КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Эпидемия ковида-19 со всеми сопутствующими неприятностями и ограничениями продолжается, и конца-края ей пока не видно. Но тюменцы не унывают и не сдаются, а думают о будущем. И даже уже строят планы на лето, которое наступит в свой срок, независимо от всяких пандемий и прочих пертурбаций.
В детском центре «Алые паруса» тоже смотрят в грядущее с оптимизмом. В начале октября на базе центра открылась областная школа подготовки вожатых для одноименного детского лагеря отдыха.
Программа школы состоит из двух курсов – базового, представляющего собой необходимый минимум знаний для эффективной работы с детьми, и вариативного, с учётом специфики конкретного детского лагеря. После завершения учёбы «студенты» пройдут экзамен, по результату которого им будет присуждена квалификация «вожатый» и выдано свидетельство, позволяющее работать по данной специальности во всех детских лагерях отдыха Тюменской области. Конечно, «Алые паруса» могли бы привлечь уже готовых вожатых со стороны, но в любом из детских лагерей существуют свои особенности, обычаи и легенды, и каждый из них является маленькой самобытной страной, непохожей на другие, так что, не зная традиций и законов этой страны, стать её полноценным «гражданином» намного сложнее.
А в «Алых парусах» традиции очень богатые и красивые. Как легко догадаться, название это родом из знаменитой повести-феерии Александра Грина. И всё, чего ни коснись, в этом оздоровительно-образовательном центре так или иначе связано с гриновским сюжетом и пропитано духом морских странствий. На территории лагеря стоит большой корабль с парусами алого цвета, согласно лагерной легенде – тот самый галеон, на котором капитан Грей увозил за море свою Ассоль, вожатые ходят в матросских тельняшках, а главным призом за победы в мероприятиях является служба на корабельном колоколе-рынде... А «ветераны» лагеря объединены в сплочённое братство, призванное передавать традиции «Алых парусов» следующим поколениям. Отличительным знаком члена братства является значок в форме золотого якоря.
Каждое лето в лагере работают восемнадцать отрядов, и им требуется не менее 36 вожатых. Которые, поскольку занятие это не из лёгких, отработав смену, далеко не всегда остаются на следующую. Поэтому работа найдётся для всех выпускников «Школы подготовки вожатых».
– Есть такой стереотип, что вожатый – это не педагог, потому и спроса с него быть не может. И вообще, что работа вожатого проста, сродни приятному летнему отдыху. Но это очень плохая установка, – говорит руководитель проектного отдела «Алых парусов» Екатерина Гневашева. – Нужно понять, что вожатый прежде всего является для воспитанников примером для подражания, особенно когда дело касается подростков, которые очень часто ищут кумира среди своего окружения. И надо, чтобы таким кумиром стал человек, этого по-настоящему достойный.
– А каков он – современный вожатый? Каковы его задачи и функции, и какими качествами он должен обладать? – спрашиваю я у Екатерины.
– Если раньше главной задачей детских лагерей отдыха было оздоровление детей, и все воспитательные мероприятия были направлены главным образом на это, то сейчас на первый план выдвинулись образовательные программы. Современные детские лагеря – это не только развлечения, но и развитие. В нашем лагере мы рассматриваем смену как проект. И даже руководитель смены, он же старший вожатый, у нас так и называется –«руководитель проекта».
Соответственно, смена у нас – не просто отрезок времени, а образовательная программа, со своими целями, задачами, механизмами реализации и критериями эффективности. Главными темами таких проектов являются не подвижные игры на свежем воздухе или гигиена, как раньше, а программы по развитию социального интеллекта, профессиональному ориентированию, финансовой грамотности, логическому мышлению и тому подобное. Словом, мы стараемся создавать образовательный продукт, призванный давать детям то, что они не могут получить в школе. Выражаясь языком самих подростков, «прокачиваем» их способность думать и самообучаться. Так что нынешний вожатый – это, в первую очередь, человек, который реализует такие образовательные программы. Соответственно, он должен быть, во-первых, очень разносторонне развитым, а во-вторых – способным донести свои знания и умения до воспитанников.
– В чём разница между вожатыми советских пионерских лагерей, которые сейчас с такой ностальгией вспоминает старшее поколение, и их современными коллегами?
– Мы вступили в информационную эпоху, и современные вожатые должны держать в своей голове огромные объёмы информации. А ещё стали более требовательны родители. Цены на путёвки в детские лагеря сейчас значительные, и родители, отправляя в них ребёнка, хотят получить качественную услугу.
Нынешний вожатый – не просто человек, который водит детей на мероприятия. Это, кроме всего прочего, психолог, всегда «держащий руку на пульсе», и понимающий, что думает или чувствует тот или иной ребёнок. Потому что в его функции входит и решение конфликтных ситуаций. Тех, за которые раньше виновных просто отчитывали в кабинете директора или выгоняли из лагеря. Если ребёнок ведёт себя демонстративно и вызывающе – это не оттого, что ему просто захотелось напакостить из вредности. Ему просто не хватает внимания. И вожатый должен вместо деструктивных способов привлечения к себе внимания подсказать иные. Но для того, чтобы дети поделились своими мыслями и проблемами, необходимо завоевать их доверие.
Дети сейчас – настоящие хозяева лагеря. Мы не ругаем их, не отчитываем, а стараемся понять, объясняем, почему тот или иной поступок может быть неверным, и рассказываем о том, как можно было поступить в данной ситуации по-другому. И тем самым корректируем поведение ребёнка, позволяя ему раскрыть в себе новые способы коммуникаций.
К тому же нынешние дети не столь активны, как раньше. И для того, чтобы они бегали на игре по «станциям», их нужно мотивировать. Если раньше надо было просто сказать: «А сейчас мы бежим туда-то», и весь отряд с радостными криками бежал в нужном направлении, то сейчас этого мало. Нужно обосновать: а зачем надо туда бежать, какой в этом конкретный смысл.
Так что быть вожатым сейчас намного сложнее, чем в прошедшие времена.
– Раньше были нередки случаи, когда молодые люди, отправившись летом работать вожатыми в детский лагерь, возвращались оттуда уже одной семьёй. А были ли подобные случаи в вашей практике?
– Живой пример – я сама, – улыбается Екатерина. – Мы с моим мужем работаем вместе в «Алых парусах», я – руководителем проектного отдела, а он – руководителем проектов. И вот год назад он сделал мне предложение.
И очень много семей у нас «родом» из лагеря. Потому что люди, работающие в детских лагерях, – это особенный тип человека. У них больше эмоций, романтики, эмпатии, любви к детям, понимания… И поэтому эти люди так идеально подходят друг другу.
Роман БЕЛОУСОВ /фото из архивов ДЦ «Алые паруса»/