие-то события или обстоятельства, которым взрослый человек просто не придаст значения и посчитает не заслуживающей внимания мелочью, подростка с ещё неокрепшей психикой могут повергнуть в печаль, депрессию, а то и подтолкнуть к необратимым поступкам. В этом возрасте невнимание со стороны объекта воздыханий кажется неизбывной трагедией, обесценивающей жизнь, а из-за прыща, вскочившего на носу, хочется навеки уйти в затвор.
Так было всегда, но особенно остро эта проблема встала в наши дни.
Сегодня наш собеседник – специалист по подростковым депрессивным состояниям, ведущий психолог центра «Семья» Светлана ФАИЗОВА.
– Светлана Юрьевна, что в наше время чаще всего служит причиной подростковых депрессий? – спрашиваю я.
– Причины могут быть самые разные. Чаще всего это накопление различных стрессов, связанных с отношениями в коллективе и внутри семьи. Нет понимания со стороны окружающих – это стресс. Нет отношений с противоположным полом – тоже стресс. Есть такие отношения – тем более стресс… В конечном итоге количество переходит в качество.
Взрослый человек в силу своего жизненного опыта, имеет определённый иммунитет от подобных переживаний, а у юношей и девушек такого опыта нет, и им сложно со всем этим справляться.
Определённую роль играет ещё и наследственная предрасположенность. Если у членов семьи имелись затяжные депрессии или, тем более, случаи суицидов – это повод отнестись к поведению подростка с повышенным вниманием. И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов гормональную перестройку организма, которая происходит в «переходном» возрасте.
– Какие признаки должны служить для родителей подростка тревожным звонком, свидетельствующим о приближении или наступлении депрессии?
– Их три. Первый – эмоциональный. Когда ребёнок теряет интерес к своим увлечениям и становится равнодушным ко всему, чем он жил раньше, будь то любимые фильмы, игры или хобби.
Второй – когнитивный. Ребёнок начинает плохо учиться. У него пропадает интерес к познанию, ухудшается память, и это неизбежно сказывается на успеваемости в школе.
Третий – поведенческий. «Он лентяй, спит до обеда и ничего не хочет делать», – жалуются родители.
Если в течение длительного времени (не менее двух недель) присутствуют все три этих компонента, то с уверенностью можно говорить о депрессии. Кстати, из-за депрессии и связанных с ней поведенческих особенностей ребёнок может стать жертвой буллинга в среде ровесников.
Признаком подобных состояний могут служить также порезы на теле, множественный пирсинг и тому подобные самоповреждения. Я знаю случаи, когда подростки, боясь нанести повреждения своему телу (это всё-таки больно), переносят агрессию на свою одежду – режут, разрисовывают и прочее.
Хочу отметить, что сейчас, в период самоизоляций и дистанционного обучения, дети особенно подвержены депрессиям, потому что лишены общения со сверстниками и психологической поддержки от такого общения.
– Как известно, депрессии – удел не только молодых, но и вполне взрослых, зрелых и даже, на первый взгляд, вполне уравновешенных людей. Есть ли разница в генезисе и проявлениях депрессивных состояний у подростков и взрослых?
– Взрослый человек способен сам диагностировать у себя депрессию, отслеживать свои состояния и отдавать себе в них отчёт. Подросток, чаще всего – нет. Кроме того, у взрослого депрессивные состояния не проявляются так зримо. Он может ходить на работу, общаться с друзьями и коллегами, как ни в чём не бывало. Подросток же свои состояния «прятать» ещё не умеет.
– А откуда вообще берётся такое состояние как депрессия с точки зрения психологии и биохимии организма?
– Существует так называемый «гормон счастья» – серотонин, отвечающий за хорошее настроение. Состояние депрессии характеризуется недостатком этого гормона. Именно поэтому человеку перестаёт приносить удовольствие то, что радовало его раньше.
– А нет ли опасности, что недостачу природного серотонина подросток станет компенсировать алкоголем или наркотиками?
– Такая опасность есть. Более того, злоупотребление психостимуляторами может служить одним из косвенных признаков депрессивного состояния. Человеку плохо – и он пытается таким вот способом своё состояние «заглушить». Это очень большой фактор риска, который может привести в конечном итоге к суициду.
– Однако некоторые могут злоупотреблять спиртным годами, без всяких суицидных поползновений.
– Есть большая разница между просто алкоголиком и человеком, глушащим спиртным свою депрессию. Ведь депрессия характеризуется ещё и наличием в голове некоей навязчивой мысли-«жвачки», от которой невозможно избавиться. Например, для подростка: «я не такой как все», «меня никто не любит», «я никому не нужен», «мир ничего не потеряет, если меня не станет» и тому подобные. Алкоголь снимает поведенческие барьеры, притупляет инстинкт самосохранения, а мысленная «жвачка» продолжает тянуться. И закончиться это может очень плачевно.
– Как же помочь страдающему депрессией? Могут ли это сделать окружающие, или же следует прибегнуть к помощи специалистов?
– Лучше всё же обратиться за помощью к специалисту. И чем быстрее – тем лучше. Потому что депрессия – это заболевание. Если взяться за неё своевременно, то можно обойтись без медикаментозного лечения, достаточно будет психотерапевтических методов. В противном случае, в запущенных стадиях, не обойтись без фармакологического вмешательства. Окружающие же могут оказать помощь поддержкой и пониманием.
Роман БЕЛОУСОВ