БИОПРОТЕИН ИЗ ПРИРОДНОГО ГАЗА

ИННОВАЦИИ

В октябре в Москве запустили опытно-промышленную установку по производству биотехнологического белка. Российским предприятием ООО «Биопрактика» при поддержке АО «Дукс» и негосударственного института развития «Иннопрактика» разработана улучшенная технология получения протеина с использованием метана. Событие это прошло почти незамеченным. Однако для развития животноводства, свиноводства, птицеводства и рыбоводства в России оно, без преувеличения, является эпохальным.

Не секрет, что животноводство в нашей стране «пробуксовывает» из-за серьезного дефицита полноценного высококонцентрированного кормового белка. Производители комбикормов обеспечены им чуть более, чем наполовину. Поэтому всерьез говорить о расширенном производстве мяса, молока и рыбы пока не приходится. Разумеется, население обеспечивается этими продуктами. Но какой ценой? Себестоимость продукции зашкаливает, доводя сельхозпредприятия до экономических проблем, а цена товара на прилавках становится неподъемной для малообеспеченных.

На сегодняшний день хорошо известны два источника белка – растительный и животный. В пшенице его содержится всего 14%, в горохе – 21,8%, в сое – 31,9%, однако усвояемость этого компонента в них невелика. Правда, в сое она составляет 46%. Но в России мы так и не смогли нарастить объемы выращивания и переработки сои. Поскольку она в отличие от зарубежной не является генетически модифицированной, то ее на корню сбывают за границу. К тому же в белках растительных кормов отсутствуют такие аминокислоты, как лизин, метеонин, триптофан и другие, включая незаменимые.

До сих пор используется как источник высококонцентрированных добавок в составе комбикормов рыбная мука с содержанием белка выше 70 процентов. Ее промышленное производство оказывает и без того большое давление на ресурсы мирового океана и не может быть основным.

Еще в 60-е годы ученые обратили внимание на одноклеточные микроорганизмы. К ним можно отнести дрожжи, микроводоросли (например, спирулины), также микробы, выращенные на таких субстратах, как парафин и газ метан.

К большому сожалению, использование, например, гидролизных кормовых дрожжей в нашей области не получило должного распространения. Хотя содержание истинного белка в этих кормовых дрожжах на основе одноклеточных микроорганизмов составляет 41-46% с усвояемостью 95%. В отличие от белка растительных кормов, микробиологический имеет весь комплекс жизненно важных аминокислот и очень большой набор витаминов. По содержанию обменной энергии дрожжи также превосходят растительные корма.

Микробный белок, выращенный на газе, имеет еще большую концентрацию – до 70% в сухом весе. Аминокислотный профиль этой биомассы очень близок по своему содержанию к рыбной муке. К тому же микробные белки являются короткоцепочными и потому водорастворимыми, что повышает их усвояемость и эффективность роста животных.

Почему же очень нужное стране производство биотехнологического белка до сих пор не получало большого распространения? Где-то с середины 60-х годов исследования в этом направлении вели как в СССР, так и в Европе, США. Наши микробиологи нашли необходимые эффективные штаммы, а инженеры создавали эффективные биореакторы и необходимые ростовые среды. К сожалению, в конце 80-х – начале 90-х годов мы утратили эту технологию, потому что на открытый российский рынок зашли продавцы ГМО-сои. Производство комбикормов перевели на ущербный растительный белок, стали широко использовать импортные кормовые добавки (премиксы) на его основе.

Опасен ли микробный белок, выращиваемый на газе? Для метаболизма микроорганизмов необходимы метан и кислород. Как известно, кислород отсутствует в кишечнике человека и животных и потому с точки зрения безопасности – это довольно надежный источник белка. Сегодня теме поучения биопротеина из газа благодаря развитию технологий и науки, новых материалов и инженерии дан новый импульс. Необходимость вывода животноводческой отрасли на качественно новый уровень вынуждает наших инноваторов лидировать на этом направлении. Иного пути нет.

Производство микробного белка более экологично и требует минимальных природных ресурсов по сравнению с другими белковыми продуктами. Всего десять гектаров биотехнологического производства микробного белка заменят 1 миллион гектаров посевов сои. Ко всему при распашке земли под сою в атмосферу улетучивается немалое количество углекислого газа. При производстве микробного белка СО2 локализуется и используется для выращивания других бактерий.

Проект становится важным этапом в развитии агропромышленного комплекса. Производство биопротеина позволит радикально снизить импорт белка, обеспечить население качественными продуктами, увеличить конкурентоспособность российской животноводческой продукции на мировом рынке. Не случайно и нефтегазовый сектор проявляет сейчас интерес к данному направлению, так как газ является основным сырьем для синтеза микробного белка. Разумеется, стоимость продукта, который является конкурентом рыбной муке, не должна оставаться в этой же ценовой категории. А для этого надо распространить технологию по всей России. По оценкам экспертов, дефицит кормового белка сейчас у нас составляет более 2 млн тонн.

В животноводстве, свиноводстве, птицеводстве биопротеин критически важен не только как добавка в стартовые корма для молодняка. Скажем, мы обязательно должны восполнить белковый дефицит фуражной коровы, которая с молоком отдает нам жизненно важные вещества. Очень важны высококонцентрированные белковые добавки для выращивания рыбы. Рынок для них открыт во всех странах мира. Если Норвегия была лидером в выращивании лососевых, то сегодня страны Азии уже достигают ее уровня. Недостаточно интенсивно развивается рыбоводство только у нас.

Наши западные коллеги уже ведут работы по введению биопротеина из газа в рацион человека. По большому счету, здесь ничто не должно смущать – обычный белок, который может заменить мясо. Совсем не чета генетически модифицированной сое, которой в избытке в колбасах, пельменях и десятках других якобы мясосодержащих изделий. Если из свинины убрать 70% воды и 10% жира, то останется 20% белка. В продукте из газа на выходе содержится 70-75% биопротеина.

В последнее время ООО «Биопрактика» и негосударственный институт развития «Иннопрактика» занимаются патентованием собственных разработок, а также исследованиями, которые необходимы для регистрации биопротеина из газа в Минсельхозе в качестве кормовой добавки. Чтобы довести технологию и оборудование до промышленного производства и тиражировать их по стране, потребуется уже не так много времени.

Крупные сельхозпредприятия страны имеют негласные предварительные договоренности на поставку уникальных технологических линий. Более того, ООО «Мираторг» уже скармливает биопротеин из газа животным. Почему же мы отстаем? Пора и тюменцам озаботиться судьбой развития собственного застойного животноводства.

Валерий ИКСАНОВ


47310