ПРОЩАЕМСЯ С «МОЛЬЕРОМ», НО ЕСТЬ «ТАРТЮФ»

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

В трех тюменских театрах в минувший уик-энд прошли важные события.

В кукольном состоялась премьера спектакля по пьесе Натальи Явныч «Храбрый Юрка». За ее основу автор взяла добрую сказку Михаила Есеновского «Главный шпионский вопрос». «Один мальчик, которого звали Юра, был очень храбрым. Он ничего не боялся, но боялся некоторых вещей», – предваряет показ краткая аннотация спектакля в программке.

Мальчик Юра боялся спать, но все же засыпал. И вот во сне к нему пришла четверка клоунов (Александр Ганичев, Анна Ганичева, Александр Крежевских и Анастасия Вокуева). Это светлые духи снов, добрые существа. И начались удивительные, волшебные, фантастические приключения.

Под Юркиной кроватью появился настоящий зеленый крокодил, у которого дома есть жена и маленькие дети. На Луне обитает веселый скелетик Костя, у которого есть мама – актриса, папа – ортопед и бабушка, что опекает непослушного внука. А портрет Юриного дедушки, если присмотреться, не такой уж страшный, как показался на первый взгляд. Юрин дедушка воевал, защищая Родину от фашистов, и стрелял из самого настоящего автомата.

В последнем сне из шкафа в спальню Юрки выплывают шляпы, зонтики, колготки, превращаясь в диковинных морских обитателей. Среди них плавает, веселясь, мальчик, а затем затихает на своей кроватке, которая превращается в сказочный кораблик, несущий ребенка от приключения к приключению. Юра вступает в общение со своими страхами, заводит с ними дружбу и перестает бояться. Разве можно бояться своих друзей?

Первые зрители (и взрослые, и дети) были в восторге от нового спектакля. В работе над ним Наталье Явныч помогали художник Елена Волкова, композитор Антон Попов (Нижний Тагил), автор текстов песен Ярослав Климанов и Ольга Двинина (музыкальное оформление спектакля).

В тюменском народном театре в честь 75-летия Великой Победы показали восстановленный спектакль по пьесе белорусского драматурга Андрея Макаенка «Трибунал».

В оккупированной немцами белорусской деревне новой администрацией назначен староста. Эту миссию добровольно взялся исполнять местный пастух Терешко по прозвищу «Колобок» (Владимир Шмаков). Но встречает непонимание родных. Его жена Полина (Тамара Акимова) пытается уговорить мужа отказаться от назначения. Но тот упрямо стоит на своем: «Хоть немного, но похожу в начальниках». Семья (невестка Надейка – Татьяна Кисловская, дочь Зинка – Виктория Устьянцева, сыновья Вовка – Ярослав Шаверский и Стёпка – Кирилл Шориков) под руководством матери создает трибунал, который решает казнить предателя. Казнь не состоится, но война – трагедия не только для страны, но и для целого поколения советских людей.

В Тюменском драматическом театре в последний раз прошел ставший легендарным спектакль «Мольер» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош».

«Мольер» – первый спектакль режиссера Александра Баргмана у нас городе, поставленный при новом директоре – Сергее Осинцеве. С него началась дружба тюменских артистов и талантливого питерского режиссера. За девять лет Баргман поставил семь спектаклей: «Мольер», «Три товарища», «Бог резни», «Карнавальная ночь», «Крейцерова соната», «Ветер в тополях» и «С любимыми не расставайтесь».

Спектакль «Мольер» показывали 69 раз, он принимал участие в фестивале «Новосибирский транзит», «Таком фестивале» в СанктПетербурге, участвовал в гастролях в Ижевске, Новокузнецке, Кемерово, Томске. Премьера восьмого спектакля Баргмана «Тартюф» недавно прошла в драмтеатре, вызвав благосклонные отзывы публики и прессы.

Проходят годы, и как любой живой организм, спектакль стареет. В 2014 году двое актеров, занятых в спектакле, умерли: это заслуженный артист России Вениамин Панов, исполнявший роль архиепископа Парижа, и Анатолий Бузинский (брат Сила). Владислав Скобелев, замечательно сыгравший роль Захария Муаррона в детстве, вырос, семейный актерский дуэт с отцом – Сергеем Скобелевым – распался.

За девять прошедших лет расцвел актерский талант Натальи Никулиной и Николая Аузина, они играли свежо и раскрепощенно, и сильнее, чем на премьере. Великолепно исполнил роль короля Франции Людовика Великого Александр Тихонов. Был точен в каждой картине, в интонации, жестах, тональности речи. Я наслаждался красотой его игры, в его присутствии, мне показалось, и другие актеры играли сильнее и лучше, как при подлинном «Короле-Солнце», так Людовика XIV называли в годы его правления.

Прощаясь с умирающим Мольером, Людовик разрешает играть «Тартюфа» в Париже. А теперь этот спектакль играют по всему миру, в том числе и в Тюмени.

Юрий ХОЗЯИНОВ /фото автора/


47459