БЫЛО ДЕЛО – ЗИМНИК...

ДÓРОГИ ДОРОГИ

Великий ученый Альберт Эйнштейн поседел и облысел, ломая голову,  совмещая время и пространство.  Наш прапорщик решил вопрос легко: хватайте лопаты  и копайте от обеда до забора. Автор этих строк  поступил подобным же образом, совмещая в пространстве  – на газетных полосах – два профессиональных праздника. Так сложились обстоятельства. Скорее всего, судьба поступила вполне логично.  Ныне все виды транспорта сведены под «крышу» единого министерства. Там же и дорожники.

Водитель – самая массовая в стране  профессия. В составе АО «ТОДЭП» 1265  водителей управляют самосвалами, грузовиками, автобусами, спецтехникой. Да любой механизатор по окончании горячего сезона готов сесть за баранку. Вот, например,  великолепный грейдерист из ДРСУ-1 Константин Зубов.  Дальше предлагаем более подробный рассказ о повелителях трасс.  

Исторические личности разных эпох повторяли друг за другом сентенцию: «В России две беды – дураки и дороги». Ну, когда это сказано? Возможно, в иных городах и весях  формула и по сей день соответствует истине.  Я, автор, сам за рулем съездил к теще, преодолев 14 губерний родного Отечества и Украины – туда и обратно. Лучше тюменских магистралей по маршруту движения не заметил нигде.

Со стороны, конечно, виднее. Намедни в Сетях  увидел сюжет о нашем любимом городе, снятом  телекомпанией из Перми: площади, улицы, парки... И резюме симпатичной  ведущей: «Похоже, с одной бедой – дорогами – в Тюмени справились раз и навсегда». Но, в конце концов, не дураки же возводят отменные транспортные коридоры!

Однако до идеала далеко. В области имеем 31 деревню, где дорог нет вообще. И едва ли в ближайшей перспективе возникнут. Робинзонами  весной, летом и осенью становятся  жители Заболотья – более 6 тысяч человек. Этот люд в пору действия зимников с декабря по март запасаются всем необходимым: мукой, солью, сахаром, стройматериалами... Однажды, не так давно, проехал я по зимним трассам вместе со специалистами Управления автомобильных дорог, МЧС и ГИМС (государственной инспекции по маломерным судам). Знаете, жалоб от населения на бездорожье не было: человек ко всему привыкает.

Официально горячий сезон дорожных работ в Тюменской области уже закрыт, но даже на юге области  не остаются без дела  грейдеры, экскаваторы, бульдозеры, катки, самосвалы, асфальтоукладочные агрегаты. Службы ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО» занялись подготовкой ледовых автомагистралей.  В регионе действуют четыре зимника: Аксарка – Салемал – Панаевск – Яр-Сале, Салехард – Надым,  Лабытнанги – Мужи – Азовы – Теги и Коротчаево­­­ – Красноселькуп.

Самое время для обустройства мест будущих ледовых переправ, запастись временными дорожными знаками и вешками, проверить пункты обогрева. С зимниками не шутят – там царят строгие порядки и свято соблюдается закон взаимопомощи. Если заглох двигатель, запустить его нет никакой возможности, и никого рядом  – жги деревянные части авто, затем  солярку, а там всё, что горит... Главное – чтобы жив остался. Надежда умирает последней.

 Попадал в такую ситуацию. Приятного  мало, совсем плохо, когда отсутствует связь с  Большой землей. Увы, есть еще «пятна», куда не добрались «Билайн», «Мегафон», «Ростелеком».

Как-то пурга замела колонну  новеньких «КрАЗов», перегоняемых с реки Пур в Новый Уренгой. Сам принимал участие в вызволении ребят из снежного плена. Постаралась аварийная служба дорожников. Об этом я в свое время  рассказывал со страниц газеты «Тюменская правда».

Дорога полна неожиданностей. Вот  по федеральной трассе Р-404 мирно катят фуры  с материалами и оборудованием для обустройства «подземных кладовых» –  номера на машинах как отечественные, так и иностранные. Вот промысловики  с женами и детьми следуют  на отдых в Крым. Магистраль великолепная:  ровное полотно, белоснежная разметка.  И вдруг – нет дороги! Вместо нее  обрыв и глубокая пропасть: справа – лес, слева – лес. Короче, малоприметный ручей  под именем Нюрым смыл дамбу. Потому что всю неделю шли ливневые дожди. Катаклизм! Отрезанными от Большой земли оказались ХМАО и ЯНАО. Пробка из 500 машин растянулась на 100 километров.

Оперативным штабом по  ликвидации последствий ЧП  в круглосуточном режиме руководил  губернатор  В. Якушев, ныне министр строительства РФ. Естественно, круглосуточно работали дорожники. Рассказывает участник событий, заместитель генерального директора АО «ТОДЭП» Алексей Павлов:

– Первым делом позаботились о пассажирах и водителях – организовали 12 пунктов  временного пребывания. Образовали палаточный городок. Открыли 6 полевых кухонь. Продукты к ним доставляли шесть машин. Организовали объезд транспортных средств по маршруту Ханты-Мансийск – Ивдель – Серов  – Екатеринбург, минуя Тобольск и Уват.  «Плененные» авто на «объездных» заправках отоваривались, скажем так, бесплатно.  Как водится, мы, дорожники, большей частью занимались восстановлением трассы.

– В чем состояла загвоздка? – спрашиваю.         

– Под дорогой  были проложены две водопропускные трубы метрового диаметра.  Мало? Но ведь  неприметный ручей. Но ведь тридцать лет  выдерживали. А на тридцать первом  захлебнулись.  Усилили: уложили шесть труб. Засыпали. Но открыть движение не удалось – бурный поток снова смыл дамбу. Кончилось тем, что задвинули  гофрированную трубу такого диаметра, что в ней свободно чувствует себя бульдозер. Сверху утрамбовали песком и щебнем, положили плиты. Запустили транспорт.

– И какие сделали выводы?

– Какие выводы...  Фирма ООО «Сибдорстрой»,  изладившая объект три десятка лет назад, обанкротилась, так что взятки гладки.  Да, похоже, не в строителях дело. За последние тридцать лет подразделения  Сургутнефтегаза  поставили для собственных  производственные здания  в окрестностях дамбы.   В итоге  перекрыли естественные водотоки. И когда дожди полили как из ведра, тихий ручей  Нюрым превратился в бурный разрушительный поток.

 – Намекаете на то, что каждый уважающий себя хозяйственник обязан согласовывать с дорожниками строительство возле магистралей объектов капитального строительства, равно как и объектов в придорожной охранной зоне инженерных систем и их реконструкции?

– Так точно, в соответствии с федеральным законом «О дорогах и дорожной деятельности». Цитирую: «... при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги».  В данном конкретном случае  хозяином магистрали является «Уралуправтодор».

За три года  подразделениям АО «ТОДЭП» вкупе с субподрядчиками предстоит реконструировать 42 километра магистрали Тюмень – Тобольск – Ханты-Мансийск. На этой протяженности надо перенести 51 объект инженерной коммуникации. И тут редко  обходится без конфликтных ситуаций.  Как правило,  затягиваются  все работы. А процесс не терпит отлагательств.

– Семь месяцев решали в АО «Тюменьэнерго» вопрос переноса сетей в зоне подъездных путей у строящегося моста через реку Мега, – рассказывает А.Павлов. – Решили, наконец.

Семь месяцев – много или мало?  Многоуровневый  путепровод по Московскому тракту  типа  «клеверный лист» известный холдинг «Мостострой-11» воздвиг день в день за 6 месяцев. Но ведь на перенос иных объектов порой уходят годы.

Параллельно с автором  в тему вникают тюменские урбанисты. Они пишут о безобразных  магистральных трубах, висящих вдоль объездной дороги (ТКАД), на улицах Мельникайте, Широтной, Московский тракт – всё это портит лицо областной столицы.  Трубы вместе с ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2  принадлежат компании Fortum, контролируемой правительством Финляндии. Земляки сетуют, мол, городские власти  по дешевке  отдали важные объекты басурманам.  Бросьте, г-н Чубайс отдал, возглавляя РАО «ЕЭС». Вроде бы, благое дело изладил он в плане привлечения иностранных инвестиций. Отдельно взятые земляки не доверяют Анатолию Борисовичу. Короче, до Бога высоко, до царя далеко. Не до переноса.

...Пока суд да дело, мне позвонил заслуженный строитель РФ  Александр Лейс. Сообщил, что общественность готовится  отметить 100-летие со дня рождения  Ю.Юшкова. Он заведовал всеми дорогами Белоруссии, командовал строительством  трассы Москва – Минск – Брест. Кстати, Брест – город, породненный с Тюменью. Не случайно наши дорожники пользуются исключительно  разметочными красками   брестской компании «СТиМ». Звание Героя Труда Юрий Владимирович получил за заслуги в Тюменской области, когда руководил трестом «Тюменьдорстрой».

Коллектив этого славного предприятия возводил аэропорты в Салехарде, Сургуте, Ханты-Мансийске, Нефтеюганске и Нижневартовске.  Кроме ТОО, проложил в регионе более 2000 километров  дорог с твердым покрытием. О ноу-хау первых лет освоения нефтегазовых месторождений Западной Сибири говорится в скрижалях истории:

«Полетав над озерами и болотами, военный инженер-строитель  Юшков уселся за расчеты. Вместе с группой специалистов треста он пришел к оригинальной мысли – взять в помощники сибирские морозы: проморозить будущую трассу до торфяного слоя – на дне сформируется массивная, прочная, скованная холодом плита, которая и послужит основанием для возведения насыпи. По существу это было открытие, сулившее огромную экономическую выгоду. Остроумное инженерное решение  снизило и расходы государственных средств, и сроки строительства вдвое, что, в свою очередь, обеспечило дополнительную добычу нефти – так дорожники умножили экономическую мощь страны».

Словом, получились зимники круглогодичного действия. Чего уж, сверху лежали железобетонные плиты.

Я писал о соратнике Юшкова. Он, Сергей Ганоев, был водителем шефа в пору строительства магистралей в Афганистане.  В горах под Гератом на хозяина бросилась кобра. Шофер кинул камень и опередил смертельный укус. В знак признательности Юрий Владимирович, переехав управляющим треста в Тюмени, назначил водилу начальником Урайской автоколонны. Затем Сергей Харитонович поднялся по карьерной лестнице до начальника Строительного управления Минстроя СССР. В момент нашего знакомства товарищ занимал пост заместителя начальника Управления автомобильных дорог Тюменской области.

Ганоев же начинал строить дорогу Тюмень – Тобольск – Ханты-Мансийск, которая сегодня значится как Р-404. Сейчас идет реконструкция магистрали – будет скоростной четырехполосной.

В моих зарисовках есть еще один Юрий Владимирович – Куренков. Лет десять назад я публиковал  о нем очерк в «Тюменской правде». Но с тех пор выросло новое поколение читателей. Напомню коротко. Он не успел получить звания Героя Социалистического Труда. Потому что не стало СССР. Но самую высокую награду государства – орден Ленина – получил. Юрий Владимирович Куренков широкой общественности запомнился как Великий Реформатор региональных дорог. И еще. Народный депутат Новой России Куренков выступил с инициативой создания Дорожного фонда – деньги в государстве появились для строительства дорог и мостов.

Куренков прибыл в наши края из Саратовского политеха с красным дипломом инженера-машиностроителя. Партия немедленно бросила молодого специалиста на поднятие мелиорации. Затем перекинула на дороги, в которых товарищ ни бум-бум. Обратился к главному инженеру Тюменьавтодора Валерию Кретову, мол, помоги вникнуть в суть вопроса.

– Легко, – ответил Кретов, – завтра же и начнем.

На следующий день главинж положил на стол шефа огромную стопку книг. Сказал:

– Это учебники до четвертого курса института, потом принесу за пятый.

Коль речь зашла за науку, то продолжим в том же духе.

– Когда этот парнишка пришел ко мне практиковаться на линейного мастера, я сразу сказал себе: «Далеко товарищ пойдет!».

Так Иван Федорович Тебякин отозвался о Шуваеве. Не ошибся. Педагог из ТюмИСИ (потом ТюмГАСА, ТюмГАСУ), ныне Тюменского индустриального университета – профессор, доктор технических наук. Ранее преподавал в Ливане. Пришлось в совершенстве освоить французский язык. Почти каждый дорожник высшего звена скажет, что прошел школу Шуваева.

А Тебякин  – в дорожной отрасли Тюменской области инженер №4. Это именно он начинал асфальтирование  наших дорог. Здоровья вам, Иван Федорович!

Конечно, твердое покрытие в областной столице имелось – булыжник. Фрагмент первой булыжной мостовой 1893 года сохранился в закутке напротив здания филармонии. Уверен, мало кто обращал внимание. Взглянете – испытаете удовольствие! В советские 50-е годы бригада женщин под чутким руководством Вали Микитко укладывала камушки до Винзилей. Мостовая – это узор из камня, шедевр ловких девичьих рук!

Иные грянули технологии. Вот конкурсы, проводимые Главным управлением строительства области. Вы, конечно, наблюдали: двадцать добрых молодцев полтора часа гоняют по полю мяч – результат:  по нулям. А вот автогрейдер производства Брянского завода ведет стандартный футбольный мяч. Машинист туда-сюда рычагами – гол! Между прочим, ворота узенькие, не больше метра.

Баскетбольный вариант. В игре погрузчик. Бросок ковшом – мяч в сетке. Азартно наблюдать, как экскаваторщик  ножом ковша своего громоздкого агрегата разрезает на дольки арбуз. А еще может раскупорить пивную бутылку.

Вот полная  рюмка водки. Поднимем с тостом в честь профессионального праздника? Стоп, еще  не дозрели!  Ставим рюмку на панель вашей иномарки – и по газам. Если доехали от точки А до точки Б, не пролив ни капли, то, значит, дорога построена ровная. Тестирование этакое. Ребята из «ТОДЭПа» выдерживают  экзамен.

Сознательно не указываю фамилий. Потому что список не вместится в газетные рамки. За полувековое служение СМИ воссоздал в газетах и журналах образы истых профессионалов: машинисты бульдозеров, грейдеров, тракторов, скреперов, катков, экскаваторов, операторов асфальтоукладочных агрегатов  и АБЗ, специалистов по безопасности движения и весовому контролю, контрольных и прочих механиков, газо-электросварщиков, плотников-бетонщиков, монтажников, линейных мастеров и прорабов, профессоров и доцентов, лаборантов, начальников цехов, отделов и участков, водителей самосвалов и автокранов, инженеров и техников  и т.д.  Да, отрасль велика!

А основателем технического перевооружения региональной отрасли знатоки истории называют первого генерального директора АО «ТОДЭП» Геннадия Ивановича Лаптева. При нем стали появляться на фронте работ импортные АБЗ,  прогрессивная дорожная  техника, передовая технология. Но пора возвращаться в  дни сегодняшние. 

– Накануне нашего Дня специалисты Росавтодора проверили готовность подразделений к зимнему сезону, – рассказывает генеральный директор АО «ТОДЭП» Юрий Зинчук. – Это  наличие комплексных дорожных машин, их техническое состояние. На трассе всегда в боевом строю должны быть бульдозеры, грейдеры, а также тяжелые машины для обваловки снега вдоль магистралей. Естественно,  нужен запас песчано-солевых смесей, других  противогололедных материалов. Российская инстанция оценила наши дела высоко. Начиная с 15 октября, действуем на зимних трассах в круглосуточном режиме. И ничего. Дорожники не унывают. Более того, они люди веселые. Так их навеличивают по названию временного пункта по реконструкции федеральной  магистрали Р-404 – Весёлый. Так называется расположенный по соседству почти исчезнувший с лица земли поселок. Похоже, восстановится, ведь говорят же: «Где дорога, там жизнь».  Тут рядышком и улица улеглась – Весёлая. У «веселых» под рукой теплые боксы для стоянки и обслуживания техники. Тут же жилые вагончики и столовая.  

– Вот уже четвертый год  наше  ДРСУ-5 во главе с Дмитрием Губановым строит дамбу в  Ишиме. На протяжении шести с лишним километров поднимаем ее на высоту в 11 метров.  Значит, обеспечиваем безопасность  жителей во время паводка: в первую очередь  владельцев садоводческих кооперативов, а потом и сам город. Ширина дамбы шесть метров, что позволяет проложить поверху автомобильную дорогу. Ишимцы будут рады.

Нефтяным и газовым регионом родная область считалась из-за месторождений Севера, расположенных в ХМАО и ЯНАО. Ныне и Юг обозначился промысловым. Опять-таки благодаря дорогам. Они связывают между собой разрабатываемые и действующие месторождения, входящие в Восточный, Тямкинский, Перспективный и Протозановский хабы. Общая протяженность зимников превышает 1600 километров.

– Имеются и дороги в бетонном исполнении, – дополняет Юрий Николаевич. –  Они тоже требуют постоянного ухода. В настоящий момент ДРСУ-6 из Тобольска перекладывает плиты.

Автора интересует  трудовая деятельность моего старого знакомого Олега Алферова, кстати, воспитанника профессора Анатолия Шуваева.

– Олег поступил к нам мастером, потом, как водится, стал прорабом. А теперь мы назначили его начальником участка  ДРСУ-2. Сегодня парни под его чутким руководством заняты реконструкцией трассы Р-402, то есть «Тюмень–Ишим–Омск» с 39 по 77-й километр. Да и его управление пошло в карьерный рост: недавно переведено в высшую лигу. У нас ранги, как в футболе. Короче, из штатных семи ДРСУ в высшей лиге шесть «команд» – строят дороги всех категорий, ДРСУ-7 занимается улично-дорожной сетью областной столицы.

Другие ребята из высшей лиги – ДРСУ-3 (г. Ялуторовск) – ведут отсыпку насыпи к подъездным путям к мосту через реку Мега на трассе расширяемой федеральной магистрали Р-404. Это сейчас. Но хочется поговорить о будущем.  Но и пройденного у нас не отнять. Пятнадцать лет создавали ТКАД – окружную дорогу. На ней поставили 29 мостов и путепроводов, 18 надземных и подземных пешеходных переходов.

Пока строили, ТКАД местами превратилась в улицу, вот, например, почти под моими окнами улица Федюнинского. По ней ежесуточно грохочет поток из 17 000 автомобилей. В этом плане ничего хорошего.

– Надо строить ТКАД-2, – сказал губернатор А. Моор. – Заключен контракт на проектирование дороги. До сентября 2022 года планируется завершить проектирование четырех этапов строительства.

Конкурс на разработку документации выиграл проектно-изыскательский институт «Тюменьдорпроект». Фирма победила в аукционе, оценив стоимость проекта в 91 млн рублей. Причем начальная стоимость аукциона составляла 165 миллионов.

Скинули цену? Как водится, на конкурсах поступают именно так. Потому что заказчик первым делом выбирает подрядчика, который выполнит работу подешевле. Увы, хорошее дешевым не бывает. Президент В.Путин обратил внимание на сие  «тендерное» обстоятельство. Потому что мы не настолько богаты, чтобы бросаться на всякое барахло.

На чём можно  сэкономить? На низком  качестве стройматериалов. А еще на бракоделах.  Факт налицо.  Пару месяцев назад открыли новую транспортную развязку на пересечении улиц  Мельникайте и 30 лет Победы. У меня лично претензий нет. У блогеров с подачи  информационного портала   «72.ru» есть: лестницы для пешеходов неудобные, не учтены интересы велосипедистов, имеются промахи с точки зрения эстетики. Грехи сваливают на тот же институт «Тюменьдорпроект», дочернее предприятие АО «Мостострой-11». К тому же пишут про «кривые руки проектировщиков».

Я бы в суд подал за распространение сведений, порочащих деловую репутацию института. Ведь уважающий себя специалист в контору «с кривыми руками» не пойдет. Да и на другой объект не пригласят. Не спешит с иском? Тогда, может, и впрямь кривые руки?

...Ладно, не ошибается тот, кто не работает. Дороги наши, напомним, одни из лучших в России. Мосты на Иртыше и Оби красивые – призовые. 2-е и 3-е места на конкурсе Росавтодора. Самое время перейти на праздничный лад. Слово генеральному директору АО «ТОДЭП» Юрию Николаевичу Зинчуку:

– Удач вам всегда и везде, коллеги! Здоровья вам и вашим близким, семейного благополучия и крепкого здоровья!

А мы, газетчики, добавим лирики:

– Пусть  сопутствуют вам широкие трассы счастья да удобные обочины любви и надежды! Берегите себя!

НА СНИМКАХ:  на ТКАД-1;  генеральный директор АО «ТОДЭП» Ю.Зинчук с почетной грамотой министра.

Юрий МАШИНОВ /фото автора/


47125