КУМИРЫ
Личности от искусства всегда вызывают неоднозначное мнение окружающих. Одних они восхищают, другие не видят в их творчестве ничего оригинального, третьих просто не интересует само искусство. С другой стороны, ты же не стодолларовая купюра, чтобы всем нравиться, если уверен в своем профессионализме. Но, пожалуй, не одна фигура не вызывала столь диаметрально противоположного мнения, причем, порой, оно исходит от одних и тех же. На днях свой юбилей отметил народный артист России Никита Михалков. 75 лет – повод пересмотреть старые фильмы и узнать о нем что-то новое.
В эти выходные документальные ленты о Михалкове, интервью с ним, его творческое наследие шло практически по всем телевизионным каналам, Интернету, по радио. Впрочем, юбиляр и сам не против поговорить о себе, о стране, политике. И всегда четко уверен в своей правоте. А уж воспринимать его мнение или нет – дело каждого индивидуума. Когда-то я сказала, что плюну в лицо тому, кто будет утверждать, что Михалков не гений. Но категорически не приемлю его человеческие качества и взгляды на жизнь. Вот такое противоречие.
В воскресенье решила пересмотреть «Статского советника», шедшего по одному из федеральных каналов, где Никита Сергеевич сыграл князя Пожарского. Фильм мне в свое время не понравился, как и все произведения о Фандорине, литературные и экранные. Несмотря на наличие там массы известных актеров, только Михалков в очередной раз доказал свою творческую состоятельность, будучи более чем убедительным. И при повторном просмотре мое мнение о картине и игре Михалкова не изменилось.
Начав свою карьеру в лучшем фильме оттепели 60-х «Я шагаю по Москве», он сразу же громко заявил о себе, но признается, что головокружения от успехов не случилось. Его быстро поставил на место старший брат Андрей. И хотя они оба принадлежали к элитному обществу, воспитание получили правильное. В основном благодаря матери Наталье Кончаловской. Потомственная аристократка, она всегда оставалась на уровне и старалась этот уровень, вкус привить своим детям. А вот про своего отца – поэта Сергея Владимировича Михалкова – Никита как-то сказал, что тот вообще не любил детей, поскольку сам оставался в душе ребенком.
Первой женой Михалкова стала Анастасия Вертинская, таким образом, объединились две громкие аристократические династии. Но позднее оба признавались, что этот брак был заранее обречен, никто никому не хотел уступать ни в личной жизни, ни в кинематографической. Никита очень ревновал Анастасию, на нее всегда заглядывались мужчины, он лез в драку и много раз попадал в милицию. Несмотря на любовь и рождение сына Степана, пара довольно быстро рассталась, хотя они остались близкими друзьями. Когда-то сестра Вертинской Марианна сказала: «Настя не тот человек, который будет сидеть дома и рожать детей». А Михалкову, судя по его дальнейшей личной жизни, была нужна именно такая женщина.
Кажется, в его карьере вообще нет творческих простоев, однако сам актер и режиссер утверждает, что были, но теперь он заработал право снимать и сниматься как хочет сам. Причем может и режиссерам посоветовать схему не только своего образа, а и раскадровку в целом. Так, снимаясь в картине о Шерлоке Холмсе, он постоянно вмешивался во все детали, и окружающие быстро поняли – на площадке появился еще один режиссер. Со своей любимой партнершей Людмилой Гурченко он полностью придумал сцену в поезде в ленте «Вокзал для двоих». А какой шикарный из него получился Паратов в «Жестоком романсе». Пусть негодяй и предатель, но все женщины Советского Союаз были в него влюблены.
Михалков имеет несколько номинаций на «Оскар», последняя была за картину «Двенадцать». Саму же золотую статуэтку он получил в 1994 году, когда члены американской киноакадемии оценили его фильм «Утомленные солнцем». И как бы ни относились к Михалкову, но видя его на сцене с маленькой Надей на руках, все не могли не умилиться. А недавно Надежда, теперь уже состоявшаяся актриса, в одной из своих картин – «Московский романс», сделала красивую отсылку к фильму «Я шагаю по Москве».
Юлия КОНКИНА /фото из открытых источников/