ГЕРОИ ЗЕМЛИ ТЮМЕНСКОЙ
Она три года искала своего сына, погибшего в первую чеченскую кампанию. Чего ей это стоило, поймут только матери, оказавшиеся в сходной ситуации. Милованова уже много лет возглавляет Тюменское областное отделение семей погибших защитников Отечества.
– Ольга Владимировна, сколько лет официально существует ваша организация?
– В 2007 году в Москве на конференции ТОО ВООВ «Боевое братство» было принято решение о создании организации семей погибших защитников Отечества. А 16 февраля 2010-го зарегистрировано Тюменское областное отделение. Я сразу же начала работу над фотовыставкой «Не забывай нас, Россия», которую вы сейчас видите. Собирала документы, снимки, досье на ребят. Через год при поддержке регионального правительства экспозиция открылась. В мастерской «Старый фотограф» нам помогли сделать 249 портретов героев. Я прихожу сюда, здороваюсь с ребятами. Мне кажется, они видят мою работу.
– Здесь портреты героев, погибших во всех локальных войнах?
– Мало кто знает, что у нас три человека погибли на острове Даманский, пять – в Северной Корее в 1953 году, разумеется, в Афганистане и Чечне, а также в Эфиопии и Таджикистане.
– У вас есть сведения, сколько ребят еще не найдено, не опознано?
– Без вести пропавшими считаются 400 военнослужащих. В свое время в накопителе Ростова-наДону находилось 376 тел. В 2000 году генерал-полковник Борис Громов, руководивший выводом войск из Афганистана, организовал им место на кладбище Московской области. Захоронили неопознанных военнослужащих на воинском Мемориале, каждого в отдельной могиле с плитой «Неизвестный солдат». Кого-то пред этим удалось идентифицировать, но на 26.09.20г. 112 воинов считаются неизвестными.
– При современных технологиях неужели трудно провести опознание?
– Это больной вопрос для России в целом. Процесс идет, но очень медленно, для многих матерей ожидание просто невыносимо. Те ребята, что лежат на Богородицком кладбище, не являются детьми родителей, сдавших кровь в Ростовской лаборатории. Только в нашей организации шесть матерей, у которых сыновья пропали без вести. Раз в год они приезжают сюда, возлагают цветы на могилы, не зная, их ли там дети.
– Кто помогает вам с финансированием?
– Мы существуем на целевые средства, выделяемые государством. Деньги нужны нам и на поиск погибших, и на поддержку их семей. Когда я пришла в организацию, дети-сироты были маленькими и нуждались в заботе. Я водила их в кукольный театр, цирк. Теперь уже все взрослые. Трижды мы выигрывали президентский грант. В 2013 году получили миллион и отправили 37 детей-сирот и детей ветеранов боевых действий в Ялуторовский санаторий «Светлый». В 2015-м тоже выделили деньги на детский отдых. Школьники приходили в наш центр на экскурсию, мы рассказывали им о героях-земляках, они рисовали их портреты. А спустя год получили 600 тысяч на проведение Дня героев. Благодаря Сергею Ивановичу Сметанюку, заместителю генерального директора АО «Транснефть – Сибирь», это мероприятие стало постоянным. Он много лет сотрудничает с нами, предлагает свои идеи.
Многим памятны новогодние встречи, во время которых возлагаются цветы к памятнику афганцев в сквере Губкина. Неизгладимое впечатление оставляет посещение часовни Димитрия Донского. Приезжали мамочки со всех районов области и Уральского федерального округа. Организовали шествие «Бессмертный батальон Тюмени», пронесли портреты всех 249 героев. А в 2019 году добавили к ним 24 портрета Героев Советского союза и кавалеров Орденов Славы. К сожалению, в этом году, по известным причинам, ничего подобного не планируется. Единственное, мамы, которые не побоятся приехать, возложат цветы.
– Правительственные гранты – это хорошо. А есть спонсоры из внебюджетного сектора?
– Нам всегда помогает компания «Транснефть–Сибирь», участвуя во всех наших мероприятиях. Мир не без добрых людей. В этом году у одной семьи погибшего воина случился пожар. Они потеряли почти всё. Если у кого-то есть возможность помочь, я буду благодарна.
– Что бы вы хотели еще пожелать для своей организации?
– У нас постоянный контакт с правительством Тюменской области. Надо признать, в регионе отношение к семьям погибших одно из самых лучших в стране. Когда дети погибли, нам выделили по 25 миллионов рублей, всем предоставили квартиры. На каждого члена семьи выдаются пособия по 5 тысяч рублей ежемесячно. У нас есть семья, где погибли мальчики-близнецы. Я много к кому обращалась, а услышал меня Владимир Якушев, тогда губернатор. Он распорядился выплачивать по десять тысяч. Еще хочу сказать ему спасибо за мемориал «Воинам-тюменцам, погибшим в локальных войнах и военных конфликтах». Хотелось бы выразить от имени всех матерей слова благодарности Ивану Юрьевичу Дубровину, который изготовил и установил этот памятник.
Вместе с руководителем «Боевого братства» Валентином Дмитриевичем Глушко с 2011 года собирали документы, и спустя восемь лет памятник появился. Владимир Владимирович не забыл про нас, уходя с поста, довел дело до конца.
Что касается планов на будущее, то у нас есть часовня, где хочется установить памятные доски с именами погибших, независимо от вероисповедания. Впереди еще реставрация афганского памятника, но об этом рано говорить.
Локальные войны возникают постоянно. Однако хочется надеяться, что галерея погибших героев не будет больше пополняться.
НА СНИМКЕ: Ольга Милованова; галерея героев.
Юлия КОНКИНА
Тимофей ГЕРАСИМОВ /фото/