ДУХОВНЫЕ РОДНИКИ ПОКОЛЕНИЙ

В СЕМЬЕ ЕДИНОЙ

В минувшую пятницу побывал на открытии Дней культуры финно-угорских и самодийских народов и ощущение после этого, будто чистой воды из родника напился. И нахлынула тоска по тундре, тайге, бескрайним речным и морским просторам, где не бывал уже много лет.

Возле малой сцены Дворца национальных культур «Строитель» 22-летняя Сатэнэ Окотэтто перебирала страницы объемистого сценария предстоящего концерта. Сегодня она ведущая – будет здесь хозяйкой. Способная девушка с безупречной дикцией и владением русского языка. После окончания школы в селе Сеяха получила в Тюменском колледже транспорта диплом проводника пассажирских вагонов. Скорее всего, набралась там смелости в общении. Сегодня живет в Тюмени, учится заочно в госуниверситете на педагога начальных классов.

– У ненцев, – рассказывает, – гостю в стойбище надо обойти каждый чум, чтобы поздороваться. Если кого-то не посетил, это воспринимается как обида. Провожая гостя, ненцы обязательно его одарят. На выставке-ярмарке декоративно-прикладного творчества сейчас представлены только мастерицы, а ненецкие умельцы в тундре, селах и городах Ямала талантливо работают с деревом – основной темой их скульптур становятся птицы, звери и олени. Из кости изготавливают табакерки, рукоятки для ножей, пуговицы, курительные трубки…

Каждый ненец может сложить песню, в которой выражает свои радости, печали и заботы. Эти музыкальные произведения имеют не только эстетическую ценность, но и познавательную – отражают сегодняшний день тундры, новый быт и новое мировосприятия народа.

Слушаю Сатэнэ вполуха – все это для меня не ново. Заботит другое – вот улетела журавушка из тундры. А хочется хотя бы в мечтах видеть ее, умненькую и толковую, например, рачительной хозяйкой какого-то муниципалитета.

К мастерицам ведет меня депутат областной Думы Николай Бабин. Николай Андреевич сам как праздник – не сходящая с лица улыбка заряжает людей оптимизмом.

– Северяне мне как родные, – говорит он. – Каждый год прихожу на открытие Дней их национальной культуры. Всех знаю, всех люблю. Вот знакомьтесь: Галина Михайловна Граблевская, по материнской линии Тогачева. Родом из Шурышкарского района из деревни Ханты-Мужи. Сейчас проживает в Тюмени.

Галина Михайловна показывает хантыйские женские украшения: «Вот орнамент под названием «глухарка», рядом «лягушка», «медвежий след»… А это явно напоминает ягоду морошку. Дети изготавливают у меня амулеты с применением вышивки и бисероплетения.

– И что они оберегают? – Не зря народы тысячелетиями передавали этот опыт, – отвечает мастерица. – Если сам себя психологически настроишь, то отводят неприятности, болезни и беду.

Уйдя на заслуженный отдых, Галина Михайловна Проскурякова создала благотворительный фонд развития культуры коренных малочисленных народов «Миснэ» (лесная фея). Собрала вокруг себя желающих  заниматься декоративно-прикладным творчеством.

– Вот эти ягушки – ненецкую женскую одежду, – показывает она, – шьет Прасковья Барсоева. Ручной работы халат достался мне еще от мамы. А чулки и варежки с хантыйским и мансийским орнаментом предоставила моя сестра Наталья Шесталова. Мешочки для украшений из рыбьей кожи, игольницы, национальные куклы – это изделия других мастериц.

У Ксении Ивановны Каневой, жительницы города Надыма, увидели уникальную женскую сумку, украшенную старинными современными пуговицами, знаками и эмблемами.

– Вот эти пуговицы царского времени достались от дедушки Ивана Игнатьевича Кандыгина, – делится Ксения Ивановна, – который прожил 105 лет и воспитал 20 детей своих и приемных. Солдатские пуговицы передал мне отец, который воевал на Ленинградском фронте, защищая и освобождая блокадников. Рядом блестящие пуговички моего сына, служившего в космических войсках. Понятно, вещь весьма значима для многочисленного рода Кандыгиных. Эту материализованную память будут передавать из поколения в поколение. 26 миллионов представителей финно-угорских народов проживают по всему миру. Когда-то в древности они были одной большой семьей. Несмотря на то, что народы разошлись, они говорят на похожих (их восемнадцать!) языках.

Финно-угорских этносов раньше было больше, ушли в небытие меря, мурома, мещера, печера. Они ассимилировались, утратив культуру и язык.

Чтобы этого не случилось, в большой Тюменской области проводится просто гигантская работа по созданию условий проживания и хозяйствования коренных народов, сохранению обычаев. В нашем регионе с округами проживает около ста тысяч финно-угров и самодийцев, из них семь тысяч – на юге области. Вот и сегодня, несмотря на непростые обстоятельства в связи с пандемией, в комитете по делам национальностей и департаменте культуры Тюменской области решили провести (с соблюдением всех предосторожностей) Дни культуры коренных народов.

Концерт на открытии был запоминающимся. Творческие национальные коллективы и солисты, соскучившиеся по выступлениям, были не просто убедительными в раскрытии темы, но и страстными. На бис прозвучали марийские, удмуртские, хантыйские ненецкие песни, произведения других народов. Замечательными были и хореографические номера.

Особо хотел бы отметить коллектив «Юность Сибири» из Дворца творчества и спорта «Пионер» под руководством Яны Никишевой, который органично вписался в формат Дней культуры. Успех этого талантливого коллектива был просто (простите за сленг) убойный.

– Хорошо, что люди по крупицам собирают и хранят историю и добрые традиции, воспитывая при этом молодежь, – говорил на прощание Николай Бабин. – Важно не дать прерваться духовной нити, соединяющей поколения коренных народов. Чтобы чувствовали: что живут в семье единой.

НА СНИМКАХ: на открытии Дней культуры финно-угорских и самодийских народов.

Валерий ИКСАНОВ


47546