ОТСТАВНОЙ КОЗЫ БАРАБАНЩИК?

ЧЕЛОВЕК НАШЕГО КРУГА

Козу зовут Маша.

– О матримониальной части тоже подумали, – уточнил товарищ, – парня привели: ну, козла. Величают Чех, потому как благородной, молочной породы.

Похоже, зарождается немалое стадо.

Кажется, он прислушался к моим мыслям. Я ему говорил о пользе козьего молока: в нем до черта витаминов и разных элементов, легко осваивается организмом. Помогает развитию костей у детей, поддерживает сердечно-сосудистую систему стариков.

Он работает водителем-сварщиком на специально оборудованной «газели». Авто используют и для других услуг. Вот, например, привезло автора этих строк на Тобольский тракт, то есть на федеральную трассу Р-404. Магистраль расширяют: две полосы движения в одном направлении, столько же – в обратном. Между полосами металлическая разделительная конструкция. Значит, можно будет без проблем ездить со скоростью 120 километров в час.

Пока инженеры-геодезисты Иван Попик, Артем Соколов и Константин Погудин настраивали теодолиты... вру, приемники GNSS для связи с космосом, мы разговорились. Начали с моего завтрака. Стакан молока, говорю, употребил. В этом плане я привередлив. Предпочитаю продукцию из Нижней Тавды. Потому что изучил завод, как и содержание коров на ферме в селе Киндер. Были на этом комплексе вместе с областными думскими людьми и почти всем составом Курултая из Башкирии. Короче, сплошная компьютеризация, чистота и порядок. Потому и выбрал сию компанию «Молоко».

– А я коров выбираю, – ответил друг. – Знаете, далеко не каждая бурёнушка дает вкусный продукт.

Выяснилось: у товарища в домашнем хозяйстве 4 коровы, 4 бычка, 3 лошади, куры, свиньи, индюки. И вот намедни козы добавились. И поставляет Сергей Петрович горожанам не только цельное молоко, но и кефир, сметану, сливки, творог, масло. Процессы, конечно, механизированы. Но все на плечах супруги Юлии, его второй жены.

С первой женой расстались. В Тюменской области среднее число разводов за последние пять лет превышает 7200 ежегодно. Полбеды, вообще не беда, если молодожены решают расплеваться после страстно-любовного медового месяца – увы, подобное встречается довольно часто. Чего уж, жаба давит за вбуханные денежки на свадьбу чада, на которой всю неделю пела-плясала чуть не половина региональной столицы. Неделю кричали «Горько!»

К сожалению, судя по статистике, распадается каждая вторая семья с детьми. И вот тут начинается раздел совместно нажитого имущества: все по ст. 38 Семейного кодекса, ст. 256 Кодекса гражданского. Ясный перец, без судебных тяжб не обходится.
Ну а Сергей Петрович без слов отдал Валентине всё: трехкомнатную квартиру в центре Тюмени и особняк за городом. Пришлось начинать жизнь с нуля. Еще даже был благодарен бывшей благоверной за то, что не отказала в общении с детьми. Оба парня окончили индустриальный институт. Освоили языки: английский, немецкий, французский. Кстати, старшего – Олега – взяли в тюменский филиал американской компании по производству нефтегазового оборудования инженером с совмещением обязанностей переводчика. Сегодня Олег Сергеевич – кандидат экономических наук, занимает должность заместителя генерального директора. Младший сын – Тимофей – главный специалист в бельгийской строительной компании, базирующейся в Тюменской области. Ребята уважают и почитают отца. С Валей с тех пор не встречался ни разу.

...Ну, с нуля, так с нуля. Сергей Петрович Чириков окончил ТюмИСИ по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Служба в направленном месте не сложилась. И молодой человек подался в шоферы-дальнобойщики. Двадцать лет пробыл в этой роли в советское время в государственном автохозяйстве. В новой России купил «КамАЗ» – и еще 10 лет возил грузы по дорогам СНГ.

– Опасные были трассы в 90-е годы, – вспоминает друг. – На трактах грабили, избивали, убивали.

Мы с ним непременно должны были встретиться на федеральной магистрали М-5 «Урал».

– Рискуешь, – сказал мне генеральный директор крупного завода, депутат, когда я поделился с ним о плане завтрашней поездки к теще на Украину. – Будучи за рулем постоянно держу под ногами автомат Калашникова – АК-47.

С «калаша» я стреляю отменно. Однако генерал-депутат с автоматом не поделился. В путь тронулся безоружным. На каждом километре присобачены плакаты, мол, ночевать надо исключительно на постах ГИБДД.

– Паркуйтесь здесь, – гаишник ткнул пальцем на обочину у развилки дороги на Уфу.

Поблизости, собравшись в круг впереди своих «Вольво», «Скании», «МАЗов», «КамАЗов», харчуются дальнобойщики. Их усталые лица отсвечиваются пламенем примуса, раскочегаренного в центре своеобразного кольца.

Едва рассвело, по крыше моей «пятерки» грохочет тяжелый полицейский, нет, тогда еще милицейский жезл. Просыпаюсь: справа и слева над моей тачкой нависли борта огромных грузовиков.

– Рядность нарушил!

– Но вы сами указали мне точку парковки.

– Разберемся! – рычит офицер. – Сюда ваши права!

И водительское удостоверение летит в недра сержантской фуражки, заполненной документами, как решето крыжовником из чеховского рассказа.

Разбор проводит капитан.

– Там вон тот – журналист, – шепчет ему лейтенант.

– Журналист?! Отпускайте. Пусть катит отсюда к чертям собачьим!

У машины меня поджидает сосед поневоле, тот, который и нарушил «рядность»:

– И сколько отстегнул? Как нисколько?! Всех обобрали, как липку, а он отделался красивыми глазками! Непорядок!

Гаишники, понятно, пополняли бюджет столицы Башкирии. Возможно, кое-что перепадало в карман милицейского мундира.

Так получилось, что я, автор, впервые воспользовался служебным положением. А вот тогда же Сергей Петрович Чириков чуть-чуть не доехал до Уфы. Бандиты остановили его машину. Не найдя больших денег, от злости избили до полусмерти.

– Еле выжил, – говорит герой нашего рассказа. – Многие собратья по баранке возили гранату: дабы врагов вместе с собой подорвать и не мучиться... Короче, тогда напрочь завязал с дальними перевозками. «КамАЗ» продал...

Да, было мутное время грех. Дальнобойщики между рейсами отправлялись в пьяные загулы. Чего уж, бросить огурец с грядки в бочку с солеными собратьями – и недолго овощ останется свежим. В те времена Валентина терпела выходки мужа-водилы. Похоже, ждала пика имущественного благосостояния. Дальнобойщики привозили длинные рубли...

Чириков основал ООО «Рассвет». Общество работало на субподряде ДРУ Калининского района (ныне ДРСУ-7) во главе с Владимиром Михайловичем Бусыгиным. Его я, автор, знал с тех времен, когда он, земля ему пухом, был главным инженером Управления автомобильных дорог Тюменской области. Специалист высокого ранга, очень добрый человек, не станет связываться с кем попало.

Обязанности ООО: содержание УДС – улично-дорожной сети и придворовых территорий. Значит, за ночь, пока город спит, надо подмести тротуары, убрать банки-склянки, бумажные б/у упаковки, рваные колготки, тряпки, семечную шелуху... Желающих заниматься этим среди земляков не находится. Мой знакомый, сын руководителя крупного дорожного холдинга, назначенный после вуза мастером в ДРСУ, хлопнув дверью, выразился:

– Не для этого я пять лет учился в университете, чтобы окурки подбирать.

Но подбирают же – город блещет чистотой. Друг из Франции вернулся, сказал, что Тюмень на порядок чище Парижа. В подопечных у Чирикова в ООО «Рассвет» 100 гастарбайтеров – выходцев из Таджикистана, Киргизии, Туркмении. Претензий к ним нет: народ работящий, непьющий – вера не позволяет.

Дела идут хорошо. Однако Сергей Петрович внезапно почувствовал зов предков к земле, к привычному сельскому укладу. Сначала мысленно, а затем прямо среди конторских бумаг стал рисовать схемы. Вот фермерский дом в два этажа, да еще цокольный – там будет газовая котельная. Но и русская печка не помешает на первом этаже. Кухня-столовая. Большой зал. Три спальни. Ну, гостевой дом следует поставить отдельно. Баня – само собой. Под одной крышей коровник, стойла для лошадей, овчарник. Птичник тоже следует отделить – куры, гуси, индюки не любят влажных помещений...

Ныне все поименованное возведено в окрестностях села Ембаево. Животина справила новоселье.

Чего уж, одному не справиться с таким объемом работ. А про 100 гастарбайтеров помните? Каждый готов на руках носить шефа: помог с регистрацией, зарплата достойная. Да и поил-кормил шеф помощников на свой кошт, спать укладывал в вагончиках. Едва ли можно притянуть статью «использование служебного положения». Но ведь не по принуждению люди помогали. И не в основное рабочее время. Вверенные дороги и тротуары всегда в нормативном состоянии. Во дворах ООО «Рассвет» в кои веки начало сооружать детские площадки, малые архитектурные формы. С подачи губернатора Сергея Собянина.

Чириков давно уже не директор. Как выражаются в народе, отставной козы барабанщик? Я бы так не сказал. Он сам себе генерал.

... Под раскидистой ивой супруга Юля накрыла стол. На нем пыхтел самовар. Опробованы грузди в сметане. Съедена первая порция шашлыка. Но мангал пока пышет жаром. Сергей Петрович обращается к сыновьям, мол, как дела?

– О кей! – в один голос отвечают Олег с Тимофеем.

– Минем белэн татарча сойлэшегез эле.

– Бик шатчаныл, – соглашаются детки.

Судя по ф.и.о., Сергей Петрович Чириков – русский человек. Но мама – коренная сибирская татарка. Сыновья, поддерживая славную традицию, в совершенстве знают татарский язык. Ну а французский, английский, немецкий – само собой.

Родителям Чириков поставил добротный дом в деревне Иска Нижнетавдинского района. Баня новая. Пристройки. Навещает стариков почти ежедневно – не захотели они покидать родные места.

Вечер завершен. Завтра будет совсем другой день. Он выставит новые задачи, заботы, проблемы. Но мы убеждены: безвыходных ситуаций не бывает. Выход там, где вход. Пока одно скажем:

– Эшке чытуыгыз белэн!

Это примерно значит: за работу, товарищи!

P.S. По просьбе героя рассказа, его фамилия изменена.

Юрий МАШИНОВ

Евгений КРАН /рис./


47209