К ЮБИЛЕЮ
23 НОЯБРЯ СВОЕ 95-ЛЕТИЕ МОГ БЫ ОТМЕТИТЬ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ НИКУЛИН – ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР ПТИЦЕФАБРИКИ «БОРОВСКАЯ», ГЕРОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА
ОТ РЫЧАГА ТРАКТОРА – К РЫЧАГАМ ТАНКА
Он родился в с. Широково ныне Курганской области в крестьянской семье. Не успел окончить десятилетку, как началась война. Чтобы заменить ушедших на фронт земляков, юноша поступил на трехмесячные курсы трактористов, по окончании которых до призыва работал на местной МТС.
Навыки механизатора ему пригодились, когда пришла пора защищать Родину: парня зачислили в танковую часть.
Обстановка на фронтах к этому времени уже складывалась в нашу пользу: гитлеровцы после тяжелого поражения в КурскоОрловской битве отступали.
Особенно запомнился Сергею Никулину ноябрь 1943 года, когда он в составе 5-й мотострелковой бригады 5-го гвардейского танкового корпуса принял боевое крещение, участвуя в танковом сражении под Невелем.
«Я был в то время механикомводителем Т-34, – вспоминал он позднее. – Командир танка получил сигнал: «К бою!». Моторы машин взревели – и мы на предельной скорости ринулись в атаку.
Повсюду стояли столбы пламени, все вокруг заволокло дымом». Никулин выбрал фашистский танк и повел свою машину прямо на него. Произвел выстрел – но снаряд срикошетил, не сумев пробить прочную броню «фердинанда». Крепко вцепившись в рычаги, водитель совершил крутой маневр, зайдя к неприятелю сбоку.
Еще выстрел и снаряд попадает прямо в гусеницу. Вражеская машина закружилась волчком, а у молодого танкиста сердце готово было выскочить из груди от радости: есть первый подбитый танк, есть первая маленькая победа!
Очередным выстрелом он поджег железную махину, которая запылала, как костер…
Вдруг «тридцатьчетверка» вздрогнула: вражеский снаряд попал прямо в башню. Убит наводчик, ранен командир, башню заклинило. С трудом маневрируя среди разрывов снарядов, Никулин попытался увести свой танк из-под обстрела, и это ему удалось. Выбрав новую цель, он повел машину на таран, и тут ощутил нестерпимую боль в левой ноге: ранен. Вдобавок ко всему танк загорелся. Недолго думая, боец вылез через нижний люк, вытащил раненого командира.
Пополз к ближайшей воронке, из последних сил волоча за собой боевого товарища. Наскоро сделав перевязки, задумался: что делать дальше? Головы было не поднять: огонь не прекращался. К счастью, в это время в бой вступили главные силы нашего танкового корпуса. Сопротивление немцев было сломлено.
ВОЙНА ОКОНЧИЛАСЬ. ЧТО ДАЛЬШЕ?
Раненых Никулина и командира экипажа подобрали санитары и доставили в госпиталь. Там он и узнал от друзей, что представлен к медали «За боевые заслуги».
Впереди еще будут новые бои – на территории Латвии, Польши, Германии, участие в составе 1-го и 2-го Прибалтийских фронтов в Витебской, Режицко-Двинской, Мадонской и Прибалтийской наступательных операциях. Однако вследствие полученного ранения за рычаги танка Никулин уже не сядет: с ноября 44-го он в составе 5-го корпуса служил старшим писарем роты технического обеспечения, будучи в резерве Ставки Верховного главнокомандования в Прибалтике.
После окончания войны он продолжит службу в Советской армии – в частях Уральского военного округа, в городе Пышма Свердловской области, где, кстати, получит, наконец, среднее образование, окончив вечернюю школу. В 1947 году ефрейтор Сергей Никулин был демобилизован.
Вернулся в родное Широково, в свой колхоз, снова сел за рычаги трактора. Работал и учился: в 1950-м окончил Свердловский автодорожный техникум, после чего был принят на должность инженера транспортного отдела в трест «Уралзолото».
НОВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
В 1953 году по решению Пленума ЦК КПСС Сергей Никулин в числе нескольких тысяч коммунистов был направлен на укрепление сельского хозяйства: его назначили главным инженером, а затем директором Евсинской машинно-тракторной станции (МТС) в Голышмановском районе. После реорганизации МТС в 1958 году Никулин возглавил колхоз им. С. Кирова, а затем совхоз «Хмелевский» того же района. Именно в это время ему вручили первую высокую награду – орден Трудового Красного Знамени.
В феврале 1963 года Сергея Никулина назначили директором строящейся птицефабрики «Боровская»: началась новая, самая важная веха в его биографии.
На первых порах пришлось очень нелегко: не хватало рабочих и специалистов; инженерной службы не было вообще, зоотехники не имели практики. Немалых трудов стоило директору убедить людей в перспективах развития предприятия, сплотить коллектив, мобилизовать его на освоение и отработку технологии производства.
«Это будет одна из лучших птицефабрик в стране, – говорил Сергей Михайлович о своем детище.
– Придет время, и чтобы устроиться к нам на работу, люди будут вставать в очередь. Мы станем отбирать работников по конкурсу».
ОТ ПТИЧНИКА ДО КРУПНОЙ ПТИЦЕФАБРИКИ
Задолго до начала рабочего дня он обходил цеха и строительные площадки, выезжал на поля, беседовал с рабочими и специалистами, заглядывал во все уголки, внося в работу боевой дух, помогавший коллективу совершать невозможное. Люди ему верили – строгому, справедливому, умеющему ценить знания своих подчиненных.
Наряду с производственными делами он успевал решать вопросы социального характера: заботу о себе рабочие почувствовали уже на первом году существования птицефабрики. Учитывая остроту жилищной проблемы, администрация обязала управляющих отделениями направить в распоряжение прораба рабочих для строительства жилья и объектов соцкультбыта. Начали закладывать фундамент, а уже в 1966 году появились первые новоселы – было сдано 14 тысяч квадратных метров благоустроенного жилья. Отводились участки под частную застройку, особо нуждающимся выдавались ссуды не только на строительство, но и на приобретение мебели.
За счет предприятия устанавливались квартирные телефоны. Были возведены детский сад, профилакторий «Ласточка», один из лучших в области Дворец культуры, спорткомплекс «Олимпия» с бассейном, музыкальная школа…
С конца 1960-х годов фабрика стала одним из крупнейших птицеводческих предприятий СССР, в 1970 году на ней было произведено 102 млн штук яиц, в 1973-м – 200 млн (36 млн в год). В производстве применялись только самые передовые технологии, которые постоянно совершенствовались: работало свое специализированное конструкторское бюро и научно-исследовательская кормовая лаборатория. Уже в 1966 году птицефабрика была приглашена на международный конгресс по птицеводству (в будущем она станет постоянным его участником), а в 1968 году на ее базе было проведено Всесоюзное совещание по внедрению передового опыта в птицеводстве. С.М. Никулин с 1967 г. был членом Научнотехнического совета Министерства сельского хозяйства СССР, а с 1970-го входил в Совет Всемирной ассоциации птицеводов. В 1966 г. ему был вручен второй орден Трудового Красного Знамени, в 1971 г. – орден Октябрьской Революции, а в 1973-м – орден Ленина. В 1972 г. стал лауреатом Премии Совета Министров СССР.
Восемнадцать лет проработал Сергей Михайлович на птицефабрике «Боровская». За этот период предприятие перешло на промышленные рельсы и стало ведущим в области. Оно превратилось в школу передового опыта для отечественных птицеводов. Небывалые успехи «Боровской» были отмечены орденом Трудового Красного Знамени, который вручен коллективу в 1976 году. В том же году «за выдающиеся успехи, достигнутые во Всесоюзном социалистическом соревновании, Указом Президиума Верховного Совета СССР Никулину Сергею Михайловичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
УЕЗЖАЛ С ТЯЖЕЛЫМ СЕРДЦЕМ
В декабре 1979 года С.М. Никулин был вынужден покинуть предприятие, которому отдал почти двадцать лет жизни. Для многих подобный шаг явился полной неожиданностью. Для многих, но не для самого Сергея Михайловича и для его ближайшего окружения. Хотя, казалось бы, ничто не сулило перемен в благополучной карьере директора. Вверенное ему хозяйство было на подъеме, государство не скупилось на высокие награды.
«По семейным обстоятельствам» – примерно так звучала официальная формулировка.
В декабре 1979-го Никулина отправили в почетную ссылку, назначив генеральным директором треста «Птицепром» в Рязани (позднее реорганизованного в производственное объединение «Рязанские птицы»).
С тяжелым сердцем покидал Сергей Михайлович Тюменскую землю, в которую вложил столько сил и здоровья, ставшую для него родной. На пост гендиректора птицефабрики он рекомендовал своего многолетнего соратника А.А. Созонова, в полной мере оправдавшего доверие своего учителя и тоже ставшего несколько лет спустя Героем Социалистического Труда.
– С Сергеем Никулиным мы проработали вместе почти семнадцать лет, со времени строительства птицефабрики в 1963-м по декабрь 1979-го, до того момента, когда он был освобожден с должности директора. Это был очень талантливый руководитель, работали мы дружно, продуктивно, – говорил А.А. Созонов в одном из интервью.
В 1990 году С.М. Никулин вышел на пенсию. Жил в селе Вышгород Рязанского района Рязанской области. Скончался 18 декабря 1997-го – на 73-м году жизни.
«Довольно часто мне приходит в голову мысль, что с людьми такого масштаба и таланта судьба зачастую обходится жестоко, – размышлял А.А. Созонов незадолго до своей смерти. – Они много делают для других, ничего не приобретая взамен, и очень часто бывают незаслуженно забыты. Это большая несправедливость…».
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Валерий Бугаев, более пятнадцати лет находившийся во главе «столичного», хорошо знал обоих директоров. «Доводилось слышать мнение, будто, перефразируя Маяковского, «если мы говорим Созонов – подразумеваем фабрика, если говорим фабрика – подразумеваем Созонов». Конечно же, это далеко не так. Ни в коей мере не умаляю заслуг Александра Андреевича: его задачей было сохранить и приумножить достигнутое предшественником, что и делал». Он стал более чем достойным преемником, однако нельзя забывать и о заслугах Никулина, построившего птицефабрику едва ли не с колышка, в чистом поле.
Сейчас ЗАО «Птицефабрика «Боровская» носит имя А.А. Созонова, в его честь названа улица в жилом комплексе Казарово областного центра. Это, безусловно, справедливо. А вот справедливо ли, что имя Сергея Никулина никак не увековечено? Не получится ли так, что какое-то время спустя жители поселка, градообразующим предприятием которого стала когда-то птицефабрика, на вопрос: «Знаете ли вы, кто такой Сергей Никулин?» не смогут ничего ответить?
Владимир ПОРОТНИКОВ